Урок Страны мира 7-й класс

Цели:

  • Рассмотреть типологию стран, основанную на качественных признаках учитывающих уровень социально-экономического развития стран мира.
  • Рассмотреть разнообразие стран современного мира. Изучить разные формы государств.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, политическая карта мира, атлас.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Ход урока:

Каждый житель Земли – гражданин какой-либо страны. Сегодня мы познакомимся с различными государствами отличающимися по каким-либо признакам. А какие карты понадобятся сегодня на уроке? (политическая). Охарактеризуйте данную карту по трем признакам (дать название, по содержанию, по масштабу). Какую информацию можно получить по этой карте? Какими  знаками отображаются столицы, границы стран? (условными). Видами? (площадными, линейными, одиночными).

3. Изучение нового материала

Приложение – презентация №1

Перед Вами представлены визитные карточки стран, определите, в каких государствах они находятся?

  • Слайд № 2 . Конкурс «угадайка»
  • Слайд № 3. Попытайтесь сформулировать понятие страна. Что такое страна? Это территория, которая имеет определенные государственные границы и живет по определенным законам.
  • Слайд № 4. Страны мира во многом отличаются друг от друга. Большая часть современных стран – независимые  или суверенные государства. Остальные находятся под управлением некоторых из этих государств.
  • Слайд №5. А что означает понятие колония? Колония — зависимая, несуверенная территория, владение иностранного государства. Под властью других государств, страны оказываются в результате их завоевания. Наибольшее количество зависимых стран появилось в 18 – 19 в. в результате завоевания европейскими державами вновь открытых территорий Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. В какой части света больше всего зависимых государств? Меньше всего колоний?
  • Слайд №6. Как вы понимаете понятие суверенная страна? Суверенное государство – независимое государство во внутренних и внешних делах.
  • Слайд № 7.Страны имеют разное географическое положение, различаются по размерам территории и численности проживающего в них населения. Группировка стран по признакам:
    1. Географическое положение:
    2. Площадь
    3. Полуостровные
    4. Островные
    5. Страны-архипелаги
    6. Внутриконтинентальные
    7. Приморские

Страны имеют разное географическое положение. Большинство из них находится на материках, однако в их пределах страны размещаются по–разному. 

  • Слайд №8  Полуостровные государства (Швеция, Норвегия, Дания, Италия). Назовите и покажите на карте еще по два полуостровных государства.
  • Слайд № 9 Островные (Куба, Ямайка, Гаити, Доминиканская республика). Многие страны расположены на островах. Приведите примеры и покажите на карте расположение еще двух островных государств.
  • Слайд № 10 Есть страны, занимающие всего один остров, а есть и такие, которые расположены на нескольких тысячах островов. Например, Индонезия занимает 13 тысяч островов, Филиппины – 7 тысяч, а Япония – 4 тысячи. Страны – архипелаги (Япония, Филиппины, Индонезия). Приведите примеры еще двух – трех стран-архипелагов.
  • Слайд № 11. Основная часть стран имеет приморское положение, то есть обладает выходом к Мировому океану. Это очень важно для развития связей этих стран с другими районами мира. Приморские — (Венесуэла, Гайана, Суринам, Бразилия). Приведите свои примеры таких стран и покажите на карте.
  • Слайд № 12. Но некоторые страны прямого выхода к Океану лишены. Внутриконтинентальные — (Чад, ЦАР, Демократическая республика Конго). Самое большое количество стран, не имеющих выхода к мировому океану, расположено в Евразии – 25, из них 13 – в Европе, а 12 – в Азии. В Африке таких стран 15, в Южной Америке всего 2. В мире не имеют выхода к Мировому океану 42 страны. Приведите несколько своих примеров.
  • Слайд № 13.  Страны очень сильно различаются по размерам территории – страны- «гиганты» и «карлики».
  • Слайд № 14. Страны «гиганты» по размерам территории:  (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия).
  • Слайд № 15. Страны «карлики» (Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино, Андорра)
  • Слайд № 16. Страны различаются и по численности проживающего в них населения.
  • Слайд № 17. Страны «гиганты» – (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия)
  • Слайд № 18. Страны – «карлики» (Ватикан, Науру, Тувалу, Палау, Сан-Марино)
  • Слайд № 19. Любая страна нуждается в управлении. Существуют две основные формы правления – республика и монархия. Большая часть современных стран – республики. В них правительство и глава государства избираются народом. В монархиях страной управляет монарх. Его власть обычно является пожизненной и передается по наследству. В зависимости от титула монарха государства могут именоваться королевствами, империями, герцогствами, княжествами, эмиратами, султанатами. Приведите примеры таких стран.
  • Слайд № 20. Страны с республиканской формой правления.
  • Слайд № 21. Страны с монархической формой правления.
  • Слайд № 22. В зависимости от преобладания того или иного вида хозяйственной деятельности людей выделяется три основных типа стран. В аграрных странах высокая доля работающего населения занята в сельском хозяйстве. В некоторых странах она превышает 90% (Непал, Руанда). В индустриальных странах главное звено хозяйства – промышленность. В этих странах доля занятых в промышленности составляет 30 – 40% (Россия, Белоруссия, Чехия). Страны, в которых основная часть занятых в хозяйстве работает в сфере услуг (более 60%), получили название постиндустриальных. Это наиболее развитые страны мира (США, Великобритания, Франция, Германия).

4. Итоги урока



Учащимся предлагается тест по пройденному материалу.

Приложение – презентация №2

5. Домашнее задание § 16




Следующий: