Урок-турнир по произведениям А. Вампилова Старший сын и Утиная охота в 11-м классе


Подготовительная работа:

Класс заранее разделить на 2 команды,
предложить придумать названия, выбрать капитана;

  • глубоко проанализировать пьесы: “Старший сын”,
    “Утиная охота”;
  • изучить биографию А.Вампилова, письменно
    ответить на вопрос конкурса “Домашнее задание”;
  • поработать над “Толковым словарем” по пьесам
    А.Вампилова.

Ведущему подготовить карточки с вопросами,
жетоны для болельщиков, 2 подноса с предметами и 2
салфетки, карты к конкурсу “Азартные игры”,
протоколы для жюри, пригласить членов жюри,
подготовить призы.

Оформление:

  • Выставка книг с произведениями А. Вампилова,
    книг о Вампилове.
  • Портрет А. Вампилова, иллюстрации к пьесам.

Цель турнира – урока:

  • заинтересовать учащихся личностью А.Вампилова,
    более глубоко познакомить с его драматургией,
    активизировать самостоятельность
    исследовательской деятельности учащихся;
  • сделать изучение литературы увлекательным,
    интересным и глубоким;
  • воспитывать умение думать в экстремальных
    условиях.

Вступление

Ведущий: Сегодня мы проводим турнир-
урок по произведениям А.Вампилова: “Старший
сын” и “Утиная охота”. Участвуют две команды,
капитаны этих команд (называет их фамилии), члены
жюри (представляет их), и я, ведущий (называет
себя).

Болельщики, помните, что вы можете принести
своей команде два дополнительных очка к
итоговому результату в игре, если заработаете
больше жетонов за свои ответы.

Жюри имеет право во всех конкурсах добавлять
команде от 0,5 до 1,2 балла за особенно
понравившийся ответ, а также оштрафовать команды
или болельщиков за подсказки, некорректное
поведение и т.п.

Команды, проводим жеребьевку, чьей команде
первой начинать игру.

Конкурс “Тесты”

Капитаны получают напечатанные тесты. Команды
пишут на листах с тестами своё название и
подчеркивают правильный с их точки зрения,
вариант ответа на каждый тест.

Команды по очереди отвечают на каждый тест.
Ответ дает любой игрок, который читает
тест и вариант ответа.

По окончании конкурса команды передают листы с
подчеркнутыми ответами в жюри.

Время обдумывания теста — 1 минута на вопрос.
Максимальная оценка за все тесты равна их числу,
умноженному на два.

Жюри объявляет правильный вариант после
каждого ответа.

Ведущий в то время, когда команды готовят
ответы на тесты, проводит конкурс
болельщиков.

Тесты

За каждый правильный ответ — 2 балла.

I. Кто придумал версию, что Андрей Григорьевич
Сарафанов — отец Бусыгина?

  1. Бусыгин.
  2. Сильва.
  3. Сарафанов.

II. Кто предложил отправить Зилову венок?

  1. Саяпин.
  2. Кузаков.
  3. Кушак.

III. От чего Зилов чувствует себя одиноким?

  1. Из-за венка, присланного друзьями.
  2. Из-за воскрешённого в памяти прошлого;
  3. Из-за похмельного состояния,

IV. Сарафанов — это…

  1. Сохранивший детскую душу человек.
  2. Неудачник.
  3. Состоявшийся музыкант.

V. “Старший сын” — это по жанру

  1. Случай,
  2. Парадокс.
  3. Анекдот.

VI. Что больше всего интересует А Вампилова в
“Утиной охоте”?

  1. Осмысление роли человека в обществе.
  2. Процесс нравственного разрушения человека.
  3. Душевный идеализм героев.

VII. Для Зилова характерно

  1. Отчуждённость от реальной жизни и
    погруженность в себя.
  2. Откровенный цинизм.
  3. Раскаяние

Конкурс болельщиков

  1. Назовите дату рождения Александра Вампилова (1937г.)
  2. Какой день для А. Вампилова стал трагическим? (1
    7августа 1972 г.)
  3. Какой сон отца Александра Вампилова стал вещим?
    (Отец рассказывает жене свой сон: “Вероятно,
    будет сын разбойник, и боюсь, как бы он не был
    писателем, т.к. во сне вижу писателей. Видел Льва
    Толстого.)
  4. В честь кого Вампилов назван Александром и
    почему?
    (Год рождения Вампилова был годом 100–летия со
    дня смерти А.С.Пушкина, в честь которого он и
    назван.)
  5. К кому из русских драматургов близок Вампилов?
    Л.Чехову}
  6. Назовите известные вам пьесы А. Вампилова (1 жетон
    за пьесу.)
  7. Какие слова были для Вампилова путеводной
    звездой в творчестве? (Писать надо о том, от чего
    не спится по ночам).
  8. Какой театр стал Вампиловским после его смерти? (Московский
    драматический театр им. М.Н. Ермолова).

Толковый словарь (по творчеству
А.Вампилова)


(Болельщики дают толкование слов – домашнее
задание)

1. Пессимизм — мироощущение, исполненное уныния,
безнадежности, склонность во всем видеть дурное,
неприятное.

2. Интеллигентность – образованность,
культурность.

3. Цинизм — грубая откровенность, бесстыдство,
пренебрежительное отношение к нормам
нравственности, благопристойности, к чему-либо,
пользующемуся всеобщим признанием,
уважением.



4. Сакраментальный вопрос –

1) достойный поклонения, почитания;
2) ставший обычаем, традицией, освященный
традицией.

5. Идеализм –

1) приверженность к высоким нравственным
идеалам;
2) склонность к идеализации действительности.

Замечания к “Конкурсу болельщиков”

Ведущий читает вопрос. За правильный ответ
болельщик, поднявший руку первым, получает жетон.
В конце игры болельщики считают жетоны. Так
определяются 3 первых победителя в личном зачете.
Затем болельщики каждой команды суммируют свои
жетоны.

Конкурс “Мир литературных вещей”

Ведущий: Капитаны, подойдите ко мне и
выберите поднос, на котором находятся
“литературные вещи”, накрытые салфетками.

Капитаны, выбрав поднос, снимают салфетки и по
очереди показывают всем участникам турнира
предметы, на своих подносах, называя их …

Команды обдумывают ответ и дают их по очереди:
сначала одна, затем другая.

Время обдумывания 3 минуты.

Максимальная оценка конкурса по числу вещей.

Ведущий в это время проводит конкурс
болельщиков (те вопросы, на которые ещё не
ответили в “Конкурсе болельщиков”.)

Вещи I команды:

  1. Серебряная табакерка. (Сарафанов дает её
    Бусыгину, веря в то, что тот его старший сын.
    Табакерка, по обычаю семьи, передается в руки
    старшего сына.)
  2. Пепельница. (Зилов дарит Галине пепельницу
    – “цветы”, когда вспоминает прошлое.)
  3. Плюшевый кот. (Вера подарила его 3илову на
    новоселье.)

Вещи II команды:

  1. Пуговица. (Васенька обрывает её, пришитую
    Макарской).
  2. Ружьё. (Зилов хочет застрелиться из ружья)
  3. Гитара. (Сильва играет на гитаре)

Конкурс “Создаём литературный
образ”

Ведущий. Капитаны, подойдите ко мне,
выберите конверты.



Капитаны читают вслух задания, команды
обдумывают задание 30 секунд.

Максимальная оценка конкурса по числу заданий.

Ведущий после каждого ответа объявляет
правильный ответ.

I. Кто скрывается за этим портретом?

Первая команда: “Ему около 30 лет, он
довольно крепкого сложения: в его походке,
чертах, манере говорить мало свободы, приходящей
от уверенности в своей физической
полноценности”. (Зилов, “Утиная охота”)

Вторая команда: “Ему около 30. Яркой
внешностью он не выделяется. Большей частью
задумчив, самоуглублен. Говорит мало, умеет
слушать других, одет весьма неряшливо”. (Кузаков,
“Утиная охота”)

II. Кто это говорит?



Первая команда: “У людей толстых кожа,
и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как
следует, только тогда тебе поверят и
посочувствуют. Их надо напугать или
разжалобить”. (Бусыгин, “Старший сын”)

Вторая команда: “Каждый человек
родится творцом, каждый в своём деле, и каждый по
мере сил своих и возможностей должен творить,
чтобы самое лучшее, что было в нем, оставалось
после него. (Сарафанов, “Старший сын”)

III. Чья это квартира?

Первая команда: “Среди вещей и мебели
старый диван и видавшее виды трюмо. Закрытое
занавеской окно во двор. (Квартира Сарафанова).

Вторая команда: “Мебель обыкновенная.
На подоконнике большой плюшевый кот с бантом на
шее. Беспорядок. На первом плане тахта. У
изголовья столик с телефоном”. (Квартира Зилова).

Конкурс капитанов.

Капитаны получают по два вопроса, обдумывают их
1 мин. и отвечают по очереди на один вопрос оба,
затем на другой вопрос.

Найдите и исправьте смысловую ошибку.

1 капитан: “Холодная, горячая? Красота!
Газ? Красота! Так, так, так… а здесь? 18 квадратов?

Красота! Лоджия? Юг? Север? Красота! (Валерия.
“Утиная охота” — неверно лоджия, нужно балкон.)

2 капитан: “У меня было звание майора,
меня оставляли в армии. С грехом пополам я
демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это
знаешь, плохо влияет на слух”. (Сарафанов
“Старший сын”- неверно майор, нужно капитан).

Вспомните и ответьте.

1 капитан: Какую песню поет один из
героев “Старшего сына”? (“Ехали на тройке — не

Догонишь” или “Когда фонарики качаются
ночные” Сильва)

2 капитан: Что входило в предметы
охотничьего снаряжения, подаренные Зилову? (Нож,
патронташ. Несколько деревянных уток.)

Конкурс “Домашнее задание”

Задачи конкурса, его цель и условия сообщаются
командам заранее, в период подготовки к турниру -
уроку.

Тема домашнего задания объявляется командам за
две недели до турнира, само задание выполняется в
классе или дома.

Каждая команда читает письменную работу.
Максимальная оценка 5 баллов.

Задание: Письменно ответить на вопрос: “Так кто
же Зилов такой — герой или ничтожество, палач или
жертва?”

Конкурс “Азартные игры”

Ведущий. На столе лежат рубашкой вниз
два ряда карт двух мастей (черви и пики) от туза до
четверки, Достоинство каждой карты обозначает и
“стоимость” вопроса. Ещё две карты “джокер” и
“пустышка” лежат отдельно. Они разыгрываются
после основных восьми карт. В моих руках такие же
восемь карт. Я сдаю капитанам по очереди по
одной карте. Какая карта выпала, под такой
капитан и берет вопрос, напечатанный на карточке.
После розыгрыша восьми карт капитаны сами
выбирают оставшиеся две карты. С “джокером”
поступают так: либо отвечают сами, либо передают
сопернику (те не имеют права отказаться),
“пустышка” избавляет от вопроса.

Команды по очереди отвечают на вопросы. Время 30
секунд.

Жюри оценивает ответы и сразу сообщает каждой
команде, сколько баллов она получает или теряет.

“Соль” конкурса заключается в том, что это
единственное состязание, когда за правильный
ответ команда получает баллы, а за неправильный -
теряет.

Причем число баллов, которые команда может
потерять, обратно пропорционально сложности
вопроса.

За неправильный ответ, оценивающийся:

в 5 баллов, команда теряет 1 балл,
в 4 балла – 2 балла,
в 3 балла — 3 балла,
в 2 балла — 4 балла,
в 1 балл — 5 баллов.

“Стоимость” “джокера” первоначально
неизвестна. Когда известно, кто будет отвечать,
объявляется число баллов за него.

Кто называет Сарафанова “блаженным” (жена) — 2
балла.
Какова реакция Зилова на письмо отца? (грубо
комментирует) — 2 балла.
Зилов говорит: “Как дождь – не представляю” О
чем он говорит? (Об утиной охоте) — 3 балла.

“Городская квартира в типовом доме. Мебель
обыкновенная. В окно видны последний этаж и крыша
типового дома.” Какой знак подал здесь нам автор,
повторяя одну и ту же деталь? (это срез нашей
жизни) – 2 балла.

Завязка какой пьесы построена на разрыве между
лозунгом “Человек человеку — брат” и обыденной
жизнью? (“Старший сын”) – 3 балла.
К чему привёл дурацкий розыгрыш Сильвы Бусыгина?
(Бусыгин побил Сарафанова как отца) — 5 баллов.
Что лежит в основе фабулы “Старшего сына”?
(розыгрыш) – 2 балла.
В какой пьесе А. Вампилова погода влияет на
настроение героя? (“Утиная охота”) – 1 балл.
Вопрос — джокер. Почему Зилов “теряет себя”,
становится пошловатым потребителем? (он потерял
смысл жизни, а, может, не успел найти) — 5 баллов.

Заключение.

Ведущий. Болельщики. Сколько баллов
набрала ваша команда? Кто победил в личном
зачёте? Жюри, подсчитайте очки и оцените игру
команд в целом с учётом результатов болельщиков.
Общий итог турнира объявляет председатель жюри.

Ведущий награждает команду и болельщиков
призами и благодарит за участие в турнире — уроке.

Литература.

  1. Академия наук СССР. Институт русского языка.
    Словарь русского языка в 4-х томах. М.: “Русский
    язык”. 1985 г.
  2. А.Вампилов. Дом окнами в поле. Пьесы. Очерки и
    статьи. Фельетоны. Рассказы и сцены Иркутск.
    Восточно-Сибирское книжное издательство, 1981 г.
  3. Долинина С.Я., Литературный турнир. М.: “Флинта.
    Наука”, 2001 г.
  4. Гушанская Е.. Александр Вампилов. Очерк
    творчества., М.: 1990 г.
  5. Сушков Б., Александр Вампилов., М.: 1989 г.



Следующий: