Урок толерантности по рассказу Б. Васильева Великолепная шестерка

Цели:

1. Довести до сознания учеников уроки
нравственности и толерантности, заложенные в
идейном содержании произведения.
2. Принятие детьми вечной истины – каждый в
ответе за свои поступки.
3. Развитие искренности, честности, великодушия,
гуманизма, т.е. качеств толерантной личности.

Предварительная работа:

1. Знакомство с текстом рассказа.
2. Словарная работа: «пионерский лагерь», «бюро
райкома», «знамя соц.соревнования», «круп»,
«каурый», «гнедой», «чубарый», «сивый».
3. Познакомить с понятиями «толерантность»,
«конформность».
4. Подготовить иллюстрации к рассказу.

Оборудование:

1. Иллюстрации к рассказу
«Великолепная шестерка».
2. Ксерокопии текста рассказа на партах.
3. Портрет Б.Васильева.
4. Музыкальное сопровождение урока.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя:

Произведение
искусства, как говорил Паустовский, «прозрачный,
сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как
сталь, кристалл». Создатель этого кристалла –
автор. Как писатель, Борис Васильев очень
своеобразен и самобытен. Рассказ «Великолепная
шестерка» дает замечательную возможность
проследить за емкостью слова писателя,
проявляющейся во всем: в композиции, в выборе
названия рассказа, в отборе и внутреннем
сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров,
в речи персонажей, специфике деталей и других
художественных средствах. Постижение авторской
позиции – дело нелегкое, особенно, если голос
автора, как в «Великолепной шестерке», почти не
слышен. Наша задача на уроке – проникнуть в тайну
мысли писателя, задуматься над тем, что человек
несет ответственность за мир, в котором он живет,
и поэтому он должен всегда оценивать последствия
своих поступков…

2. Чтение по ролям экспозиции
рассказа:

Звучит на фоне музыки звук топота
лошадей.

«Кони мчались в густом сумраке. Ветви
хлестали по лицам всадников, с лошадиных морд
капала пена, и свежий нешоссейный ветер туго
надувал рубашки. И никакие автомашины, скутера,
мотоциклы не шли сейчас ни в какое сравнение с
этой ночной скачкой без дорог.
- Хелло, Вэл!
- Хелло, Стас!
- Пришпорь, Роки, своего скакуна! Погоня, погоня,
погоня!
- У тебя заряжен винчестер, Дэн? Вперед, только
вперед!
- Приготовь кольт и вонзи шпоры в бока: мы должны
уйти от шерифа!
Что может быть лучше топота копыт и бешеной
скачки в никуда? И что из того, что худым
мальчишеским задам больно биться о костлявые
хребты неоседланных лошадей? Что из того, что
лошадиный галоп тяжел и неуверен, что их сердца
выламывают ребра, из пересохших глоток рвется
надсадный хрип, а пена стала розовой от крови?
Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?
- Стой! Да стой же, мустанг, тпру!… Ребята, отсюда
– через овраг. Дырка за читалкой, и мы – дома.
- Ты молодец, Роки!
- Да, клевое дельце!
- А что делать с лошадьми?
- Завтра еще покатаемся.
- Завтра – конец смены, Эдди.
- Ну, так что? Автобусы, наверняка, придут после
обеда…»

- Обратимся к названию рассказа:
«Великолепная шестерка». Кто такие истинные Вэл,
Роки, Дэн, Эдди…? (Это отчаянные парни Дикого
Запада, ковбои, которые обладали настоящими
мужскими качествами: смелостью, мужеством,
бесшабашностью, между ними была крепкая мужская
дружба и т.д.) И герои рассказа – обыкновенные
мальчишки, такие же, как вы – стремятся во всем
быть на них похожими. Они даже называют себя их
именами. А разве плохо иметь кумиров?

- Об их характерах мы поговорим позже,
когда наша инициативная группа справится со
своим заданием. (Отдельной группе детей дается
ЛИСТ-ОПРОСНИК);

- Но кроме них главной героиней
рассказа является начальник пионерского лагеря
Кира Сергеевна. Что это за человек? Каковы ее
принципы? Какие детали говорят нам о ней больше,
чем ее «высокие стремления»? Что насторожило вас
в этой, казалось бы, со всех сторон положительной
героине?

- В чем она видела смысл жизни? («…в
борьбе: за первое место, за лучшую
самодеятельность, за наглядную агитацию, за
чистоту лагеря и чистоту тел…».)

- Что было для нее высшей наградой?
(«…право отчитаться на бюро райкома как лучший
руководитель пионерского лагеря минувшего
сезона».)

- Хотелось бы вам отдыхать под началом
Киры Сергеевны?

- Ее подчиненные – подстать
руководителю: старшую пионервожатую автор
называет «бюст», подчеркивая этим самым ее
безликость и бессловесность.

- Кто еще составляет «свиту»
начальника лагеря? (Физрук.)

- Ему противопоставлен другой молодой
человек – участковый милиционер. Они
принадлежат одному поколению, но это совершенно
противоположные личности. Давайте попробуем
дать им сравнительную характеристику.

( Лейтенант – стеснительный, скромный
человек, пришедший разобраться в беде совершенно
чужого человека; он неравнодушен, терпелив,
вежлив. Некоторые его фразы говорят о
несвойственной молодежи мудрости («Старики да
дети – всем родня…».) Ему противопоставлен
физрук – напористый, грубоватый парень,
уверенный в своей безусловной правоте и силе,
«рубящий сплеча»).

- Кого из них можно назвать
толерантным? Почему? ( Лейтенанта, потому что он
думает не о себе, а о других, и умеет отстаивать
свою точку зрения, он гуманен.)

- Кого из героев рассказа можно еще
назвать толерантным? (Старика-инвалида.)

- Нарисуйте словесный портрет этого
человека, может ли этот портрет вызвать
отвращение?(«…маленький, худой, облезлый
старичок в синтетической, застегнутой на все
пуговицы рубашке, на которой очень нелепо
выглядел тяжелый орден Отечественной войны…» Не
может, ибо оценивать человека по его внешности –
глупо; он вызывает отвращение и недоумение лишь у
Киры Сергеевны, для которой важна только внешняя
сторона дела.)



- Для чего лейтенант и старик пришли в
пионерский лагерь? ( Хотели поговорить и
поставить в известность людей, ответственных за
воспитание душевных качеств в детях (совести,
сострадания, ответственности), в том, что их
подопечные абсолютно лишены этих качеств, — по их
вине погибло шесть лошадей, ради которых е щ е жил
Петр Дементьевич Прокудов…).

- Почему диалога не получилось? (Потому
что герои рассказа мыслят разными нравственными
категориями, у них слишком разные ценности.)

- В чем видит проблему Кира Сергеевна и
в чем видит проблему лейтенант? (Для Киры
Сергеевны трагедия в том, что на лагере теперь
будет пятно, а для лейтенанта важна судьба никому
не нужного старика, потерявшего смысл жизни.)

- А почему для инвалида вместе со
смертью коней померк свет? Кем для него были эти
кони? ( Они спасли ему жизнь; лошади, по мнению
старика, гуманнее некоторых людей, им не чуждо
сострадание и самоотверженность.)

Читаю стихотворение Н. Заболоцкого
«Лицо коня»:

Животные не спят. Они во тьме ночной
Стоят над миром каменной стеной.

Лицо коня прекрасней и умней.
Он слышит голос листьев и камней.
Внимательный! Он знает крик звериный
И в ветхой роще рокот соловьиный.

И, зная все, кому расскажет он
Свои чудесные виденья?
Ночь глубока. На темный небосклон
Восходят звезд соединения.

И конь стоит, как рыцарь на часах,
Играет ветер в легких волосах,
Глаза горят, как два огромных мира,
И грива стелется, как царская порфира…

Предлагается составить ассоциативный
ряд, который возникает при слове «лошадь».

(Тепло, понимание, незаменимая помощь,
жеребенок, хороший собеседник, надежный друг,
красота, душистое сено, грустные глаза и т.д.) –
примеры читаются на фоне «Песенки летающих
лошадей» Ю. Мориц.

- А у Васильева мы читаем: «Женщины и
физрук с ужасом смотрели на оскаленные,
задранные к небу мертвые лошадиные морды.
Дрожащий корявый палец влез на фотографию,
ласково по ней провел:

- Это – Сивый. Старый был, больной, а
глянь, только справа все обглодал. А почему? А
потому, что слева Пулька была привязана, так он ей
оставлял. Кони, они жалеть умеют…»

- Вот теперь настал момент поговорить о
той самой великолепной шестерке.

Выступление инициативной группы (
характеристика мальчиков):


Характеристика, данная
Кирой Сергеевной

Ваша характеристика

Черты характеров мальчиков: Валера: прекрасные
математические данные, победитель олимпиад.

Славик:
Второй Карпов. Блестящая глубина анализа, первый
разряд, надежда области…

Игорек: поразительное техническое чутье…

Дениска: полиглот, владеет тремя языками.

Эгоизм, равнодушие,
безответственность, и т.д.
Показатели этих качеств: Почетные грамоты, дипломы, «даже
по телевизору показывали».
Всю смену ходили к деду, чтобы
брать его лошадей – «поиграть в ковбоев»,
утолили жажду игры, коней бросили, привязанных
без еды и воды, и уехали в город, забыв обо всем.
*Для учителя *Для учителя

- Кто все-таки виноват в случившемся?
(Те, кто воспитал мальчишек – умных, всесторонне
развитых, начитанных, смелых и т.д. –
равнодушными, безответственными и бессердечными.)

- Композиция рассказа стройная и
продуманная. В чем ее особенности?( Наличие
пролога и эпилога.) Если бы не было эпилога,
рассказ получился бы таким
«пронзительно-трагичным»? Охарактеризуйте роль
эпилога.(Его целесообразно зачитать):

«А почетный пенсионер колхоза Петр
Дементьевич Прокудов, бывший разведчик
кавкорпуса генерала Белова, тем же вечером умер:
он купил две бутылки водки и выпил их «за помин
души» в зимней конюшне, где до сей поры так
замечательно пахло лошадьми…»

- Кто виноват в его смерти? (Прямо –
Кира Сергеевна ( она дала ему деньги на водку,
хотя знала, что это убьет старика); косвенно – все
наше общество, которому уже не нужны «пережитки
прошлого»).

- Автор поднимает в рассказе важную
проблему Памяти. Человеческой памяти. Речь идет
не о государстве и о льготах ветеранам Великой
Отечественной войны, а о молодежи, которая, не
зная тягот войны и цены Победы, не проявляет
уважения к тем, кто выстоял в страшные сороковые.

- Рассказ закончился трагично.
Что-нибудь или кого-нибудь изменила эта трагедия?

(Самое страшное, что нет: Кира
Сергеевна выбросила фотографии и выкинула из
головы окончившуюся смену; лошадей списали; дед
умер; мальчики так ни о чем и не узнали). Вас этот
рассказ чему-нибудь научил? Какие выводы мы можем
сделать?

3. Выводы: (делают учащиеся).

«Быть толерантным – это…».

Последующая работа:
сочинение-миниатюра (темы на выбор):

1) «Человек в ответе за тех, кого он
приручил…»;
2) «Мои размышления после прочитанного»;
3) «Мог бы я оказаться в похожей ситуации?»




Следующий: