Урок толерантности

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (392 КБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Россия всегда была страной многих народов,
следовательно, страной многих культур. Каждый из
нас принадлежит к определенной национальной
культуре, но круг нашего общения не
ограничивается семьей и местной общиной. Наши
контакты определяют работа, учеба, путешествия. А
современные средства связи фантастически
расширяют возможности общения. Говорят, что мир
стал одной большой «глобальной деревней».
Контакты с представителями иных культур стали
повседневным явлением. Однако сама по себе
открытость мира не делает каждого человека
готовым к такому общению. Исторический и
культурный опыт был накоплен в ситуации
закрытости сообщества. Нужно учиться уважать
другого, признавать его право быть другим.

Сегодня у нас разговор, попытка задуматься над
серьезными проблемами современного общества.

Чтобы убедиться, что мы говорим на одном языке,
вспомним значение терминов: ксенофобия,
этническая фобия, дискриминация, геноцид,
толерантность.

Почему такая картинка выбрана в качестве
заставки? Какое она создает у вас настроение?

Накануне классного часа ребята отвечали на вопросы
анкеты.

1. Приходилось ли вам или вашим близким
оказываться объектами

враждебного отношения или предубеждений по
национальному признаку?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить.

2. Если «да», то с какими именно формами
предубеждений или враждебности приходилось
сталкиваться вам или вашим близким лично?

- презрительные, оскорбительные высказывания

- обман, мошенничество

- угрозы, запугивание

- нежелание общаться, игнорирование

- фактическая дискриминация (фактическое
ограничение в правах без официального
провозглашения этого ограничения)

- официальные ограничения в правах (правовая
дискриминация)

- драки, насилие

- причинение ущерба имуществу

- другой ответ (напишите) _________________________

3. Кто именно проявлял предубеждения или
враждебность?

- незнакомые люди в транспорте, в общественных
местах

- политики в своих выступлениях

- представители органов власти, служащие,
чиновники

- сослуживцы или сотрудники на работе
родителей, родственников

- журналисты или иные персоны в прессе, на
телевидении

- соседи, знакомые

- одноклассники, учителя

- другой ответ (напишите) _________________________

На основании ответов ребят мы приходим к
выводу, что наше общество может считаться
толерантным, что национальные проблемы в нашем
городе не стоят так остро.

Теперь представьте себя на месте своего
ровесника, живущего в нашем городе, но
принадлежащего другой этнической группе.
Попробуйте ответить на вопросы анкеты от его
имени, «включите» свое воображение и
способность сопереживать опыту других людей
(эмпатию).

Поговорим о стереотипах. Напишите одну
ассоциацию по отношению к каждой группе:

- китайцы

- американцы

- цыгане

- милиционеры.

Пока группа аналитиков подводит итоги,
организуется работа с классом.

Видите ли вы стереотипы в этом объявлении?

Выводы аналитиков очевидны: стереотипы
присутствуют в нашем сознании. Иногда, кажется,
что они совершенно безобидны, но в истории были
случаи, когда это приводило к трагическим
последствиям.

Одним из проявлений негативных стереотипов в
межэтнических отношениях является «язык
вражды».

Анализ новости на интернет — странице одного из
информационных агентств. «Два человека
пострадали во время драки на улице Профсоюзной.
По сведениям ГУВД столицы, четверо кавказцев в
драке причинили ранения двум студентам
Российского государственного института
интеллектуальной собственности. Пострадавшие
госпитализированы, преступники скрылись.»

Ученики увидят язык вражды в этом тексте.
Журналист использует слово «кавказцы», пытаясь
создать негативное отношение и предубеждение у
читателя. А термин «преступники» вообще
является нарушением принципа презумпции
невиновности. Журналист сам вынес приговор, не
дожидаясь решения суда.

Следующее задание для ребят: дайте
свой заголовок к фотографии.

В каких из ваших заголовков был использован
«язык вражды»?

Придумывая заголовок, вы играли роль
журналиста. Поэтому предлагаю вашему вниманию
выдержку из кодекса журналистов:

Журналист не допускает публикации материалов,
способствующих разжиганию расовой, национальной
и религиозной вражды, не использует слов и
выражений, унижающих человеческое достоинство.

Это правило необходимо только журналистам?
Конечно, нет. Мы — обычные люди, в бытовой жизни
тоже должны избегать использования «языка
вражды».

Приведите примеры этнических, религиозных и
социальных групп в новейшей истории, которые
оказывались объектами огульных обвинений или
массовых репрессий со стороны властей.

Среди жертв ксенофобии 20 века, которые назовут
ребята, скорее всего будут евреи, пострадавшие от
фашистской политики Германии в годы Второй
мировой войны.

- Евреи не должны иметь прав.

В 1935 году в фашистской Германии были приняты
так называемые «Нюрнбергские законы», которые
ограничили права евреев, например, лишение
избирательного права, права избирать и быть
избранным.

- Евреи не должны иметь права жить среди нас.

В ноябре 1938 года прошли погромы, вошедшие в
историю под названием «Хрустальная ночь». От
экономического и общественного бойкота евреев
германские власти перешли к насилию. В
результате, евреи утратили ощущение личной
безопасности. «Хрустальная ночь» стала
сигналом к началу более решительных действий в
политике антисемитизма в нацистской Германии.

Предположите, какая фраза будет следующей.

- Евреи не должны иметь права жить.

Фашистская Германия перешла к политике
окончательного решения еврейского вопроса.

Современный школьник в состоянии провести
аналогию и задуматься над серьезными проблемами
поликультурного мира.

Стоит ли нам в XXI веке вновь возвращаться к
обсуждению этой проблемы? Ответом на этот вопрос
могут быть слова пастора Мартина Нимеллера.

Когда они пришли за коммунистами,
Я не протестовал -
Я не был коммунистом.
Когда они пришли за евреями,
Я не протестовал -
Я не был евреям.
Когда они пришли за профсоюзниками,
Я не протестовал —
Я не был членом профсоюза.
Когда они пришли за католиками.
Я не протестовал -
Я не был католиком.
Когда они пришли за мной -
Протестовать было некому.

Эти слова должны стать предупреждением для
всех нас.

Следующий: