Урок технологии в 8-м классе по теме Подготовка материалов для выпиливания. Перевод хантыйского орнамента

Цель: ознакомление учащихся с
особенностями подготовки материалов для
выпиливания и составления и перевод хантыйского
орнамента.

Задачи:

  1. Обучающая: ознакомить учащихся с подготовкой
    материала к работе по выпиливанию; с видами
    национальных орнаментов народов Ханты и Манси.
  2. Развивающая: формировать начальные умения и
    навыки в составлении орнамента, умение творчески
    мыслить.
  3. Воспитательная: воспитание художественного
    вкуса у учащихся.

Оборудование урока:

а) для учителя: медиапроектор, компьютер, презентация, листы оценочной
деятельности учащихся по этапам, листы с
критериями оценивания, листы для наглядного
отображения заработанных баллов учащимися.

б) для учащихся: карандаши, линейки.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин.)

Проверка учащихся готовности к уроку.
Сообщение формы и организации урока.

2. Актуализация знаний учащихся (13 мин.)

С помощью кроссворда. (приложение 3).

3. Оценивание кроссворда.
4. Сообщение и изложение нового материала(20 мин.)

4.1. Технология выбора материала.

Чаще всего люди стремились украсить своё
жилище ажурными наличниками окна домов, ажурными
полосами козырьки крыш, украшать выпиленным
орнаментом всевозможные изделия: это и мебель, и
декоративные панно, и разнообразные мелкие
изделия бытового назначения: шкатулки, книжные
полки, вешалки для полотенец и одежды,
всевозможные рамки для картин, зеркал и
фотографий, вазы для фруктов и кондитерских
изделий, хлебницы и подобные вещи. Для
выпиливания подходила доска различных пород
древесины. Она должна быть сухой, не иметь
различных пороков (слайд 2 в
презентации). Пороки делятся: по строению
древесины, по природным характеристикам, по
биологическим и т. д. (слайд 3 в
презентации).

4.2. Технология подготовки основы для
выпиливания.
4.3. Орнамент, его виды.

Орнамент встречается очень часто. Мы видим
орнамент на одежде, на фронтонах зданий и в
помещении, на предметах быта. Любой из вас может
сказать, что орнамент – это узор, украшающий
некоторую поверхность. Но слепое украшательство
вещи не сделает её красивой. Необходимо
задумываться над тем, какую деталь украсить, а
какую нет, украсить выбранную деталь целиком или
частично? Здесь учитывается назначение вещи и
место, которое ей приводится среди других вещей.
Она должна гармонировать с окружающей
обстановкой.

Орнамент украшает изделие и не может быть
самостоятельным художественным произведением.
Он способен перевоплощать реально существующие
вокруг нас формы и предметы в условные
изображения на плоскости. Орнамент отражает
предметы, выделяя только самое характерное для
них.

Вот некоторые из них:

Геометрический орнамент.

Основу составляет
строгое чередование геометрических элементов в
строгом порядке.

Растительный орнамент

самый
распространенный после геометрического и самый
излюбленный в резьбе. У разных народов были свои
растительные мотивы. В средневековье
популярными были виноградная лоза и трилистник;
во времена барокко — тюльпан и пион; в период
модерн — лилия и т.д. Сегодня растительный
орнамент использует самый многочисленный
комплекс мотивов, а разных вариаций этих мотивов
существует бесконечное множество. Мотив может
быть, как приближён к натуре, так и изменён до
неузнаваемости.

Каллиграфический орнамент.

Может состоять
как из отдельных букв, так и из предложений.
Причина в том, что алфавит некоторых языков очень
пластичен, например арабский. Русский алфавит
также пластичен, а если ещё и с растительным
орнаментом, то получится значительный
декоративный эффект.

Фантастический орнамент.

В его основе лежат
изображения мифических существ. Таких как
драконы, единороги, жар-птицы и др.

Животный орнамент

. Здесь используются
приближённые к реальным и упрощённые
изображения животных. Этот орнамент прекрасно
сочетается с растительным орнаментом.

Геральдический орнамент.

Его элементами
могут быть гербы. Атрибуты войны – оружие,
доспехи. Атрибуты музыкального искусства – лиры,
трубы, маски и т.п. Выполнение этого орнамента -
чрезвычайно кропотливое и ответственное дело.
Применение геральдического орнамента уместно
при орнаментации изделий, например шкатулок,
предназначенных в качестве подарка военному,
артисту или музыканту.

Основной принцип построения орнамента:

Симметрия является одним из важнейших
признаков красоты форм. Существует множество
принципов построения орнамента, но
остановимся на важнейшем из них – принципе
симметрии.
Он является самым простым.
Примером симметрии является отражение предмета
в зеркале. Например, фигуры можно изобразить
также. Здесь фигуры разделены линией симметрии.
При зеркальной симметрии возникает ощущение
неподвижности. Обе фигуры вместе соотносятся
друг с другом, как левая и правая рука. Поэтому
одну из них называют левой, другую — правой. Если
же орнамент имеет только ось симметрии, он обычно
вызывает ощущение движения. Орнамент,
построенный по такому принципу, называют динамичным.

Довольно часто центральную часть детали
украшают розеттой — орнаментом, мысленно
вписанным в круг и построенным путём деления
круга примерно на равные части.
В большинстве
случаев края плоских поверхностей изделия имеют
орнаментальные украшения в виде различных полос.
Основная часть таких полос состоит из одинаковых
элементов, повторяющихся в определённом порядке
вдоль прямой или замкнутой кривой линии.

При составлении орнамента нужно придумать мотив
- это главная часть орнамента. Мотив может
состоять из одной элементарной фигуры или
нескольких фигур, соединённых в единое целое.
Рисунок мотива зависит от фантазии художника, но
повторение мотива всегда обязательно. Повторяющийся
рисунок, состоящий из мотива и расстояния до
соседнего мотива, называется
раппорт. В
сложных композициях раппорт содержит несколько
мотивов. Здесь важно соблюдать пропорции между
мотивами, так чтобы они дополняли друг друга. Пропорция
– это определённое соотношение минимум двух
элементов орнамента
. Средством композиции
орнамента является ритм – это закономерное
чередование и повторение элементов орнамента.

Ритм является организатором любой композиции и
вносит динамику. Ритмичные движения могут быть
прямолинейными и криволинейными. Ритм может
задаваться разным расстоянием между элементами,
а также изменением размеров. Ритмичное
закономерное строение украшений всегда радует
глаз.

В практической работе над орнаментом
неоценимую услугу может оказать закон
трёхкомпонентности
, то есть для
выразительности движения орнамента достаточно
показать три различных признака,
периодически их повторяя. В растительном
орнаменте таковыми являются: побег,
закручивающийся завиток и отпочкование от
побега или завитка. В качестве подобных
признаков могут быть три разных размера, три
разных поворота, три разных интервала между
мотивами и т.п. Всё это позволяет показать
разнообразие явлений в природе.

Распределение орнамента по изделию.

При составлении орнамента учитывается то, что
он должен соответствовать изделию,
использование орнамента определяется
назначением, внешним видом изделия и композиции
в целом. Исходя, из того, что середина плоскости и
её края воспринимаются по-разному,
руководствуются следующим: по краям повторяют
или чередуют избранные мотивы; внутреннюю часть
разбивают на элементарные геометрические фигуры
и заполняют их розеттами или иным видом
симметрии. Это способствует восприятию всей
композиции, и взгляд останавливается на основных
частях. Для красоты композиции необходимо
придерживаться одного стиля в украшении. Перед
составлением орнамента необходимо продумать,
что должно быть в центре композиции. Центр
композиции
– это место сосредоточения
основных связей между всеми ее элементами.
Вот
несколько закономерностей, знание которых
поможет выделить композиционный центр и
подчинить ему другие части композиции:

  • Та часть целого, которая больше по величине и
    объему, будет выделяться, и доминировать над
    остальными частями;
  • Какая – то часть будет главенствовать над
    другими, если в её пользу изменить масштабное
    соотношение. Этим приемом следует пользоваться
    осторожно, чтобы не нарушить гармонию.

Итак, приступая к разработке орнамента для
изделия, прежде всего, представьте, как будет
смотреться орнамент. Главное назначение
орнамента – повышение художественных
достоинств изделия. В орнаменте хорошо
обобщаются листья, имеющие характерные
очертания. Из животных легче поддаются обобщению
такие как:

  • насекомые (жуки, бабочки);
  • птицы (голуби, чайки, совы и др.);
  • морские животные (рыбы, дельфины, крабы,
    гребешки)
    ;
  • млекопитающие (львы, кони, олени и т.п.).

При обобщении не желательно стремиться к
фотографической точности. Потом определяется
мотив, ритм раппорта, пропорции и масштабы.
Только после этого приступайте к зарисовке
эскиза, а затем к подробной проработке орнамента.
Например, изобразите пруток с завитком, затем
добавьте отпочкование и еще завитки. Таким
образом, вы получите простотой узор. Недопустимо,
чтобы орнамент продолжался за пределы
поверхности. Он должен иметь законченные края по
своим углам.

4.4. Презентация орнаментов коренных народов
Севера
(приложение1)

И мы с вами, живя на территории ХМАО должны
интересоваться культурой этих народов, которые в
свою очередь тоже имеют свои орнаменты. Ими
украшают одежду, посуду, жилище, инструменты и
т.д.

Каждый орнамент несёт свою характеристику и
обозначение (слайд 4 в презентации).

5. Оценивание за работу на уроке (по
конкретному предложению, ответу и т. д.)
.

6. Самостоятельная работа (15 мин.) (Приложение1)

Вам даны на слайдах виды орнаментов коренных
народов Севера. Они состоят из геометрических
фигур (треугольников, квадратов, ромбов и т.д.).
Вам необходимо на листах формата А4 придумать
свои орнаменты, по правилам Хантыйского
орнамента (повторение элементов, отображение
сверху вниз и т.д.)
.

7. Оценочная деятельность
самостоятельной работы (15 мин.)
(Приложение2).

(рейтинговая оценка коллективного
мини-проекта, трехсторонняя)
.

8. Подведение итогов урока: (10 мин.)

а) Оценочная деятельность за все этапы урока (суммирование
баллов поэтапно)
.
б) Выставление отметок.
в) Сообщение Д/з.

Следующий: