Урок танца Первый бал по предмету Ритмика и танец


Если уж «вальс устарел», как печалится
известная песня, то бал — тем более. В самом деле -
к чему современному обществу с его гигантской
индустрией развлечений это чопорное действо
прошлых веков? Даже отпрыски королевских кровей
все чаще встречают своих суженых не на светских
раутах, а в университетских аудиториях и на
спортивных площадках. И все же есть в коротеньком
слове «бал» что-то завораживающее. Может,
детские грезы, с которыми не хочется
расставаться. А может, вера в чудо, которая живет
в человеке. И люди стремятся на бал как в сказку.



ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить и закрепить материал
по теме “Историко-бытовой танец эпохи XVIII-XIX
веков”.

Закрепить устойчивые понятия о
культуре хореографии эпохи XVIII-XIX веков.

Совершенствовать выразительность движений, их
музыкальность и эстетичность.

ЗАДАЧИ УРОКА: Обобщение и закрепление
сведений, понятий и навыков взаимодействия в
паре и ансамбле.

Развитие духовной сферы
личности ребенка средствами хореографического
искусства.

Воспитатание интереса к занятиям по
хореографии, стремление участвовать в
коллективной работе по созданию
хореографических произведений.

Перед началом урока дети
находятся вне стен танцевального класса. Звучит
музыка (Фонограмма №1) и
учитель вместе с учениками спокойно, взявшись за
руки, входят в зал. В зале приглушен свет. И только
на стенах, или подставках, высвечиваются
живописные картины с изображениями танцующих
пар, набросков костюмов, театральных афиш…Дети
как будто бы попали в музей истории танца.
Интересно, что сейчас будет? На фоне
сопровождающей музыки (Фонограмма
№2)
учительзажигает свечи на подсвечнике и
начинает читать стихи. Рисунок
1
УЧИТЕЛЬ: Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы, притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи.
Показывает на картины, рукой
обводит весь зал.
УЧИТЕЛЬ: От танца к танцу по невидимой дороге
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.

Давно прошла
эпоха пышных балов и маскарадов, но вновь и вновь
мы в своих мечтах возвращаемся в те давние
времена кринолина и шелка, фигур, затянутых в
корсеты, соблазнительных и романтических
запахов духов, шуршание вееров и звонов шпор и
сабель. Ребята, а кто знает, что такое бал? Рисунок 2

УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 1)
УЧИТЕЛЬ: Ну вот, мы выяснили, что такое бал. И,
конечно, вы все сможете ответить, какие танцы
исполнялись на нем, и каким из них начинали бал.
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 2)
УЧИТЕЛЬ: Замечательно! Вот сколько старинных
танцев вы знаете! Кстати некоторые живут и пой
сей день. И, конечно же, верно – бал начинался
полонезом. Ни один танец, не требует такой
строгости осанки, горделивости и собранности,
как полонез. Во время шествия под
торжественно-фанфарную музыку гости показывали
себя, свой наряд, светскость манер и
благородство. Рисунок 3
Звучат фанфары (Фонограмма
№3).
В зале вспыхивает свет.
УЧИТЕЛЬ:

Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется композиция танца
“Полонез” (См. приложение
№4 “Полонез”, Фонограмма №5).

После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2)
УЧИТЕЛЬ: Давайте обратим внимание на костюмы той
эпохи. (Учитель вместе с учениками подходи к
одной из картин и начинают ее разглядывать).
Что
вы можете о них сказать? Рисунок
4
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 3)
УЧИТЕЛЬ: Совершенно правильно. И очень приятно,
что многие из вас отразили костюмы той эпохи в
своих рисунках, представленных на нашей
выставке. Мне кажется, что, рисуя свои
произведения, вы сами оказались на месте своих
героев, и танцевали вместе с ними. И, наверное, вы
заметили, что дама от кавалера находится справа.
А вот почему? Кто мне сможет дать ответ? Рисунок 5
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 4)
УЧИТЕЛЬ:

Волшебный Бал – мечта Принцесс,
Прекрасных принцев взгляд желанный.
И сказка воплотится здесь
Для вас подарком долгожданным.

Исполняется композиция танца
“Танец-приглашение” (См. приложение
№5 “Танец-приглашение”, Фонограмма
№6).
После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №4)
УЧИТЕЛЬ: Ребята, посмотрите на эту картину. Что
мы видим? Правильно, танцующую пару. А что мы
сможем сказать о характере танца, исполняемого
танцорами? Рисунок 6
УЧЕНИКИ: Ребята смотрят на французскую
литографию XVIII века, отображающую молодых людей,
танцующих польку и отвечают на поставленный
вопрос (См. приложение №1
“Примерные ответы”, вопрос 5)
УЧИТЕЛЬ: Наверное, все догадались, что пара
танцует зажигательную польку. Но, несмотря на
свое название, полька происходит не из Польши, а
из восточной Богемии, которая входит в состав
Чехии. Безусловно, каждый из вас знает что-то
интересное про польку, и я прошу вас рассказать
вас об этом.
УЧЕНИКИ: Кратко рассказывают об интересных
фактах и истории танца полька (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 6)
УЧИТЕЛЬ: Вот что написал про польку один
наблюдатель годы спустя: “Молодые и старые,
матери и дочки, врачи и магистры пристрастились к
ней. Все – от одежды до блюд — стало называться
полькой”.

Друзья, давайте танцевать, играть, шутить,
Такой закон царит сегодня в зале:
Не ждите, что бы мы Вас развлекали,
Давайте полькою друг друга веселить!

Исполняется композиция танца
“Полька” (См. приложение №6
“Полька”, Фонограмма №7).

После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №8)
УЧИТЕЛЬ: Наш бал в разгаре. И в отличие от
предыдущего танца этот танец родился на севере
Польши в XVI веке. Одни считают, что название танца
происходит от деревни Мазурек, которая находится
недалеко от Варшавы; другие полагают, что в его
основе лежит слово “мазур”, что означает
“житель польских деревень”. Так или иначе, танец
покорил всю Европу. Полюбился он и в России. Рисунок 7

Мазурка была
настоящим полем для импровизаций на балах,
кульминация всякого бала.

Какого мастерства требовала мазурка, можно
понять из описания лишь одного антраша, которое
давалось в танцевальном пособии того времени:
«скачок, в котором нога об ногу ударяется три
раза, в то время как тело бывает в воздухе». Рисунок 8



Бывало, когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Да, без специальной подготовки вряд ли можно
было обойтись. Поэтому и занимались танцами с
пяти-шести лет. А о том, как проходили иные
занятия, оставил свидетельство опытный
танцмейстер Людовик Петровский, сочинивший
Правила для благородных общественных танцев:

Учитель подходит к столику и
берет книгу. Раскрыв, начинает читать.
УЧИТЕЛЬ: «Некто рассказывал мне, что учитель
его почитал непременным правилом, чтобы ученик,
несмотря на природную неспособность, держал ноги
вбок, подобно ему в параллельной линии… Как
ученик имел 22 года, рост довольно порядочный и
ноги немалые, притом неисправные; то учитель, не
могши сам ничего сделать, почел за долг
употребить четырех человек, из коих два
выворачивали ноги, а два держали колена. Сколько
сей не кричал, те лишь смеялись и о боли слышать
не хотели — пока, наконец, не треснуло в ноге…»
Но именно благодаря усердным занятиям
приобреталась та раскованность и точность
движений, осанка, по которой светского человека
можно было узнать, будь он хоть в рубище.Рисунок 9
Закрывает книгу, кладет ее на
столик и снова обращается к детям.
УЧИТЕЛЬ: Популярность мазурки была настолько
велика, что многие величайшие композиторы писали
для нее свои сочинения, что способствовало еще
большей ее популярности. Кто из вас знает этих
композиторов и может о них рассказать? Рисунок 10
УЧЕНИКИ: Отвечают на поставленный вопрос (См. приложение №1 “Примерные
ответы”, вопрос 7)
УЧИТЕЛЬ:

Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Господа, мазурка! Рисунок 11

Исполняется композиция танца
“Марш-Мазурка” (См. приложение
№7 “Марш-мазурка”, Фонограмма
№9).
По окончании танца под аккомпанемент
фортепиано
в исполнении солистки звучит
русский романс “Я помню вальса звук
прелестный”.
ИСПОНИТЕЛЬНИЦА:

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
за окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат!
Где ж этот вальс прелестный, томный?
Где ж этот дивный вальс?



УЧИТЕЛЬ: Прекрасные звуки вальса! А ведь вальс
является одним из популярнейших танцев.
Волшебное кружение пар придает ему несравненное
изящество – настоящий символ романтизма. Вот как
сказал о нем великий русский поэт А.С.Пушкин в
поэтическом романе “Евгений Онегин”: Рисунок 12

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

Исполняется композиция танца
“Фигурный вальс” (См. приложение
№8 “Фигурный вальс”, Фонограмма
№10).
После танца фоном звучит музыка (Фонограмма №2).
УЧИТЕЛЬ: Увы, как и многое другое, балы
остались в далеком прошлом. Без них немыслима
история императорского периода России. Рисунок 13

Сегодня мы с
вами совершили воображаемое путешествие в эпоху
русских балов. Вы познакомились с историей,
обычаями и традициями бала. Узнали, как
одевались, что и как танцевали, как себя вели, чем
еще занимались на балу гости и хозяева.

Этому воображаемому путешествию, конечно, не
суждено воплотиться в явь, но может быть, когда вы
в следующий раз увидите бал в кино или на
театральной сцене, либо прочтете о нем в
классическом романе, вам яснее станет
происходящее, да и само прошлое сделается ближе и
понятнее. Рисунок 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Современный бальный танец. Под редакцией В.М.
    Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. — М.,
    Просвещение, 1977.
  2. Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное
    пособие. – М., Искусство, 1980.
  3. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой
    танец: Учебное пособие. – 2-ое изд.,
    пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
  4. Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся
    танцевать бальные танцы. Перевод с французского.
    – М., БММ АО, 2001.
  5. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
  6. Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под
    редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в
    качестве учебного пособия для хореографических
    учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
  7. Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М.,
    Искусство, 1980.
  8. Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. -
    М. Аргументы и факты, 2000.
  9. Колесникова А.В. Бал в России: XVIII — начало XX века.
    – М. Искусство. 2005.
  10. А.С.Пушкин. Евгений Онегин.
  11. А.С.Пушкин. Сборники стихов.



Следующий: