Урок – условно-ролевая игра Поэтическое кафе


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (818,17 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: обобщить и систематизировать
знания учащихся по трём направлениям русской
поэзии I половины XX века; помочь
детям перенести знания, полученные на обычных
уроках, в новую, нестандартную ситуацию.

Задачи:

  • Образовательная: формировать
    представление учащихся о литературе Серебряного
    века как о культурном феномене, проверить и
    углубить знания учащихся;
  • Воспитательная: воспитывать
    коммуникативную культуру и творческую
    активность школьников, прививать познавательный
    интерес к творчеству гениальных поэтов;
    воспитывать ответственное отношение к
    коллективной деятельности;
  • Развивающая: развивать навыки
    выразительного чтения стихотворений, навыки
    размышления при прочтении поэтических текстов,
    навыки анализа лирических произведений;
    развивать образное и ассоциативное мышление,
    память, фантазию, воображение.

Тип урока: урок обобщения и
систематизации знаний.

Форма урока: урок-условно-ролевая
игра.

Нетрадиционная технология урока:
урок, имитирующий общественно-культурные
мероприятия.

Методы работы: метод творческого
чтения, исследовательский метод, интерактивный
метод.

Приёмы работы: выразительное чтение,
беседа, анализ, работа с поэтическим текстом,
творческие задания.

Формы работы: коллективно-групповая
деятельность.



Педагогические принципы:

  • принцип воспитывающего обучения;
  • принцип соответствия обучения возрастным и
    групповым особенностям обучаемых;
  • принцип наглядности;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип взаимоуважения.

Оборудование:

1. три
стола, оформленные в стиле
каждого направления, поверх них ткань:
светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая;
2. свеча;
3.
чётки;
4. ананас;
5.
пригласительные билеты;
6.
таблички для столиков;
7.
портреты поэтов;
8. ветка
рябины;
9.
подсвечник, три свечи (голубая, зелёная,
жёлтая);
10. шкатулки;
11. памятка
«Языковые средства»;
12. набор для
рисования;
13. интерактивная
доска;
14. презентация;
15. колонки;
16. призы.

Этапы урока:

I. Организационный момент.
II. Основная часть.
Представление гостей.
Оформление кафе.
Выбор названия кафе.
Слово учителя.
Творческое задание «Единое целое».
Творческое задание «Образы направлений».
Творческое задание «Три шкатулки».
Любимое стихотворение.
Рефлексия.
III. Подведение итогов.
Вывод.
Церемония награждения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит лирическая музыка (Приложение
1
).

– Здравствуйте, уважаемые гости! Как хозяйка
этого поэтического кафе, я рада вас
приветствовать здесь и предлагаю вам войти в
«тот мир очарований, в тот мир из серебра» и вновь
соприкоснуться с эпохой начала XX века!

II. Основная часть

Представление гостей

Обратите внимание на пригласительные билеты,
которые лежат перед вами, на фамилии поэтов.
Назовите их.

1 столик – «Символисты»: Александр
Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб,
Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус,
Константин Бальмонт, Иннокентий Анненский.

2 столик – «Акмеисты»: Николай
Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип
Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил
Зенкевич, Анна Ахматова (место пустует).

3 столик – «Футуристы»: Владимир
Маяковский, Игорь Северянин, Велимир Хлебников,
Елена Гуро, Василий Каменский, Давид Бурлюк,
Алексей Кручёных.

Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает:
«Где же Анна Ахматова?»

«Вы здесь», – отвечают ей гости.

Ахматова: «Как вы догадались, что это
я?»

Учащиеся: «Ваш стиль соответствует
образу великой поэтессы: тёмные одежды, туфли,
шаль, чётки, волосы, собранные в пучок…».
– Молодцы! А теперь прочтите кто-нибудь за
столиком одно из своих стихотворений.

Мои слова

Мои слова – жемчужный водомёт,
средь лунных снов, бесцельный, но вспенённый, –
капризной птицы лёт,
туманом занесённый.
Мои мечты – вздыхающий обман,
ледник застывших слёз, зарей горящий, –
безумный великан,
на карликов свистящий.
Моя любовь – призывно-грустный звон,
Что зазвучит и улетит куда-то, –
неясно-милый сон,
уж виданный когда-то.

Андрей Белый.

Фаустина

Серебристым рыба махнула хвостом,
Звезда зажелтела в небе пустом –
О, Фаустина!
Всё ближе маяк, тёмен и горд,
Всё тише вода плещет о борт –
Тянется тина…
Отбившийся сел на руль мотылёк…
Как тень свиданья от нас далёк!
Тень Палатина!
Ветром запах резеды принесло.
В розовых брызгах моё весло.
О, Фаустина!

Михаил Кузмин.

Заклятие смехом

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных
смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Велимир Хлебников.

– Спасибо! Я тоже прочту вам стихотворение чуть
позже.

Оформление кафе

– Вы сидите за столиками, которые оформлены в
стиле своего направления: символизма, акмеизма и
футуризма. Помогите мне, пожалуйста, дооформить
наше кафе – расставьте на столики недостающие
предметы: голубая свеча, чётки, ананас.

Символисты выбирают голубую свечу,
как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку
они старались уйти от реальности в мир иной,
небесный, загадочный, мистический, таинственный.
В строках Александра Блока и других поэтов
преобладают свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи,
огонь кадильный берегу…», «Робко пламя
церковной свечи у заутрени бледной зажгу», «Там
жду я Прекрасной Дамы в мерцаньи красных лампад»
и т.д. Поэзия символистов носит интровертный
характер: это стихи для избранных. Говоря
метафорическим языком, поэзия – Тайна, Мечта,
Сон. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна,
неявна, отвлечённа, иллюзорна.

Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной
скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая,
существенная, материальная, весомая. Говоря
метафорическим языком, поэзия – Камень, Древо.
Акмеисты выбирают чётки, поскольку
яркой представительницей этого направления –
Анной Ахматовой написаны многие стихотворения,
вошедшие в сборник «Чётки»; сама поэтесса носила
их, молитвенно перебирая.

Поэзия футуристов носит
экстравертный характер. Поэты стремились
бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого,
Достоевского с парохода современности»,
печатались на обойной бумаге, в кабачках
поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их
эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная,
причудливая, экзотическая. Говоря
метафорическим языком, поэзия – Пламя,
Вулкан, Стихия. Столик их покрыт ярко-жёлтой
тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В
строках некоторых представителей присутствует ананас
(экзотический фрукт), поэтому ребята и
выбирают данный предмет: «Ешь ананасы, рябчиков
жуй, день твой последний приходит буржуй!»
(Владимир Маяковский), «Ананасы в шампанском!
Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно,
искристо, остро!» (Игорь Северянин).

Выбор названия кафе

– Уважаемые гости, у нашего поэтического кафе
нет названия. Пожалуйста, подумайте,
пофантазируйте и предложите от каждого столика
своё название, объединяющее все три направления,
и объясните свой выбор.

Варианты:

  • Серебряная свеча,
  • Серебряный родник,
  • Ветер перемен,
  • Поэтический бум,
  • Звёздный дождь,
  • Серебряный остров,
  • Серебряная пристань и т.д.

Дополнительная информация. Ребята,
действительно, поэты Серебряного века
объединялись в группы и читали свои стихи в
литературных кабачках, кафе, кабаре. Одним из
таких заведений того времени был известный
кабачок Бродячая собака. А мы с вами находимся в
поэтическом кафе… Серебряный остров.

Слово учителя.

Хозяйка кафе берёт со стола ветку
рябины и в задумчивости читает строки:
«Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я
родилась». С именем какой поэтессы у вас
ассоциируется образ ветки рябины? (Марина
Цветаева)

В поэтическом кафе хочется не только читать
стихотворения, но и петь. Ведь на стихи поэтов
Серебряного века писали песни, романсы.

Звучит песня «Мне нравится, что Вы
больны не мной…» на стихи Марины Цветаевой,
музыка Микаэла Таривердиева. (Приложение
2
)

Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной –
Распущенной – и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами…

– Марина Цветаева, действительно, не входила ни
в одно из этих направлений. Какие ещё поэты не
являлись представителями ни символизма, ни
акмеизма, ни футуризма? (Сергей Есенин, Николай
Клюев, Максимилиан Волошин).
Вне школ были
следующие поэты: Владислав Ходасевич, Борис
Пастернак, Иван Бунин и другие. Отлично!

Творческое задание «Единое целое»

На столиках лежат конверты, в которых находятся
строки стихотворений в хаотическом порядке.
Учащиеся складывают их в единое целое,
затем читают, а учитель сравнивает с
оригиналом.



* * *

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной дамы
В мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.

Александр Блок

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.

Николай Гумилёв



А вы могли бы?

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

Владимир Маяковский

Творческое задание «Образы направлений».

Потихоньку звучит лирическая музыка (Приложение 1). Трое учащихся
рисуют образы своих направлений.

Варианты символистов: Прекрасная Дама
с вуалью (в поэзии А. Блока), свеча и звездопад
(свеча преобладает во многих строках поэтов),
мистическая пустота (символисты стремились в мир
иной, мистический и загадочный), лестница,
уходящая в небо (пограничное пространство между
небом и землёй).

Варианты акмеистов: жираф и озеро Чад
(стихотворение Н. Гумилёва «Жираф»), ларец
жемчужный (сборник стихов Н. Гумилёва «Жемчуга»),
гора и восходящее солнце (в переводе acme –
вершина, гора).

Варианты футуристов: пламя, вулкан
(метафоры поэзии данного направления), гром среди
ясного неба (поэзия эпатажная, шокирующая),
обнажённый всадник на жёлтом коне, который
мчится в будущее (поэты скинули старые одежды и
бросили вызов обществу, в переводе futur – будущее).

Творческое задание «Три шкатулки»

В то время, когда школьники рисуют образы
направлений, выносятся три шкатулки. В
них находятся стихотворения. Учащиеся первого и
третьего столиков вставляют пропущенные слова,
ребята второго столика анализируют
стихотворение, находят в нём
выразительно-изобразительные средства языка и
объясняют их роль.

Фабрика

В соседнем ______ окна ______,
По вечерам – по вечерам
______ задумчивые ______,
Подходят ______ к воротам.
И глухо ______ ворота,
А на стене – а на стене
_______ кто-то, ______ кто-то
_______ считает в тишине.

Александр Блок

* * *

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, все сердца туманит…
Перебирая мужнины слова,
Она рыдать не перестанет.
И будет так, пока тишайший снег
Не сжалится над скорбной и усталой…
Забвенье боли и забвенье нег –
За это жизнь отдать немало.

Анна Ахматова

Нате!

Через ___ отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш _________ жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я – _________ слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах _______
где-то ____________, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас ______ густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Владимир Маяковский

Любимое стихотворение (читает хозяйка
кафе)

* * *

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий зажигается огонь
На башенке озёрной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анна Ахматова

Рефлексия

– Ребята, выразите, пожалуйста, свои чувства,
мысли, эмоции! Для чего мы изучаем поэзию
Серебряного века? Нужна ли она нам в современном
мире?
– Понравился ли вам такой урок?

III. Итог урока

– Наша встреча подошла к концу. Послушайте
небольшое напутствие на будущее:

«Стихи не нужны недотёпам и нудным.
Сердца им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди:
Я это по личному опыту знаю».

Поэзия вдохновляет, одухотворяет нас, несёт
свет, тепло в наш мир и делает его совершенным.

– Спасибо!

Церемония награждения

Приложение 3




Следующий: