Урок технологии: Аппликация из плоской соломки



Цель урока: ознакомить с технологическими
условиями и навыками выполнения аппликации из
соломки.

Задачи:

  • Образовательная – дать необходимые
    понятия об аппликации, ее видах, технологии
    выполнения и применении.
  • Воспитательная – сформировать и развивать
    у учащихся художественный вкус, аккуратность и
    точность, внимание и творческое искание.
  • Развивающая – выработать навыки
    выполнения аппликации, научить подбору
    материала для ее выполнения; развивать
    трудолюбие, мыслительную деятельность.
  • Оборудование и инструменты:

    нож-резак,
    ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей
    ПВА, карандаш, деревянная линейка, бархатная
    бумага, небольшая тряпочка, шаблоны орнамента,
    электрический утюг.

    Наглядные пособия:

    образцы аппликаций,
    инструкционные карты.

    Ход урока

    Организационная часть

    Подготовить необходимое оборудование и
    материалы

    Ознакомление с новой темой

    Предмет быта, одежда должны быть не только
    удобными и практичными, но и должны
    способствовать воспитанию эстетического,
    художественного вкуса. Декоративно-прикладное
    искусство в полной мере способствует этому.

    Вопрос учащимся:

    с помощью каких видов
    декоративно-прикладного искусства мы можем
    украсить предметы быта, одежду? (Макраме, вышивка,
    бисероплетение, ткачество, вязание, батик и,
    безусловно, аппликация).

    Аппликация – распространенный вид
    декоративно-прикладного искусства. Она
    применяется для оформления настенных панно,
    украшения изделий и предметов быта.

    Аппликация (от лат. «прикладывание») –
    создание художественных изображений
    наклеиванием на некоторую поверхность (основу)
    кусочков какого-либо материала; также –
    изображение, узор, созданные таким образом.

    Пользуясь приемами аппликации, можно создать
    тематические композиции на различные сюжеты.

    Вводный инструктаж. Изучение нового материала.
    Виды аппликации

    В зависимости от используемого материала
    аппликацию можно разделить на следующие виды:

    • аппликация из ткани;
    • аппликация из кожи;
    • аппликация из бумаги, фольги;
    • аппликация из нетрадиционных материалов
      (пуговицы, семена растений и т.д.)
    • аппликация из плоской и объемной соломки.

    Аппликация из плоской соломки по способу
    выполнения подразделяется на два вида:

    • аппликация соединительная;
    • аппликация объемная.

    На этом уроке мы с вами приобретем первые
    навыки выполнения аппликации из плоской соломки
    в виде казахского орнамента. Образцы перед вами.

    Соломка – интереснейший природный материал,
    дающий большие возможности для развития
    творческой активности, интуиции и фантазии. Её
    наружная глянцевая поверхность хорошо отражает
    свет. По-разному располагая отдельные элементы
    рисунка из соломки, можно добиться интересного
    светового эффекта.

    История изготовления изделий из соломы уходит
    далеко вглубь веков к тому периоду истории
    человеческого общества, когда было освоено
    земледелие. Солома обувала и одевала человека,
    утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее
    изготавливали шляпы, корзины и другую
    хозяйственную утварь.

    Кроме того, люди считали, что в соломе заключена
    сила, способная оказывать воздействие на
    благополучное течение их жизни. Поэтому соломе
    отводилась большая роль в земледельческой
    обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники
    сопровождались изготовлением обрядовых изделий
    из соломы.

    Непременным атрибутом масленицы, Ивана Купалы
    и других народных праздников у славянских
    народов было соломенное чучело, изображающее
    человека. Обычай этот уходит конями в языческую
    древность. Наши предки, стремясь умилостивить
    богов, от которых, по их представлениям, зависел
    урожай, приносили на своих полях человеческие
    жертвы, которые со временем были заменены
    символами в виде человекоподобных чучел,
    изготовляемых в основном из соломы. Пучки и жгуты
    соломы связывали, сплетали, придавали им
    очертания человеческой фигуры. Зачастую они были
    мастерски сплетены и украшены. Но этим народным
    творениям отпускался на долгий срок: рождались
    они в начале обряда и умирали к его завершению.
    Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы,
    Костромы, Ярилы, Маряны горели в огне обрядных
    костров, тонули в воде, разрывались и
    разбрасывались по полям. Их «смерть»
    символизировала будущее воскрешение в зерне
    нового урожая.

    Народные мастера украшали изделиями из соломы
    дома селян. Простая солома в их руках
    превращалась в драгоценную. В таких изделиях
    солома смотрится как горящая золотом, сверкающая
    всеми своими тонкими, блестящими, как
    полированными, нитями.

    Для работы используют соломку различных
    зерновых культур: ржи, пшеницы, овса, проса, риса и
    других.

    Декоративные свойства соломки: пластичность,
    цвет, блеск. Например, овсяная соломка – самая
    нежная, эластичная, обладает чистым
    перламутровым блеском, а просяная – нежно-белого
    цвета.

    При проведении работ невыполнимо соблюдать
    правила техники безопасности: при работе с ножом
    и ножницами и электрическим утюгом (учащиеся
    вспоминают правила).

    Технология выполнения работы

    Последовательность создания аппликации:

    1. Сбор материала в природе
    2. Подготовка соломки к работе
    1. очистка, сортировка
    2. обрезка соломки от коленца до коленца
    3. разглаживание соломки
    4. тонирование соломки
  • Выбор орнамента
  • Разбивка рисунка на фрагменты и детали
  • Перевод деталей на кальку с обозначением тона и
    направления расположения соломки
  • Наклеивание соломенных полосок на обрисованные
    детали
  • Вырезка деталей
  • Сборка аппликации на основу
  • Сбор материала осуществляется осенью в период
    уборки зерновых культур. Необходимо собирать
    такую солому, которая пролежала на солнце
    несколько часов или даже дней: она приобретает
    равномерный светло-золотистый тон. Далее
    обработка соломы заключается в следующем:
    ножницами удаляют узлы на стебле – отрезают от
    коленца до коленца, очищают покровный лист,
    вследствие чего и получаются небольшие трубочки.



    Перед разглаживанием полученные трубочки
    заворачивают в мокрую тряпочку и оставляют на 15-20
    минут, для того, чтобы солома размягчилась. По
    истечению времени стебли разрезают
    ножом-резаком: острие вводят внутрь стебля, держа
    нож-резак лезвием вверх, и передвигая его вдоль
    соломки до конца. Разворачиваем получившуюся
    полоску. Далее положив полоску на деревянную
    линейку блестящей стороной вниз, начинаем
    разглаживать: нож-резак держим в рабочей руке, а
    второй рукой придерживаем край соломки. При этом
    линейка с соломкой должна лежать
    перпендикулярно к разглаживающему, а нож-резак
    должен быть перпендикулярно линейке и наклонен
    на 135о от разглаживающего. Разглаживающие
    движения производим от себя, в результате
    получаются ровные полоски. Хранить полученный
    таким образом соломку можно в коробочках,
    пеналах, разложив ее по тональности.

    Если необходима соломка оттенков черного и
    коричневого, ее жарят в духовке или получают в
    результате длительного выдерживания под горячим
    утюгом.

    Выбираем эскиз «Казахский орнамент»
    (приложение 1). Орнаментальное искусство занимает
    особое место в духовной жизни казахского народа.
    Особенности его стиля тесно переплетаются с
    культурой восприятия народом мира красоты и
    национального самовыражения. Казахский орнамент
    можно разделить на такие группы:

    1. растительный орнамент (листья, бутон, цветок и т.
      д.)
    2. зооморфозный орнамент (бараний рог, след
      животного, горб верблюда и т. д.)
    3. геометрический орнамент (квадрат, круг,
      звездочка, треугольник и т. д.)
    4. космогонический орнамент (крестовина, луч
      солнца, спираль и т. д.)

    На сегодняшний день искусствоведы определили
    около 200 видов орнаментального образца и дали им
    научные определения.

    Эскиз разбиваем на детали, каждую из которых
    переводим на кальку. На деталях определяем
    направление расположения соломки и ее тон.

    Приклеиваем соломку встык без зазоров и
    накладок. После сушки детали вырезаем по контуру.
    Сушку необходимо производить под грузом.

    После этого приступаем к сборке орнамента. В
    качестве основы для аппликации могут
    использоваться пиломатериалы, фанера клеенная,
    картон, бархатная бумага, ткань. В нашем случае мы
    используем бархатную бумагу. На основу
    накладываем кальку с эскизом и сквозь нее
    карандашом помечаем центральные точки
    месторасположения деталей. В соответствии с
    этими точками собираем орнамент (наклеиваем
    детали на основу).

    Закрепление нового материала

    Вопросы учащимся:

    1. Какие виды аппликаций вы узнали?
    2. Назовите разновидности аппликаций из плоской
      соломки по способу выполнения.
    3. Какой материал необходим для выполнения
      аппликации?

    Подведение итогов.

    Практическая работа учащихся

    Выполнение аппликации «Казахский
    орнамент» из плоской соломки.

    Текущий инструктаж. Определение правильности
    перевода орнамента, нанесения направления
    расположения соломки, подбора тональности.

    Самоконтроль и взаимоконтроль.
    Последовательность выполнения аппликации
    «Казахский орнамент» на инструкционной
    карте (приложение 2).

    Заключительная часть урока

    Подведение итогов и выставление оценок.

    Домашнее задание: доделать орнамент. На
    следующее занятие принести те же инструменты и
    материалы для выполнения объемной аппликации.

    Уборка кабинета.

    Приложение 1

    Казахский орнамент

    Пятиугольный растительный орнамент

    Десятиугольный животно-растительный
    орнамент

    Шестиугольный растительный орнамент

    Круглый растительный орнамент

    Инструкционная карта

    Аппликация из плоской соломки


    Последовательность
    выполнения

    Пример

    1. Выбрать или зарисовать эскиз
    Приложение 1
    • Разбить эскиз на фрагменты и детали,
      пронумеровать их и нанести направление
      расположения соломки и ее тональность
    • Разгладить полоски. Для этого острием
      ножа-резака разрезать одну сторону стебля
      соломки, развернув которую получить полоску.
      Положить ее на деревянную линейку блестящей
      стороной вниз. Нож-резак должен быть в рабочей
      руке, а второй рукой надо придерживать край
      соломки. При этом линейка с соломкой должна
      лежать перпендикулярно к разглаживающему, а
      нож-резак должен быть перпендикулярно линейке и
      наклонен на 135о от разглаживающего.
      Разглаживающие движения надо производить от
      себя, в результате получаются ровные полоски

    • Тонировать полоски утюгом при необходимости
    • Наклеить полоски соломки встык на кальку с
      обрисованными деталями согласно нанесенному
      направлению

    • Просушить наклеенные детали под прессом
    • Вырезать детали по контуру

    • Отметить на основе центральные точки
    • Собрать орнамент
    Приложение 3

    Приложение 3

    Готовая аппликация





    Следующий: