Урок технологии, 5-й класс. Вышивка вензеля швом роспись

Цель: привлечь внимание обучающихся к
такому виду рукоделия, как вышивка.

Задачи:

  • Посредствам выполнения шва учиться навыкам
    рукоделия.
  • Создать условия воспитания патриотических
    чувств через изучение родной истории.

Оборудование для учащихся: ткань 20×20, нитки
мулине, игла, ножницы, эскиз инициалов,
копировальная бумага, пяльца.

Видеоряд: наглядные пособия (репродукции:
портрет А.С. Пушкина, Н. Гончаровой), карточки -
новые слова, даты, готовое изделие,
демонстрационное полотно, технологическая
карта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изложение нового материала.

Сегодня наше занятие мы посвятим эпохе
великого русского писателя А.С. Пушкина.

Звучат стихи:

Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья!
Утратьте вечер скоротечный,
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

Хотелось, чтобы вы прониклись эпохой того
времени, в которой жил и творил писатель. В
творчестве А.С. Пушкина чувствуется любовь к
природе, друзьям, женщине. На уроках литературы
вы уже познакомились со стихами поэта о природе,
дружбе в лицее (чтение стихов).

Ну а какой была женщина той эпохи?

Чтобы это узнать, будем вращать колесо истории,
рассуждать играя.

У нас две команды: “ниточки”, “иголочки”.

Готовы? Начнем.

Перед вами изображение женщины той эпохи.
Наряды этого периода очень выразительны. Платья
немыслимой красоты: с узкой, стянутой корсетом
талией, широкими рукавами, сужающимися у
запястья, глубоким декольте, очень пышными
юбками. Все платье украшено тончайшим кружевом,
атласными бантами, изящными оборками и цветами.
Такие изысканные наряды требовали
соответствующих причесок.

Из истории вы знаете, что каждое столетие или
даже 20-30 лет из этого столетия определяется
названием эпохи. Так, например, «эпоха
Возрождения».

Вопрос 1. Как называлась эпоха во времена
творчества А.С. Пушкина в период с 1820-1840 гг.?

Ответы: Рококо. Ампир. Романтизм.

(За правильный ответ команда получает балл).

Герой этой эпохи — человек, отвергающий законы,
которым подчиняется большинство. В нем бушуют
страсти, чувства его обострены до предела. Эпоха
романтизма подарила миру целую плеяду великих
людей: Байрон, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Жуковский
и Пушкин.

Чтобы ответить на следующий вопрос, посмотрите
сценку из жизни молодых девушек той эпохи.

Татьяна: Ты собираешься на бал к графу
Воронцову по случаю возвращения его сына из
Европы?

Ольга: Хотелось бы, да папинька наотрез
отказался оплачивать моей модистке новый
гардероб. Он все еще вспоминает, как легка и
изящна была мама в своем платье на балу перед
войной с Наполеоном.

Татьяна: Ну знаешь, он не может так
поступить. Вся Европа охвачена новым течением
моды, сын графа, как с картинки журнала “Галерея
мод”, прямо денди Лондонский. Ах!

Ольга: Не трави мне душу, я постараюсь. Вот
только бы достать юбку из… этой самой…, как ее
название забыла, из конского волоса она ткется.

Татьяна: О! Этого добра у меня хватает,
собирайся будем готовиться к балу (уходят).

Вопрос 2. Что за ткань, которая ткалась из
конского волоса?

Ответы: Тафта. Канифас. Кринолин.

Следующая сцена.

Татьяна: Фу…, как я устала, давно так не
танцевала. Обожаю мазурку!

Ольга: Ты была просто прелесть!

Татьяна: Думаю, всех больше блистала
Наталья Гончарова. Какое платье, прическа…, а ты
заметила, как скромно и обворожительно
смотрелось украшение на лбу? Эта новая штучка из
Франции, так мила!

Ольга: Такая?(Достает из сумочки шкатулку).

Татьяна: Какая прелесть!

Ольга: Это тебе в знак нашей дружбы.

Вопрос 3. Как называлась узкая лента с
драгоценным камнем, украшавшая голову?

Ответы: Фероньерка. Диадема. Нимб.

Кроме такого украшения существовало множество
дополнений: медальоны, броши, серьги, цепочки,
декоративные булавки, сумочки. В сумочке такой
дамы, мы бы обнаружили: пудреницу, флакончик с
духами и платок ( демонстрируется такой платок).

В уголке платка вышивались инициалы владельца
или герб семьи.

Вопрос 4. Как называлась эта вышивка?

Ответы: Роспись. Вензель. Печать.

III. Подведение итогов игры.

IY. Практическая часть.

Технология выполнения работы. (У детей
подготовлена ткань с рисунком своих инициалов).

Вензель вышивался нитками одного цвета, нежных,
пастельных оттенков (голубого, розового,
персикового, зеленого), а иногда и просто белым,
но за счет блеска ниток вышивка на ткани
выделялась.

Показ учителем:

  1. Закрепление нити с любого конца рисунка.
  2. Выполнить стежки длиной 3мм и на одинаковом
    расстоянии друг от друга (шов “вперед иголка”).
  3. Дойдя до конца линии, возвращаюсь назад и
    стежками заполняю пробелы. При этом иголку
    вывожу в начале и в конце стежка. Красота этого
    шва заключается в том, что вышивка смотрится
    нарисованной тонкой кистью и рисунок одинаково
    аккуратен с обеих сторон.

Такой шов называется роспись.

Приступая к работе, не забывайте о технике
безопасности при работе с иглой и ножницами.

Y. Итог урока.

Показ изделий, выполненных учащимися.

Вопросы для закрепления (вопросы игры смотри
выше).

Следующий: