Урок — телепередача Как это было. Тема урока по истории: Эпоха Брежнева глазами историков и современников

Цели:

1. Обобщить знания по историческому периоду
“развитого социализма”.

2. Показать, что общественная атмосфера того
времени была противоречива, неоднозначна.

3. Дать возможность учащимся на основе
предварительной исследовательской работы
сделать объективные самостоятельные выводы.

4. Способствовать воспитанию бережного
отношения и уважения к истории Отечества.

Оформление:

1. Фотовыставка (фотографии из семейных
альбомов второй половины 60-х – начала 80-хгг.);

2. “ Портрет эпохи” — творческие работы
учащихся;

3. Выставка атрибутов трудовой и общественной
жизни (комсомольские, партийные билеты, знаки
трудового

отличия и т. д.);

4. Слова Е.Евтушенко:

А)

Достойно, главное достойно
Любые встретить времена,
Когда эпоха то застойна,
То взбаламучена до дна.

Б)

И если все переломалось,
Как невозможно предрешить,
Скажи себе такую малость:
“И это надо пережить…”

План урока

:

1. Оценка личности Л.И. Брежнева;

2. Уровень жизни народа;

3. Общественная атмосфера;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Характеристика Л.И. Брежнева:

- “История Отечества” под редакцией В.П.
Дмитренко – из воспоминаний Д. Бурлацкого о Л.И.
Брежневе;

- “История России XX век” под редакцией А.А.
Данилова – из воспоминаний В. Брандта – бывшего
канцлера ФРГ;

- Из воспоминаний Г.А. Арбатова “Затянувшееся
выздоровление”;

- Из воспоминаний А.У. Шелепина.

3. Выступления приглашенных (учителя, родители).

4. Видео – кадры – интервью на улицах города:
“Что вы знаете о Л.И. Брежневе, как о руководителе
СССР? Как вы оцениваете его роль в истории
государства и в жизни народа?

5. Обобщение и подведение итогов сказанного.

II Уровень жизни народа.

1. Сообщения учащихся “Социальная политика в
СССР середины 60-х начала 80-х гг.”

2. Исследовательская работа “Зарплата, цены –
сопоставление, анализ, выводы”.

3. Стихи Е. Евтушенко:

“Нехватки” т. 3, стр.56

Двужильность в народе. Двужильность во мне.
Шатает, но сила не тает.
На горе и счастье я рос на войне
В стране, где всего не хватает.
Бессмысленно очередь жалась чуть свет
К пустой продуктовой палатке,
Вздыхая, почесывал голову дед:
“Где схватки с врагом, там нехватки…”
Бинтов не хватало тогда на войне,
Сапог, самолетов, тротила,
Но все же материи красной вполне
На флаг над Берлином хватило.
Теперь побогаче пошли времена –
В России никто не голодный,
Теперь подавай апельсинов, джерси –
Все чертова прорва глотает,
И стонут хозяйственники на Руси:
“Проклятье, всего не хватает!”
Заплатки у нас на штанах, на шоссе,
И бродят, как будто солдатки,
По Волге, Печоре, Уралу, Шексне
Нехватки, нехватки, нехватки.
За нашей спиною пространств немота,
У нас перед лицами – вьюга,
Но нету нехватки у нас никогда
В последней рубахе для друга.
Такая страна. Мне не надо другой.
Я болью ее не торгую.
Была б она сытой и жадной каргой,
Ее не любил бы такую.
В ней лиха с лихвой. Принимаю лихву.
В ней медленно, трудно светает,
Но слов не хватает сказать, как люблю
Страну, где всего не хватает.

“Нервы взрослых” т. 3, стр. 75

Обалденье подкашивает людей
От галденья магазинных, автобусных,
Прочих очередей.
Добывание ордеров и путевок,
Бесчисленных справок, сапог на меху-
Это как добиванье
Самих же себя на бегу.
Чтоб одеться красиво,
Надо быть на чеку.
Надо хищно, крысино
Урывать по клочку
На колготки из Бельгии,
На румынскую брошь
Наши женщины бедные
Чуть не с криком: “ Даешь!”
От закрута, замота,
От хрустенья хребта
Что-то в душах замолкло,
Жабы прут изо рта.
Горький воздух собесов
И нотариальных контор
Пробуждает в нас бесов,
Учиняющих ор.
Не по адресу жажда мести,
Не по адресу мат спьяна
Плюнуть в ближнего легче,
Если не доплюнуть до тех,
Чья вина.

4. Обмен мнениями участников, гостей.

Общественная атмосфера эпохи.

1. Видеоинтервью “Что младшие школьники знают о
пионерском галстуке, октябрятской
звездочке”?

2. Историческая справка:

Октябрята

– младшие школьники. Получили свое
имя в честь Октябрьской революции. Носили значок
– звездочку с портретом

В. И. Ленина.

Пионер – от слова “первый”. В пионерской
организации состояли школьники от 10 до 14 лет.
Объединялись в отряды, дружины.

Имели свои атрибуты: галстук, барабан, горн.
Проводили много полезных дел: забота о младших, о
престарелых, ветеранах, сбор макулатуры,
металлолома и т. д.

Комсомол – коммунистический союз молодежи.
В 1924 году получил имя ленинского – ВЛКСМ.
Организация объединяла молодежь в возрасте от 14
до 28 лет. За трудовую доблесть и боевые подвиги
комсомол награжден 6-ю орденами СССР.

Идеи правые, родные
Зачем пускаться нам в обман,
Зачем вам косы приплетные
И столько пудры и румян?
В словах мерзавца — пустобреха
Что украшает грязь траншей,
Приукрашается эпоха
И этим кажется страшней.
Как надоели крем и краска,
Наложенные подлецом,
И прирастающая маска
Навек становится лицом.

Что же есть лицо, а что маска того времени, о
котором мы ведем сегодня рассказ. Для
сегодняшних учеников слова пионер комсомол,
партия – это эхо минувших дней, это история. Для
тех, чьи детство и юность выпали на 60-е – 80-е годы
– это жизнь. И связана она была с пионерией и
комсомолом. Плохо это или хорошо? Какую роль
играли эти детские и далеко не детские
организации?

А) Фрагмент пионерского сбора – инсценировка.

Б) Диалог с участниками и гостями урока.

3. Звучит песня “Не расстанусь с
комсомолом”

4. Выступление секретаря комсомольской
организации школы №8 1982г
.

5. В то время, как пели задорные комсомольские
песни, звучали голоса детей, рапортующих съезду
партии быть достойной сменой, все плотнее
становился “железный занавес”, лишив советских
людей возможности читать книги и смотреть
фильмы, слушать музыку зарубежных авторов.
Деятели культуры, которые не принимали “правила
игры”, выступали с сомнениями и собственными
суждениями, чаще всего оказывались за пределами
СССР или лишались возможности работать с полной
отдачей. Специфической чертой того времени была
так называемая “магнитофонная революция”.
Записи песен и сатирических выступлений, не
поддавшихся контролю, получили широкое
распространение. Признанными лидерами здесь
были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М.
Жванецкий. Всегда с аншлагом проходили концерты
А. Райкина, с помощью сатиры бичевавшего пороки
общества.

Учащиеся под гитару исполняют куплеты песен
В. Высоцкого

6. В 1979 году в нашу жизнь вошел Афганистан. И уже
не в первый раз, спасая мир, наша страна посылала
на смерть свою юность, свое будущее.

Исполняется песня под гитару:

Товарищ Брежнев, вы большой политик
Лежите под Кремлевскою стеной,
Но ради бога вы меня простите
Что я за ваш не выпью упокой.

Когда войска в Афган вы посылали
Мы думали, что рушится земля.
О том, что мы деревья там сажали
Вещало телевиденье Кремля.

А вы с большой трибуны заверяли
О помощи Афганской стороне,
Мы сухари с водичкой попивали
На этой необъявленной войне.
В гробу мы вашу помощь увидали
На этой необъявленной войне.

Мы там немало тысяч потеряли,
Но вам уже об этом не узнать.

Ведь посылая нас, вы твердо знали -
Обратно не придется забирать.

Забыть о вас Афган нас не заставит,
Поставить памятник афганцам пробил час.
А я б его на Красной площади поставил
С огромным указателем на вас.

Заключительное слово учителя, подведение
итогов.

Следующий: