Урок толерантности по теме: Военный противник: проблема отношений


На первое место в моем уроке поставлена работа
не над расширением знаний о войне, а над отношением
учащихся к войне. Неоднозначность
трактовки предлагаемой темы нацелена на
определение своей позиции по данному вопросу:
“Отношение к военному противнику – существует
ли в этом нравственная проблема или такой
проблемы нет), враг есть враг, и, значит все
ясно)?”

Именно это содержание позволяет реализовать
комплекс педагогических целей (обучения,
развития, воспитания) и продемонстрировать ход и
результаты этой реализации.

  • Задачами обучения на данном уроке будут: формирование
    у учащихся представлений о войне с позиции
    нравственности, толерантности, законности.
  • Задачами развития на данном уроке будут: развитие
    познавательного интереса у учащихся, навыков
    групповой работы, развитие умений вести диалог и
    аргументировать свою точку зрения, продуктивно
    оппонировать и адекватно по достоинству,
    оценивать иные позиции, а так же применять уже
    знакомые школьные умения: оперировать понятиями,
    работать с документами; продолжение работы по
    развитию коммуникативных навыков.
  • Задачами воспитания на данном уроке будут: воспитать
    из каждого ученика субъекта учения, субъекта
    собственной жизни, т.е. человека, способного
    сделать аргументированный и взвешенный выбор;
    формировать навыки толерантного поведения:
    “Войны, к сожалению, встречаются, но гуманное
    отношение к противнику, может уменьшить
    приносимое зло”.

На моем уроке будет сделана попытка, выстроить
адекватную возрасту подростков систему
учебных мотивов
(познавательный – ситуация
размышления и догадок, социальный – способность
сопереживать другому, позиционный – работа в
группах).

Проектируя этот урок, я учитывала:

  • различие детей по доминанте функциональной
    асимметрии полушарий головного мозга
    (в моем
    классе 8 человек левополушарных, 3 человека
    правополушарных и 12 человек со смешанным типом
    восприятия);
  • различия детей по каналам восприятия
    (поскольку в 7А классе преимущественно дети со
    смешанным типом восприятия, т.е. и визуалы и
    кенестетики, то я спланировала урок таким
    образом, чтобы учащиеся не только говорили о
    сострадании, сочувствии, обсуждали нравственные
    ситуации, но и переживали их, ведь когда ребенок
    читает книгу или смотрит фильм, он начинает
    идентифицировать себя с героями этих историй);
  • различия детей по темпераменту (в классе 10
    флегматиков, 4 меланхолика,1сангвиник и 4
    холерика, несомненно, темперамент будет влиять
    на владение надпредметными способами учебной
    деятельности. Этот урок проводится в классе, где
    большинство учащихся имеют хорошие знания,
    умения, навыки, хотя конечно есть и такие, у
    которых отсутствует познавательный интерес, у 6
    человек в классе есть проблемы в фактических
    знаниях).

Учет всех этих факторов позволил мне
сформировать учебные группы и выбрать
адекватную методическую инструментовку.


Первая группа: Вторая группа:
Валов Сергей
Боднарук Саша
Копчегашев Игорь
Каптурова Лена
Тихомирова Лена
Попова Аня
Курносова Катя
Ожерельев Денис
Полютова Аня
Ярлыков Алексей
Комарова Наталья
Михайлов Дмитрий
Богдановский Николай
Кетов Сергей
Костюченко Александр
Шатров Дмитрий
Лебедев Николай
Коробейникова Наталья
Марченко Лида
Стриженкова Кристина
Никитина Анастасия
Шабанов Роман
Шевченко Вова

Поскольку главная обучающая цель урока –
освоение учениками нового умения, умения вести
конструктивный диалог
, ценить мнение другого и
приходить к согласию в интересах общего дела, то дидактическая
цель
урока, на мой взгляд, должна включать в
себя следующие элементы:

  • Стадия вызова: включает в себя первичную
    актуализацию, разминку, постановка проблемы –
    восстановление необходимых надпредметных и
    предметных навыков.
  • Стадия осмысления: предъявления нового
    материала и его закрепление в ситуации
    свободного диалога, дискуссии, работа с
    документами.
  • Стадия рефлексии: включает в себя работу в
    группах. Высказывания учащихся по поводу
    проблемы (изменилось ли их мнение и в результате
    чего).

Название: Военный конфликт: проблемы
отношений.

Эпиграф:

– За что ты меня убиваешь?
– Как за что? Да ведь ты живешь на том берегу реки!
Живи ты на этом берегу, я и впрямь совершил бы
неправое дело, злодейство, если бы убил тебя. Но
ты живешь по ту сторону реки, значит мое дело
правое, и я совершу подвиг.

Блез Паскаль

Основные понятия: военный конфликт,
военнопленный, военные преступления,
гражданское население, гражданские объекты,
конвенция, международное гуманитарное право.

Вариант записи темы: ……конфликт:…………….
(Данный вариант трактовки темы дает возможность
побудить учеников к осмыслению исторического
явления и позволит самим сформулировать тему.)

Предварительный этап.

Учащимся заранее сообщается тема урока, а также
их просят заранее определить свою позицию по
вопросу: Отношение к военному противнику – есть
ли в этом нравственная проблема или такой
проблемы нет?
Учащимся предлагается всерьез подготовиться к
дискуссии, собрав необходимую информацию. Это
могут быть материалы о современных и известных
из истории военых конфликтах, материалы о
военнопленных, заключенных концлагерей,
беженцах, переселенцах.

ХОД УРОКА

I. Стадия вызова: используемые техники.

Кластер



Учитель: при каких обстоятельствах в
обществе происходит разделение на своих и чужих?
Слова (нация, война, религия …..) прикрепляются на
доску по мере высказываний учащихся.

II. Постановка проблемы.

Учитель: cегодня на уроке мы будем говорить
о военных конфликтах, но не с позиций военных
операций, стратегических планов, а с позиции
нравственности. Война, а сегодня мы говорим о
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ, была самой
масштабной, разрушительной и кровопролитной в
истории человечества, жертвы среди гражданского
населения не уступали военным: концлагеря,
насильственный угон на работы в Германию,
бомбежки…..война с ее горем, потерей близких.

На этом этапе я предложила учащимся почтить
минутой молчания всех павших в военных
конфликтах.

– Проблема, которую мы сегодня попытаемся
проанализировать звучит следующим образом “Отношение
к военному противнику – существует ли в этом
нравственная проблема
или такой проблемы нет
(враг есть враг и значит все ясно
)”

Мнение учащихся оформляется в таблице (Приложение
1
.)

III. Стадия осмысления.



Погружение в проблему на данном этапе
осуществляется путем дискуссии. Чтобы дискуссия
не заходила в тупик, можно “запастись”
вопросами, но предлагать эти вопросы тогда, когда
она зайдет в тупик. Примерные вопросы:

  • Кого можно считать военным противником?
  • Человек, бросивший оружие, – все еще враг?
  • Есть ли какие либо права у военнопленных?
  • Человеческое достоинство противника – нужно ли
    его учитывать, когда идет война?
  • Имущество жителей враждебной территории – все
    еще частная собственность или уже трофей?
  • Допустимо ли применение любого оружия, если
    перед вами враг?

Во время обсуждения на уроке намечаются
позиции, которых придерживаются участники
дискуссии. Их спектр может быть очень широк, но в
конце в концов их можно свести к трем основным:

  • Крайняя позиция: когда идет война, вопросы
    нравственности должны уйти на второй план.
  • Другой крайностью может быть позиция:
    война безнравственна по своей сути и обсуждать
    вопросы нравственности во взаимоотношениях
    военных противников бессмысленно.
  • Позиция толерантности: войн, к сожалению ,
    случаются, но гуманное отношение к противнику
    может уменьшить приносимое зло.

Эти формулировки можно записать на доске, в
виде кратких формулировок.



IV. Работа с выдержками из Международных
конвенций
(Приложение 2.)

После знакомства задаются вопросы, которые
должны помочь ученикам понять смысл документов и
помочь им определить свою собственную позицию.

Вопросы:

  • Как вы думаете, почему люди пришли к пониманию
    необходимости подобных правовых актов?
  • Соответствуют ли эти нормы вашим
    представлениям о правах военнопленных
    гражданского населения государства противника?
  • Какие дополнения вы предложили бы внести в эти
    документы?

V. Стадия рефлексии.

На данном этапе происходит работа в группах.
Каждая группа получает свое задание

Группа 1.

Подставьте, что вы – члены Генерального Штаба
действующей армии. Идет война и ваша армия ведет
боевые действия уже на территории противника.
Какие методы ведения войны вы будете считать
дозволенными или недозволенными для своих
солдат?

Группа 2.

Представьте, что вы мирные жители государства,
которое развязало войну. Сейчас враг на вашей
территории. Какого обращения с гражданским
населением, детьми, военнопленными, вы будете
требовать от противника? Что в его действиях вы
будете считать дозволенным и недозволенным?

После подготовки каждая группа рассказывает
о своей позиции. Основные положения могут быть
тезисно или схематично записаны на листе
ватмана.
В конце урока ученикам предлагается изложить
свои взгляды, изменилось ли их первоначальное
мнение и что этому способствовало – размышления
до занятия или дискуссия на уроке или знакомство
с документами.
Очень важно, чтобы ребята оценили собственную
позицию.

Приложение 1.


Мое первоначальное мнение по данной проблеме Я думаю, что..
Я узнала, что..
Новые источники информации
Изменилось ли ваше представление по данной
проблеме?

Приложение 2.

Выдержки из международных правовых
конвенций.

  • Женевская конвенция от 12.08.1949 г. об обращении с
    военнопленными.
  • Женевская конвенция от 12.08. 1949 г. о защите
    гражданского населения.
  • Дополнительные протоколы 1977 г. о защите жертв
    вооруженных конфликтов.
  1. С военнопленными следует всегда обращаться
    гуманно.
  2. Военнопленные должны пользоваться защитой от
    всяких актов насилия или запугивания, от
    оскорблений и любовании толпы.
  3. Военнопленные имеют право на уважение к их
    личности и чести.
  4. Никакие физические или моральные пытки не могут
    применяться к военнопленным для получения от них
    каких либо сведений.
  5. Интернированные военнопленные могут быть
    размещены только в помещениях, предоставляющих
    полную гарантию в отношении гигиены и сохранения
    здоровья.
  6. Основной суточный рацион питания должен быть
    достаточным по количеству и качеству, для того,
    чтобы поддержать хорошее здоровье.
  7. Ни один военнопленный не может использоваться
    на принудительных работах.
  8. Гражданское население имеет право на уважение
    своей личности и чести.
  9. Стороны, находящиеся в вооруженном конфликте,
    должны всегда проводить различие между
    гражданским населением и участниками военных
    действий, а так же между гражданскими и военными
    объектами и направлять свои действия только
    против военных объектов.
  10. Гражданское население не должно являться
    объектом нападения.
  11. Запрещается совершать какие-либо враждебные
    акты, направленные против исторических
    памятников.
  12. Запрещается применять оружие, способное
    причинить вред окружающей среде.



Следующий: