Урок-утренник Идет волшебница-зима

Цель: обобщить полученные знания о
прочитанных произведениях.

Задачи:

  • совершенствовать восприятие, понимание
    выразительного прочтения литературных
    произведений;
  • воспитывать нравственно-эстетические основы;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование:

снежинки на окнах, снежинки при
исполнении танца, комья (снега из ваты), открытка
со снегирём, рисунки к произведению Сутеева
“Снежный зайчик”, костюмы для инсценировки
сказок, рассказов, танца, магнитофон.

Учитель:


Урок сегодня необычный,
Урок-утренник проводим мы.
Прочитанные нами произведения
Услышите и узнаете вы.

Ученик читает стихотворение З. Александровой
“Зима”.

Снежок порхает, кружится,
на улицах бело,
и превратились лужицы
в прозрачное стекло.
В саду, где пели зяблики,
сегодня – посмотри,-
как розовые яблоки,
на ветках снегири.

Ученик рассказывает первую часть текста С.
Иванова “Каким бывает снег”.

Самый первый снег робок и тих. Ложится на чёрную
октябрьскую землю: “Ой! Извините!” И тает. Лишь
кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от
змеиного следа последнего велосипедиста.

Первый снег. Он лежит словно просто для красоты,
чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся
осенней воды земля, как озимое поле свежо
сверкает…Небо серое, снежок белый и лёгкий.

Ученик читает стихотворение С.Маршака
“Декабрь”.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привёз.
Ёлка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила
Чуть дрожат её иголки,
На ветвях огни зажглись:
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки,
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.

Учащиеся инсценируют сказку “Дети Деда
Мороза”.

От автора:

У Деда Мороза было три сына и одна
дочка. Звали их Ветер, Лёд, Иней и Снежинка. Позвал
Дед Мороз своих детей и говорит.

Дед Мороз:

Скоро зима. Кто из вас лучше людям
поможет?

От автора:

Дети пошли к людям. Долго ждал их
Дед Мороз. Вот пришли они домой и рассказывают.
Начал рассказывать Ветер.

Ветер:

Я нагнал холода. Пусть люди знают, что
идёт зима. Пусть топят печки.

От автора:

Лёд сказал.

Лёд:

Я на реках мосты построил.

От автора:

Иней говорит.

Иней:

Я лес украсил. Он теперь белый. Как это
красиво!

От автора:

Снежинка рассказала.

Снежинка:

Мне стало землю жалко. Я покрыла её
белым снегом.

Мороз:

Хорошо, дети. Вы все помогли людям. А ты,
Снежинка, помогла больше всех.

Девочки читают строки и исполняют танец
снежинок.


“Мы снежинки, как пушинки.
Наша радость лёгкий бег.
Тут — снежинка,
Там — снежинка,
Ну а вместе будет снег!”

Ученик

читает стихотворение С. Михалкова “В
снегу стояла ёлочка”.

В снегу стояла ёлочка —
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! -
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.

Ученица рассказывает вторую часть текста С.
Иванова “Каким бывает снег”.

Силён и спокоен январский снег. Тяжёлым
холодным одеялом накрывает он поля. Гнёт к земле
деревья. А какая ёлочка послабей, он и сломает.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко
поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь
из окошка — что за день чудесный! Прямо весна! Но
только выйдешь — и дух захватывает. И сейчас же
пожалеешь, что не взял вторых рукавиц…Мороз, ну и
морозище! Много снегу, много и холоду. Солнце
висит вверху, словно лампочка в холодильнике:
светит, а не греет.

Ученики инсценируют отрывок русской народной
сказки “Снегурочка”.

От автора

: Жили-были на свете дед и баба. Жили
они, жили и состарились. А детей у них не было. И
очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало
снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу
играть. На санках катаются, снежками кидаются. А
потом стали снежную бабу лепить. Смотрел на них
старик из окошка, смотрел да и говорит бабе.

Старик:



А что, старуха, не пойти ли и нам по
молодому снежку погулять?

Старуха:

Что же, старик, пойдём. Вылепим себе
из снега дочку Снегурочку.

От автора:

Так и сделали. Пошли в огород, и
давай Снегурочку лепить. Вылепили ручки, ножки,
головку. Глазки из светлых льдинок сделали, брови
угольком вывели. Хороша Снегурочка! Смотрят на
неё старики — насмотреться не могут. И вдруг
усмехнулась Снегурочка, бровью повела, ручку
подняла, шагнула разок-другой и пошла себе
тихонько по снегу…

Ученица рассказывает “Деревья в лесу”
М.Пришвина.

Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло,
что только вот не тает. Деревья окружены снегом,
ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзки
склонились, и некоторые даже согнулись макушками
до самой земли и стали кружевными арками.

Ученик

читает отрывок стихотворения И.
Сурикова “Детство”.

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок-хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
А друзья-мальчишки,
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей бедой.

Ученик

рассказывает третью часть текста С.
Иванова, “Каким бывает снег”.

Самый злой и колючий — это февральский снег.
Метели одноногие кружатся, прыгают по полям и над
лесом, сшибаются в один воющий ком. А небо
мглистое, низкое. Кажется, только руку протяни — и
вот оно… Но не поднять руки, не разлепить глаз.
Идёшь, нахлобучив шапку на лоб. А ветер так и
бросает, так и гонит, словно бумажного.

Ученик

рассказывает “Мороз не страшен” К.
Ушинского.

Обидно зиме, что даже маленькие ребятишки, и те
не боятся её сильных морозов! Катаются на коньках
да на санках, в снежки играют, снежных баб лепят,
горы строят, водой их поливают, да ещё просят
мороза: “Приди-ка, помоги!” Ущипнула зима одного
мальчугана за ухо, другого за нос, третьего за
щёку. Щека даже побелела. А мальчик схватил снегу,
давай тереть. И лицо стало красное, как огонь.

Ученик читает отрывок стихотворения Н.
Некрасова “Саша”.

В зимние сумерки нянины сказки
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной!
Няня кричит: “Не убейся, родная!”
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в снегу.

Ученики инсценируют произведение В. Сутеева
“Снежный зайчик”.

От автора:

День был тёплый, снег был мокрый.
Вышли ребята во двор. Что делать?

Коля:

Давайте что-нибудь из снега сделаем. Я,
например, думаю настоящего снеговика вылепить.

Саша

: Правильно. Я медведя белого сделаю.

От автора:

Женя подумала и придумала.

Женя:

У меня слон будет. Небольшой. С хоботом.

От автора:

Катя, самая маленькая, сказала:

Катя:

А я буду зайчика лепить.

От автора:

И пошла работа! Сначала ребята
накатали из липкого снега большие шары. Потом
каждый стал своё лепить — кто что задумал. Раньше
всех Коля своего Снеговика закончил.
Замечательный получился Снеговик: с метлой в
руке, с ведром на голове. У Саши белый мишка вышел
как живой, с палкой-клюкой в лапах. Женя
небольшого слона сделала. С хоботом.

А самая маленькая, Катя, лепила-лепила, но так и
не получился у неё зайчик…Кучка снега — и всё.
Когда все налюбовались на свою работу, Коля
сказал:

Коля:

Давайте ещё лепить. Я, например, хочу
Деда Мороза сделать.

Саша:

А я – Снегурочку.

От автора:

Женя подумала и придумала.

Женя: Я построю снежный домик с ледяными
окошками.

От автора:

А самая маленькая, Катя, тихо
сказала.

Катя:

А я буду зайчика лепить.

Дети инсценируют произведение до конца.

Ученик

читает стихотворение И. Белякова “О
чём ты думаешь снегирь?”

Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок…
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
И сад,
и роща,
и пустырь…
Всё в тихом зимнем сне.
О чём ты думаешь, снегирь?
Конечно, о весне!

Учитель подводит итог

: “С наступающим Новым
годом мы Вас поздравляем! Исполнителей ролей
представляем”.




Следующий: