Урок труда в начальной школе Свободная роспись. Коллаж Аквариум




Цели урока:

  • ознакомить с росписью ткани;
  • помочь освоить свободную роспись;
  • познакомить с обитателями подводного мира;
  • развивать воображение, фантазию;
  • воспитывать любовь к живой природе и бережное отношение к ней,
    аккуратность.

Материалы:

  • ткань, пяльцы, краски, кисти, цветные нитки, картон,
  • бумага, бусинки, пуговицы, бисер, запись музыкальных фрагментов.

На уроке была использована интерактивная доска, мультимедийный проектор,
компьютер, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

– “Отчего зацвёл цветок?” –
Мальчик спрашивает мать.
“Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!”
Ф.Троицкий

– Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться,
чтобы жить интересно и полезно!

2. Сообщение темы урока. (Слайд)
Приложение

– Тема урока: Свободная роспись. Коллаж “Аквариум”.

3. Формирование новых знаний.

1) Беседа по картинке. (Слайды)

– Совершим небольшое путешествие вместе с замечательными рыбками. Опускаемся
на морское дно. Посмотрите, как красив

подводный мир, как прекрасны его обитатели. Давайте познакомимся с некоторыми
из них.

Рыба-ёж.

При плавании иголки у неё прижаты к телу. В случае опасности она Заглатывает
воды, превращаясь в шар, а иголки на ней встают

торчком. Живут, где сильное течение, либо (это гораздо чаще) там, где полно
хищников, постоянно атакующих всё живое.

– Ореастер (морская звезда).

Морские звёзды очень прожорливы: она питается в основном устрицами,
гребешками и др. съедобными ракушками. Если звезда

потеряет луч в результате нападения краба или рыбы, то через несколько недель
на месте откушенной вырастает новая конечность.

Осьминог.

Все восемь ног, снабжённых присосками, служат ему для передвижения по грунту
и поимки добычи. Окраска осьминога зависит от его настроения. Если он возбуждён
или победил в схватке, то становится красным. От испуга осьминог сильно
светлеет.

Рыба амфиприон и актиния.

Среди ядовитых щупалец рыба живёт и прячется в случае опасности.

Раковины.



С давних пор раковины очаровывают людей своей красотой. Уже 4 тыс. лет назад
в Древнем Китае их использовали в качестве монет.

2) Отгадывание загадок. (Слайды)

– Ой, ребята, кто это? (Нептун).

– Он нас отпустит, если мы отгадаем загадки.

а) Через море-океан
Плывёт чудо-великан,
А ус во рту прячет. (Кит.)

б) Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине,
А щука не проглотит. (Ёрш.)

в) Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая,
Ну-ка, в сказку загляни! (Рыба.)

г) На окне –
Стеклянный пруд,
А рыбачить не дают. (Аквариум.)

д) Под водой живёт народ –
Ходит задом наперёд. (Рак.)

е) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я … (Осьминог.)

ё) Он в самом омуте живёт,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом.)

– Молодцы, справились с морскими загадками. А теперь Нептун желает вам
показать своё царство. (Видеофрагмент.)

– Кто может погубить такую красоту?

– Приведите примеры.

4. Игровая физкультминутка “Подводный мир”.

(Дети выходят из-за парт.)

В батискафе мы сидели.
В иллюминаторы смотрели.

(Имитируют иллюминатор, сводят руки в замок над головой. Поднимают руку ко
лбу, делают козырёк, другую руку кладут на поясницу и прогибаются вперёд, что-то
высматривая.)

Рыбы мимо проплывали
Разные-преразные,
Только мы не успевали
Сосчитать проказников.

(Складывают правую и левую ладони вместе, получается рыбка,
поочерёдно водят соединёнными ладонями то вправо, то влево.)

Водоросли там качались.
Будто с рыбами шептались.



(Руки подняты вверх, медленно покачиваются из стороны в сторону.)

Вот так мир!
Подводный мир!

(Руки разводятся в стороны, широко, дети изображают всю широту загадок
моря.)

5. Новый материал.

– Мы сейчас будем делать коллаж “Аквариум”. Давайте вспомним, что такое
коллаж. (Слайд.)

Коллаж-это приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на
какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

– Давайте рассмотрим образцы коллажей. (Слайды.)

– Какие материалы использовали в работах?

6. Этапы работы.

– С чего мы начинали работу? (Слайд).

Приложение, Приложение 1

(Взяли ткань белого цвета. Натянули на пяльцы. Наметили, где будет
начинаться дно. Намоченной в воде кисточкой покрыли всю поверхность будущего
панно. По мокрой ткани начали сверху закрашивать панно.)

– Какие цвета использовали?

(Синий, зелёный, голубой, фиолетовый.)

– Как наносили краски?

(В виде горизонтальных полос слева направо.)

– Каким швом удобнее вышить дно, водоросли, мелких рыбок?

– Когда будете оформлять картину, то вспомните о расположении предметов: чем
ближе к краю, тем предметы больше, чем дальше, тем предметы меньше.

7. Правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой.

(Плакат).

8. Выполнение работы.

9. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

– Что вам понравилось во владениях морского царя?

– Какие приёмы использовали в своих работах?




Следующий: