Урок Углеводороды в вопросах ЕГЭ


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний по изученным классам
углеводородов.

Задачи. Образовательные:

1) Обобщить и систематизировать знания учащихся об углеводородах на основе
сравнительной характеристики на основе их состава, строения и свойств;
2) отработать навыки в составлении названий изученных классов углеводородов по
систематической номенклатуре, уравнений химических реакций, умения решать
расчетные задачи на нахождения молекулярной формулы углеводородов на примере
заданий из контрольно – измерительных материалов ЕГЭ.

Развивающие:

1) Развивать умения применять знания, полученные на уроках на практике;
2) развивать логическое мышление;
3) активизировать познавательный интерес к предмету, творческую активность
детей;
4) развивать коммуникативные способности учащихся, умение выслушивать ответы
учащихся;
5) развивать правильную химическую речь, способность аргументировано отвечать на
вопросы;
6) развивать информационно – коммуникативную компетентность учащихся.

Воспитательные:

1) Воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки, чувства
ответственности;
2) повысить интерес школьников к курсу химии.

Тип урока: по дидактической цели – совершенствование знаний, применяя
задания из контрольно-измерительных материалов; по способу организации –
обобщающий.т

Методы: словесные (беседа, ответы учащихся); практические (работа в
группах, выполнение самостоятельной работы).

Оборудование:



Девиз урока: “Силу уму придают упражнения, а не покой”
(Слайд 2
в презентации).

1. Мотивационный этап.

Вводное слово учителя.

Углеводороды имеют большое значение для современных отраслей промышленности,
техники, повседневной жизни людей. Эти вещества, как в индивидуальном состоянии,
так и в виде природных смесей (нефть, природный газ, уголь) служат сырьем для
производства десятка более сложных органических соединений, несут в наши дома
тепло и свет. Без них исчезли бы из обихода многие привычные вещи: изделия из
пластмасс и резины, средства бытовой химии, косметика.

Цель нашего занятия – сформировать целостное представление об углеводородах
изученных типов, определить их генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее
влияние строения органических соединений на их свойства, рассмотреть различные
варианты контрольно – измерительных материалов в вопросах единого
государственного экзамена в частях. А, В и С.

2. Операционный этап.

1. Восстановление опорных

знаний, умений и навыков по строению,
изомерии. гомологии, номенклатуре органических соединений.

  • Работа у доски

.

Первый ученик – составить формулы веществ по названию (они заранее написаны
на доске): пентен-1, 2,2-диметилпропан, пентин-1, пентадиен-1,3, 2–
метилбутен-1, пентадиен-1,3.

Вопросы:
– выберите гомологи,
выберите изомеры,
– у каких углеводородов возможна пространственная изомерия.

Второй ученик – составить формулы возможных изомеров состава С4Н8. назвать
их.

Вопрос – какие виды изомерии характерны для алкенов.

Третий ученик – определить вид гибридизации атомов углерода, подсчитать общее
количество сигма и пи связей в веществах пентин-2 и бутадиен-1,3.

Вопрос – какие валентные состояния атомов углерода нам известны.

Работа класса – химическая разминка (пока готовятся учащиеся у доски).

Вопросы для беседы:

– В чем причины многообразия органических веществ?
– Какие углеводороды называют предельными? Приведите примеры?
– Какие углеводороды называют непредельными? Какие их классы мы изучили?
– В молекулах каких углеводородов присутствуют пи-связи?
– Как называются вещества, имеющие схожее строение, но отличающиеся по составу
на группу атомов СН2?
– Как называют вещества одинаковые по составу, но имеющие разное строение?
– Дайте определения изученным классам углеводородов?

Дальше учащиеся комментируют ответы у доски.

Подводим итоги этого этапа урока (Слайд 3).

Учащиеся должны:

– Знать классы углеводородов и их общие формулы.
–Уметь составлять формулы углеводородов.
– Уметь составлять формулы изомеров и гомологов.
– Знать номенклатуру углеводородов.
– Давать названия углеводородов по систематической номенклатуре.
– Уметь объяснять пространственное строение углеводородов.

2. Формирование способов умственных и практических действий с новыми
знаниями.



Один из новых типов задач, которые мы научились решать в 10-ом классе –
определение молекулярной формулы органических соединений. Их можно разделить на
несколько типов (учащиеся перечисляют). Далее учащимся предлагается решить
задачи по группам (Приложение №1).

После решения и проверки учащиеся обозначают навыки, приобретенные при
решении задач (слайд).

Для решения задач С – 5 необходимы

(Слайд 4)

1. Данные о молярной массе: задаются через абсолютную плотность органического
вещества, относительную плотность по другому газу, соотношением массы и объема.

2. Данные о соотношении числа атомов в молекуле: задаются массовыми долями
химических элементов, общей формулой гомологического ряда, количественным
соотношением исходных веществ и продуктов реакции.

3. Отработка умений и навыков в составлении уравнений реакций,
характеризующих способы получения и химические свойства углеводородов.



3.1 Проверка творческого д/з.

(Получить из метана пропилен.)

3.2. Вставьте пропущенные вещества.

Учащиеся дописывают реакции, комментируя каждый тип.

3.3. Мыслительный эксперимент (Слайд 5).

Учащимся предложена схема превращений уровня С – 3 (при достаточном
количестве времени уравнения реакций записываем в тетрадь).

Для выполнения заданий С – 3 необходимо знать способы получения и химические
свойства классов органических веществ..

4. Тестовый контроль.

“Доводы, которые человек додумывает сам, убеждают его больше, нежели те,
которые пришли в голову другим” (Б. Паскаль) (Слайд 6)

Давайте подумаем и прокомментируем задания с частичным выбором ответ
(приложение № 2)
.

А теперь попробуем выполнить индивидуальный тест
(приложение № 3)
.

Затем учащиеся осуществляют самопроверку (Слайд 7) и оценивают
результат.

3. Подведение итогов урока, комментированное выставление оценок, домашнее
задание

. (Слайд 8)

Сегодня на уроке мы рассмотрели некоторые классы углеводородов, основные типы
заданий, которые встречаются в вопросах единого государственного экзамена в
частях А, В и С.

Заключение.

(Слайд 9)

“И у природы есть всему свой срок
И осени пора и бурного цветенья
И химии не кончится урок
Жизнь будет ее вечным продолжением” .

Смысл этих строк заключается в том, что знания, полученные на уроках,
пригодятся вам при выборе жизненного пути. Ведь на свете так много профессий,
связанных с химией.




Следующий: