Урок труда. Русская глиняная игрушка


Тема. Основы художественной обработки
разных материалов. Беседа «Русская глиняная
игрушка». Изготовление из пластилина игрушек.

Цели урока.

  • Образовательный аспект: продолжить
    знакомство с народным творчеством, познакомить с
    новыми способами выполнения некоторых деталей.
  • Развивающий аспект: продолжить развитие
    образного мышления, художественного вкуса,
    умения наблюдать и анализировать;
    совершенствовать навыки культуры труда;
    продолжить развивать самостоятельность в
    получении нужной информации.
  • Воспитательный аспект: учиться
    художественному видению окружающего мира,
    воспитывать умение видеть прекрасное в
    окружающем мире, расширить кругозор и
    чувствовать красоту, желание создавать
    эстетические изделия.

Оформление: плакаты, картины, с
изображением предметов народных промыслов,
выставка образцов дымковских игрушек.

Предварительная подготовка.
Нескольким учащимся заранее даются темы
сообщений о народных промыслах: гжель,
филимоновская игрушка. Ребята готовят
сообщение, стихи, иллюстрации.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

1. Подготовка рабочего места

На доске таблица об организации рабочего
места при работе с разными материалами. Учитель
проверяет готовность к уроку.

2. Постановка темы, цели, задач урока.

– Сегодня на уроке мы будем делать игрушку.
Отгадайте, кого будем делать.
– Прежде чем мы начнём выполнять работу, давайте
вспомним пословицы о труде.

1 ряд – «Без труда …». Объясните смысл
пословицы.
2 ряд – «Дело мастера…» Объясните смысл
пословицы.
3 ряд – «Терпенье и труд…» Объясните смысл
пословицы.

II. Объяснение нового материала

1. Повторение

Издавна многие города и сёла России славились
изделиями своих гончаров.

На доске вывешивается слово «ГОНЧАР».
Учитель даёт его толкование.

Отгадайте, что являлось главным материалом для
работы этих мастеров.

В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнём закаляется,
В посуду превращается. (Глина).

Лепить из глины люди начали давным-давно.
Сначала это были сосуды. Для прочности глиняные
изделия сушили на солнце. Но огонь сделал посуду
прочной, а красивой её делали руки и фантазия
людей. Глиняная игрушка – это особый вид
народного творчества. Её лепила повсюду, где
занимались гончарным мастерством. Станет скучно
мастеру делать горшки, возьмёт да и слепит
что-нибудь эдакое, потехи ради. Постепенно
глиняная игрушка стала самостоятельным
промыслом керамистов-игрушечников. Керамикой же
называют обожженные изделия из глины. Это
кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей,
зверей, а также различные украшения.
В каждой местности игрушки имели свои
особенности.

Ученик.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.



В.Василенко

На доске вывешивается слово «ФИЛИМОНОВСКАЯ
ИГРУШКА».

– Что это за игрушки? Какими отличительными
особенностями обладают филимоновские игрушки?

Ученик. Игрушки из деревни Филимоново
Тульской области мастерили из красной глины.
Филимоновская глина при сушке быстро
покрываются трещинами, её приходится постоянно
заглаживать влажной рукой, невольно сужая и
вытягивая туловище фигуры. Поэтому
филимоновские игрушки – вытянутые фигуры с
небольшой головой на непременно вытянутой
толстой шее.

На доске вывешиваются иллюстрации с
изображением филимоновских игрушек.

– Каким способом выполняют лепку
филимоновских игрушек? (Вытягивание из целого
куска).

Ученик.

Из-под белого снежочка.
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

На доске вывешивается слово «ГЖЕЛЬ».

– Какие предметы раскрашивали мы в стиле гжели
на уроках рисования? Какая есть особенность у
гжельских изделий?

На доске вывешиваются рисунки с гжельской
посудой.

Ученик. Гжель получила своё имя от
названия одного из сёл на реке Гжелке под
Москвой. К востоку от Москвы много лет назад
нашли запасы белой глины. Из неё делали добротную
столовую посуду, а также игрушки. Гжель отличает
особая роспись: ярко синие цветы по белому полю.

– Каким способом выполняют лепку гжельских
изделий?

(Раскатыванием пластин)

2. Сообщение нового материала

Еще в XVII веке изготовлением игрушек занимались
художественные мастерские при
Троицко-Сергиевской Лавре, где работали резчики,
лепщики, столяры. Позже в Дымково возник промысел
по изготовлению игрушек. Игрушки эти лепили и
раскрашивали только женщины и дети, в основном
зимой, когда в поле уже не было работы. Барыни в
пестрых юбках, бравые кавалеры, важные индюки и
петухи, кони, весёлые карусели и многие другие
забавные образы создавали дымковские мастерицы.

На доске вывешивается слово «ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА»

Ученик.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

На доске вывешиваются рисунки с дымковскими
игрушкам, выставляются образцы готовых
дымковских игрушек.

3. Анализ образца

– Посмотрите внимательно на образец нашей
игрушки.

Показ образца.

– Какой материал будем использовать для
изготовления игрушки?
– Какими свойствами обладает пластилин в
отличие от глины?
– Из каких деталей состоит игрушка? (Голова,
туловище, лапы, хвост)
– Каким способом изготавливают игрушки?

(Из раскатанного пласта, вытягиванием из
целого куска, скатыванием)

3. Планирование работы

А. Лепка туловища путем раскатывания пласта.
Б. Из куска пластилина вытягиванием лепим голову
собачки.
В. Лепим лапы и хвост скатыванием.
Г. Соединяем все детали игрушки.

4. Правила безопасной работы

Повторение санитарно-гигиенических правил.

III. Практическая работа



Овладение приёмом работы (по инструкционной
карте).

Туловище

– Для лепки туловища потребуется кусок
пластилина лепёшкой имеющий форму полукруга, из
которого затем сворачивают конус.

  • Вылепите из пластилина пласт.
  • Пластиковой крышкой отмерим 3 раза её высоту.
    Чтобы определить размер полукруга.
  • Сворачиваем полукруг в конус.

Лапы и хвост

– Для лепки лап и хвоста потребуется 1 кусок
пластилина. Делим его на две части: хвост и лапы.
Кусок пластилина для лап делим ещё на две
половины (2 лапы).

1. Заготовка остальных деталей

Обратить внимание на наличие ушей.

2. Сборка изделия.



Соединять детали можно по-своему. Голова собаки
может смотреть вверх, можно спрятать голову под
хвост и т.д.

IV. Итог урока

1. Практическое назначение изделия

– В Сергиевом Посаде есть уникальный музей
игрушки, в коллекции которого хранятся игрушки
от самых древних до современных. Не случайно
музей возник именно здесь, под Москвой. Там
имелись специальные ремесленные мастерские, где
работали мастера разных профессий: лепщики,
резчики, раскрасчики, столяры – ведь игрушку
делал не один мастер, а несколько.
Чтобы сделать игрушки более занимательными,
предки наши заставляли их действовать: совершать
несложные движения, издавать звуки и шумы, – ярко
и красиво их расписывали. А затем
демонстрировали и продавали их на ярмарках.

Видеосюжет.

2. Демонстрация готового изделия

– Оформлять и раскрашивать игрушку мы будем на
уроке рисования. Сейчас подпишите свою игрушку, и
мы устроим выставку ваших работ.

3. Оценивание работ

Критерии:

  • Правильность выполнения работы согласно
    полученному заданию и инструкции.
  • Творческий подход к выполнению изделия.
  • Организация рабочего места.
  • Время, затраченное на изготовление изделия.

Оценивание:

«5» – когда выполнены все критерии;
«4» – с учётом тех же требований, но
допускаются исправления и недочёты в работе;
«3» – если работа выполнена
неаккуратно, но без нарушения конструкции
изделия.




Следующий: