Урок толерантности по литературе в 10-м классе Переписать свою судьбу по произведениям Р. Гальего Белое на черном и Л. Петрушевской Как ангел


Пролог



На импровизированной авансцене – у доски –
парта, на которой на стопках книг закреплена
рамка (картина с изображенной на ней Богоматерью;
Богоматерь вставлена искусственно, чтобы можно
было легко ее «вырвать» из рамки). Звучит
музыка (лучше современная, дисгармоничная).
Выходят Юноша и Девушка.

Юноша:

(срывает Богоматерь):

Все церкви повычистили под метелку,
Овчарки цепные вели по алтарям.
Сколько? Сколько? Сколько?

Девушка:


Весь урон не сосчитать колоколам!

Юноша:


Сколько? Сколько? Сколько?
Разворовано веков по простоте?
Скорбно вместо Сергия и Ольги
Ставим свечи мы безликой пустоте!

(Зажигает свечу перед пустой рамкой)



Девушка:


Все иконы по местам вернулись, найдены,
Кто в киот, кто в красный угол, кто в ларец.

Юноша:

Одна лишь не вернулась – Богоматерь –
Совесть – Утешительница сердец!..

(Музыка меняется на Бетховена)

Девушка:

(берет свечу в руки)

Объявляется Всесоюзный розыск:
Совесть. Доброта. Лик розов.
Из особых примет:
Лишены слезников византийские
Нарисованные глаза,
Оттого и в глазах разыскиваемой
Не задерживается слеза.
Льются слезы за ней по пятам.
Овчарки ведут по слезам.

(Уходят).

Учитель:

Здравствуйте. Есть книги, которые
ранят. Есть книги, которые лечат. Мы сегодня будем
говорить о книгах, которые и ранят, и лечат. Это
роман в рассказах Рубена Гальего «Белое на
черном» и рассказ Людмилы Петрушевской «Как
ангел».

Расскажите, пожалуйста, об авторе первой книги.

Ученик

(заранее подготовленный или сам
учитель): Рубен Давид Гонсалес Гальего – испанец
по национальности, но считает себя русским
писателем, потому что родился и вырос в России.
Его мать, учившаяся в Москве, родила
сыновей-близнецов, один из которых умер, а другой
– с диагнозом ДЦП – выжил, но матери сообщили,
что он тоже умер. Мальчик, оставшийся без рук и
без ног, рос в домах ребенка, детдомах, интернатах
Советского Союза. Эта книга о его детстве. Она
удостоена Букеровской премии в 2003 году, премии
Олега Табакова «За личное и литературное
мужество», поставлена на сцене МХАТа…

Учитель:

На мхатовской театральной
программке поверх нарисованного неба идут
строки: «Есть книги, изменяющие взгляд на мир,
книги, после которых хочется умереть или жить
по-другому». Пусть эти слова будут целью нашего
разговора.

Ребята, тема нашего сегодняшнего разговора
тяжелая, но необходимая. Важно, чтобы вы поняли,
что к категории инвалидов, которой как бы не
существует в нашем обществе, в любой момент можем
принадлежать мы с вами. И если Бог дал вам
здоровье и счастье, поделитесь капелькой своей
доброты с теми, для кого каждый миг в жизни –
борьба.

Итак, перед нами герой книги «Белое на
черном»:

(Выходит ученик и садится так, чтобы его лицо
было в раме).

Герой:

«Я – герой. Быть героем легко. У меня
просто нет другого выхода. Если у тебя нет рук и
ног, ты обречен быть героем до конца своих дней.

Учитель:

Почему у него нет другого выхода?
Выход есть всегда.

(Отвечают). А у героя, действительно, нет другого
выхода. Или умереть, или быть героем. В его
понимании герой – это тот, который доказывает
всему окружающему миру, настроенному против
него, что он тоже имеет право на жизнь.

- Эта книга более темная, чем светлая? Или нет?
Ведь тема, затронутая автором, и пространство
романа крайне неблагополучные, даже страшные…
(Отвечают) Книга состоит только из добрых,
светлых воспоминаний. Даже говоря о черствых,
равнодушных и порой жестоких людях, автор не
ненавидит их, в его словах нет мести и сарказма,
он их не судит, считая, что это их выбор.

- Что символизирует название книги – «Белое
на черном»? (Автор не любит белый цвет, он
считает его цветом смерти, безликости; его
любимый цвет черный, цвет борьбы, цвет
преодоления страха и бессилия, цвет ночи, надежды
на скорое появление солнца. Другой вариант
названия «Черным по белому». Автор сам
создает свою жизнь, сам пишет свою судьбу.)

Герой:



«И они верили. Верили, несмотря ни на
что. Долго молились во время ночных дежурств,
крестили нас на ночь, на Пасху приносили нам
крашеные яйца и блины…»

Учитель:

О ком эти строки? (Отвечают). Эти
строки о нянечках. (Рассказ о нянечках)

- Кого было больше в жизни нашего героя – добрых
или злых людей?

- А каких людей в жизни больше вообще? (Отвечают).

Но в жизни Рубена были и другие люди.

Герой:

«Однажды я подслушал разговор
взрослых:

- Этот ребенок умный, умнее других.

- Какой же он умный? Он же ходить не может!
Дебил!»

Учитель:

О чем этот диалог?

- Почему его считали дебилом?

- Всегда ли люди оценивают других по их
внешности? Можно ли этого избежать?

- Какой ответ на этот вопрос дает судьба Рубена?
(Отвечают) В жизни всем и всегда приходится
доказывать, что ты чего-то стоишь. И это не всегда
легко.

Герой:

«Я старался, как мог, но все, что я мог
– это меньше есть и пить. Как жить совсем без еды,
я не знал, спросить было не у кого…»

Учитель:

Из какого рассказа эти строки?

- Почему Рубен принял такое решение?

- Какие две победы одержал герой в этом эпизоде
своей жизни? (Отвечают)

Герой:

«Однажды, когда меня пригласили в
гости, и за мной приехало такси, вахтер на воротах
меня не выпустил: «Здесь написано: «Пропуск
на выход с территории дома-интерната»
(а не на выезд). Это документ».

Учитель:

О каких людях написано между строк
этого рассказа?

- Есть ли чувства негодования в повествовании
автора?

- О чем это говорит?

Герой:

«Я знаю, что все закусочные
«Макдоналдс» соответствуют мировым
стандартам безбарьерного доступа.

Учитель:

Автор в конце романа от
незамысловатых историй о своей жизни незаметно
переходит к широкомасштабным обобщениям, причем
он не делает никаких выводов, он только
рассказывает, выводы предлагает делать
читателям. Какая простая истина скрывается в
рассказе о пресловутом Макдоналдсе? А у нас,
ребята, все желающие могут попасть в Макдоналдс?

Герой:

«На русский можно перевести почти
все. От поэзии Шекспира до инструкции по
эксплуатации холодильника. Почти все. Почти».

Учитель:

Что нельзя перевести на русский
язык? О чем идет речь?

- Как тогда оценить следующую цитату:
«Мальчик, маленький мальчик! Что ты понимаешь в
жизни? Здесь нельзя жить. Люди как звери: за
доллар готовы поубивать друг друга…»?

- Почему Гальего считает себя все-таки русским
писателем?

- Какова основная цель его книги, напечатанной
указательным пальцем левой руки по одной букве
на клавиатуре компьютера?

- Что такое толерантность? Почему проблема
толерантности тесно связана с темой романа?

Учитель:

А сейчас мы поговорим о героине
другого рассказа – Ангелине.

- Чего мы ждем от рассказа, еще не начав его
читать? (Что он будет об ангеле)

- Расскажите об Ангелине.

- А для кого героиня – ангел? (Для родителей)

- Какую ошибку совершили родители Ангелины?

- Почему она вымещала на них злобу?

- Как автор вызывает сочувствие к Ангелине?

- Может быть, Ангелина все-таки – ангел? (Она не
ангел, потому что жизнь не ангельская, но она
творение Божье, которое имеет право на место на
земле)

- Трудно ли быть ангелом? (Герои рассказа –
ангелы, потому что безвинно несчастны. Но в
жестоком мире над ними только смеются.)

Учитель:

Что объединяет эти два произведения?

- Почему у героев такие разные судьбы?

- К кому из них применимо выражение
«переписать свою судьбу»?

- Получается, что только трудности могут
сделать человека борцом? Только поставленная
цель может привести к мечте?

- Какие уроки можно вынести после прочтения
этих произведений?

Рефлексия: создание синквейна.

Напоминаю ребятам схему создания синквейна
(она на доске):

1 строка: кто? что? 1 существительное
2 строка: какой? 2 прилагательных
3 строка: что делает? 3 глагола
4 строка: что автор думает о теме? фраза из 4 слов
5 строка: кто? что? 1 существительное.

Идет работа над созданием синквейна.

Затем зачитываются произведения учащихся.

Эпилог

Выходят Юноша и Девушка. Юноша укрепляет в раме
Богоматерь.

Звучит классическая (любая красивая) музыка.

Юноша:


В нас, в каждом, есть Бог.
Это стоило выстрадать.
Пусть в панике мир от попытки второй!
Так что же есть истина?
Это есть искренность!
Быть только собой!

Девушка:


Не делайте вида, не прячьтесь в стандарт!

Юноша:


Завидуйте, плачьте, страдайте!

Девушка:


На русском, английском или санскрите – не
врите!

Юноша:


Ревнуйте, любите, но Бога в себе
Не предайте из прыти!..

Девушка:

(взглядом указывает на Богоматерь):

Она проиграла?

Юноша:

Она бессмертна!

Конец.




Следующий: