Урок труда во 2-м классе по теме: Лепка народной игрушки


Цели:

  • познакомить детей с народной игрушкой;
  • показать пластичность передачи движений в
    лепке;
  • научить детей лепке из целого куска глины
    игрушки по замыслу по типу
  • народных глиняных игрушек;
  • развивать кругозор детей, творческие
    способности;
  • воспитывать эстетическое отношение к
    предметам;
  • воспитывать детей на народных традициях,
    показывая народное искусство
  • нераздельно от народной музыки и народного
    устного творчества.

I. Орг. момент.

Дыхательная гимнастика для успокоения.

II. Подготовительная работа.

1. Вступительная беседа.

Учитель: Наш урок сегодня необычен. А необычен
он тем, что мы побываем на ярмарке.

* Что такое ярмарка?

  • звучит русская народная музыка.

Учитель: В городе Кирове, над крутым берегом
реки Вятки у городских белокаменных стен и
древних башен каждую весну шумела, кипела
ярмарка-свистунья.

На весенней ярмарке было весело. Яркие игрушки,
свист, глашатаи, народный театр с Петрушкой,
пляшущий медведь. Все это было на
ярмарке-свистунье.

2. Знакомство с народными игрушками.

- А теперь давайте подойдем к одному из
прилавков

На прилавке (столе) стоят глиняные игрушки.

Ученик 1.

Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите…

Ученик 2.



Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Ученик 3.

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Ученик 4.

Голосисты эти птицы
И нарядны, словно ситцы!
Фью-ти, фью-ти, фью-ти, фью!
Фью-ти, фью-ти, гнезда вью!

Ученик 5.

Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Краснощека, круглолица,
Полюбуйся-ка, народ!

3. Сообщение темы и цели урока.

- Понравились ли вам игрушки?

- Из чего сделаны эти игрушки?

* Эти игрушки сделаны из глины в небольшом селе
Дымково, и игрушки называются дымковскими.

- А кому из вас захотелось сделать такую
игрушку?

- Сегодня на уроке мы будем делать фигурку этой
игрушки, а на следующем уроке мы распишем ее по
мотиву Дымковской игрушки.

III. Работа по теме урока.

1. Рассказ учителя.

- Посмотрите еще раз на эти игрушки. Есть
игрушки, которыми играют, а есть игрушки,
которыми украшают свои жилища, их берегут.



- А для чего нужны дымковские игрушки?

  • Выбор фигурок не случаен.

Давным-давно, тысячи лет назад, люди не могли
объяснить происхождение многих явлений. И народ
верил, фигурки животных и людей помогают им
защитить себя и свой дом от злых духов. Эти
игрушки называются оберегами.

  • Птицы прогоняли силы тьмы, несли свет и радость.
  • Женская фигурка с детьми оберегала мать с
    детьми от несчастья и болезней.

- Какую фигурку вам хотелось бы сделать? Почему
именно эту?

2. Объяснение порядка лепки игрушки.

- Глина волшебная. Она мягкая, податливая, в
добрых, ласковых руках она превращается в
интересные фигурки. Каково главное свойство
глины?

* Изготовление животных.



Все животные лепились из жгута. Жгут сгибали,
разрезали стекой, разделяя на передние и задние
ноги. Затем лепилась голова животного и детали.

- Что мастера прикрепляли к основной форме,
чтобы фигурка была выразительной и красивой?
(грива, рога, ушки).

* Изготовление барышни.

Барышню лепили иначе. Ее лепили из
конусообразной формы вытягиванием глины для
головы, а затем прикрепляли дополнительные
детали.

3. Работа с учебником.

С. 132 – 135. (учебник Конышевой “Чудесная
мастерская” 2 кл.)

- Рассмотрите иллюстрации, выберите игрушку и
слепите ее.

На стр.134 показан порядок лепки животного.

4. Самостоятельная работа.

Индивидуальная помощь.

5. Выставка игрушек.

IV. Итог урока.

- Что вы испытали сегодня на уроке при виде
такой красоты?

- Как называются игрушки, которые вы сегодня
лепили?

- Почему их так назвали?

V. Д/з.

Посмотрите дома в книгах или в библиотеке
иллюстрации с изображением дымковских игрушек и
выберите рисунок для своей игрушки.




Следующий: