Урок-упражнение в 8-м классе по теме Соединения химических элементов

Цель урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации
    неорганических веществ.
  • Закрепить знания и умение составлять формулы по названиям и названия по
    формулам.

Задачи урока:

  • Проверить глубину знаний, умение их применять при использовании игровых
    форм.
  • Способствовать развитию логического мышления, речевых навыков.
  • Активизация познавательной деятельности учащихся, воспитывать желание
    трудиться, с интересом, без принуждения.

Оборудование:

Карточки с заданиями, компьютер, используется презентация, схема (квадрат)
“Генетическая связь между классами соединений”, диски для составления формул
соединений, карточки с написанными химическими формулами соединений.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Сегодня мы попробуем в игровой форме
проверить знания по теме “ Соединения химических элементов”. В свое время
философ Конфуций сказал: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве
не приятно?”. Вот эти слова и будут к нашему уроку эпиграфом.

Актуализация знаний учащихся

(фронтальный опрос) – разминка.

  1. На какие две группы можно разделить неорганические вещества?
    (Простые и сложные)
  2. На какие группы можно разделить простые вещества?
    (Металлы и неметаллы)
  3. На какие классы делятся сложные вещества?
    (Оксиды, основания, кислоты, соли)
  4. Что называется оксидами, основаниями, кислотами, солями?

2. Задание (индивидуальное) работают 4 ученика: (работа с дисками)

Поворачивая внутренний диск, составьте формулы солей и назовите их.

(Приложение №1) слайд №1

Учащиеся поделены на четыре группы. Группы имеют названия: 1. Оксиды. 2.
Основания. 3. Кислоты. 4. Соли.

1. Игра “ Крестики – нолики ” (

участвуют все четыре группы) (Слайд
№2,3,4,5)

Выигрышный путь – оксиды Выигрышный путь – соли
Выигрышный путь – кислоты Выигрышный путь – основания

2. Из списка выбрать отдельно формулы: оксиды, основания, кислоты, соли (

задание
1 группе)

Ca3(PO4)2; H3PO4; Ca(OH)2; Na2SiO3; KOH; BaO; AI2(SO4)3; Fe(OH)2; HCI;
BaSO4; SO2; NaOH; Na2CO3; HNO2; Fe2O3; H2S; Cu(OH)2.

3. Тренинговая игра “Соответствие движению” (

участвуют все четыре группы)

Цель игры: ввести в обучение оживление и разрядку, которая
способствует непринужденному запоминанию формул, названий, терминов.

Технология игры: учитель показывает карточку с формулой вещества,
называет вещество и если называет:

  • кислоту – они поднимают правую руку;
  • оксид – левую руку;
  • основание – берутся за нос;
  • соль – берутся за правое ухо.

Результат игры:

Игра проходит весело и оживленно, быстро: и на основе “ассоциативных
движений” достигается выучивание необходимых химических соединений, происходит
слуховое восприятие соответствующих формул.

4. Определить степень окисления химического элемента в соединениях:


(задание 2 группе)

CaCI2
Fe2O3
H2S
AICI3
Na2O
KOH
Na2CO3
BaO

5. Игра “Найдите соответствие”

(задание 3 группе)

Цель игры: Отработка навыков быстрого запоминания кислот и их солей.

(запись на доске)

6. Составить формулы солей (

поддиктовку) (участвуют все 4 группы).

нитрат бария
хлорид калия
силикат натрия
сульфат меди
нитрат натрия
карбонат калия

7. Соответствие: солям написать формулы кислот, оксидам – основание:
(задание 1,2 группам)

8. Классификация солей

(средние (нормальные), кислые, основные): (задание
3 группе)

Na2CO3; K2SO4; AI(OH)CI; NaHCO3; Ba(NO3)2; Ca(HCO3)2; K3PO4; Ca(OH)CI;
KH2PO4.

9. Игра “Найдите лишнее”

(задание 4 группе)

Цель игры: научить распознавать по формулам различные классы
неорганических соединений.

Технология игры:

  1. На слайде написаны пять строчек химических формул различных веществ. В
    каждой строчке по четыре формулы.
  2. В каждой строчке следует вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не
    к тому классу, к которому относятся три других.
  3. Задание выполняют учащиеся, используя принцип “эстафеты”.

Задание:

HCI
KCI
SO3
NaOH
H3BO3
Na2SO4
BaSO4
Mn2O7
MgOHCI
NaHCO3
H2SO4
H2SO3
KCIO3
AI(OH)3
CaS
HNO3
CaCO3
N2O5
Cr(OH)2
MgCI2

Приложение №2 (Слайд №6)

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Домашнее задание: Повторить кислоты и соответствующие им соли.

Использованная литература:

  1. Сгибнева Е.П, Скачков А.В. Современные открытые уроки химии 8-9
    классы(Серия “Школа радости”.) – Ростов-на-Дону :изд-во “Феникс”, 2002.
    С199, 201.
  2. Тыльдсепп А.А, Корк В.А. Мы изучаем химию. Книга для учащихся 7-8
    классов средней школы – М.: Просвещение, 1988, с35.
  3. Токмачева Т.К, Лазыкина Л.Г, Левитина З.К и др. Уроки химии по
    интегральной технологии. 8 кл: Мастер – Класс. Метод. пособие.– М.: Дрофа,
    2007.
  4. Шукайло А.Д. Тематические игры по химии, Методическое пособие для
    учителя.– М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с.

Следующий: