Урок Страны мира. 7-й класс

Цель урока:

формирование представления о
странах мира и их группировке по различным
признакам.

Основные понятия:

страна, политическая карта,
граница, столица, суверенитет, колония,
республика, монархия; аграрные, индустриальные и
постиндустриальные страны.

Задачи:

Образовательные:

Рассмотреть
географическое положение различных стран
Определить численность государств Сравнить
государства по площади территории Закрепить
полученные знания посредством прохождения
электронного теста, работы с тетрадью-тренажером

Развивающие задачи:

  • Расширить общий кругозор знаний учащихся
  • Продолжить формирование навыка работы с
    контурной картой, атласом, электронным
    приложением
  • Воспитательные:

  • Продолжить развитие чувства патриотизма у
    учащихся, понимания роли нашего государства в
    мире.
  • Развивать толерантность по отношению к
    представителям других государств.
  • Оборудование:

    политическая карта мира,
    физическая карта мира, карта плотности населения
    мира, рисунки и фотографии стран мира,
    электронное приложение к учебнику (DVD-ROM),
    компьютер, мультимедийный проектор, экран,
    электронная презентация Power Point.

    Ход урока


    I. Актуализация знаний учащихся (Фронтальный
    опрос).

  • Что называется населенными пунктами или
    поселениями?
  • Назовите виды поселений.
  • Чем разные типы сельских поселений различаются
    между собой?
  • Что такое город?
  • Когда и где возникли первые города?
  • Что называется городской агломерацией?
  • Назовите функции городов и приведите примеры.
  • Между какими параллелями сосредоточены
    населенные пункты?
  • Что такое урбанизация?
  • На какие группы подразделяются города по
    численности?

  • II. Изучение нового материала

    Учитель:

    На прошлом занятии мы изучали типы поселений, а
    сегодня на уроке, ребята, мы познакомимся со
    странами мира и рассмотрим политическую карту (слайд
    1
    ).

    А для начала давайте дадим определение, что же
    такое страна.

    (Каждый учащийся дает свое
    определение(понимание) этого термина)

    Учитель:

    Итак, страна — это территория с определенными
    государственными границами и законами.

    Перед вами политическая карта мира. Скажите, на
    какие 2 вида подразделяются карты по содержанию?

    Учащиеся:

    Карты по содержанию делятся на
    общегеографические и тематические.

    Учитель:

    А к какому виду мы с Вами отнесем
    политическую карту мира?

    Учащиеся:

    политическая карта мира относится
    к тематическим картам

    Учитель:

    Эта карта пестрая, многоцветная. Предположите,
    почему используется так много цветов?

    Учащиеся:

    Для наглядности, быстрого
    нахождения определенного государства и его
    границ.

    Учащиеся:

    Для наглядности, быстрого
    нахождения определенного государства и его
    границ.

    Учитель:

    В настоящее время насчитывается порядка 230
    стран. Из них около 200 являются независимыми. Слайд
    2

    Все страны отличаются между собой по разным
    признакам:

    Признаки отличия стран:

    • Размеру.
    • Географическому положению.
    • Численности населения.
    • Форме государственного правления.
    • Типу хозяйства.

    Рассмотрим каждый из признаков подробнее:

    1. Размер территории (слайд 3)
    2. Страны в первую очередь подразделяются по
      занимаемой площади территории. Самое большое
      государство мира – Россия. Ее площадь около 17,1
      млн. км2., есть страны, занимающие целый
      континент (например, Австралийский Союз), есть
      занимающие половину континента (Канада), а есть
      микрогосударства, так называемые страны-карлики
      (Ватикан)
      Рассматриваем страны, работаем с настенной
      политической картой мира и политической картой
      Европы.
      Учащиеся находят государства и их столицы и
      наносят их на контурную карту с. 8-9

    3. Географическое положение (слайд 4)
    4. По географическому положению выделяют страны,
      занимающие несколько островов
      (страны-архипелаги), есть островные государства
      (Куба), полуостровные (располагающиеся на
      полуостровах), приморские государства и не
      имеющие выхода к морю.
      В чем преимущество стран, имеющих выход к морю?
      Учащиеся: Преимущество приморских стран
      выражается в улучшении транспортного сообщения
      с другими государствами, что сказывается на
      экономике страны.
      Учитель: Приведите примеры стран каждого
      типа

    5. Численность населения (слайд 5)
    6. По численности населения первое место в мире
      принадлежит Китаю, а второе Индии. Есть
      государства со средней численностью, а есть
      страны-карлики.

    7. Форма правления (слайд 6,7)
    8. По форме государственного правления
      государства бывают республиками и монархиями.
      Монархии в свою очередь бывают абсолютными и
      конституционными.
      Учащиеся зачитывают информацию из
      географического блокнота (учебник с. 51).

    9. Хозяйство стран (слайд 8)

    Учитель:

    какие 3 звена хозяйства вы знаете?

    Учащиеся:

    сельское хозяйство, промышленность
    и сфера услуг

    Учитель:

    В зависимости от преобладания того
    или иного звена хозяйства страны подразделяются
    на аграрные, индустриальные и
    постиндустриальные. Приведем примеры.

    III. Закрепление знаний

  • Выполнение электронного теста
  • Работа с тетрадью-тренажером с. 18 (№17-19), с. 20
    (№4,5), с. 22 (№6).

  • IV. Подведение итогов урока.

    Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели страны
    мира, познакомились со странами, их группировкой
    по различным признакам, поработали с
    политической картой.


    V. Домашнее задание.

  • Учебник 16 пересказ
  • Работа с атласом с.16-17
  • Опережающее задание: подготовить доклады об
    историко-культурных центрах мира.
  • Используемый УМК:

  • Кузнецов А.П., Савельева Л.Е., Дронов В.П.
    География: Земля и люди:7 класс: Учебник для
    общеобразовательных учреждений
  • Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г., Банников С.В.
    География: Земля и люди: тетрадь-тренажер:7 класс:
    Пособие для учащихся общеобразовательных
    учреждений
  • География: Земля и люди:7 класс: Атлас
  • География: Земля и люди: 7 класс: контурные карты
  • География: Земля и люди: 7 класс: Электронное
    приложение к учебнику: DVD/ Под редакцией В.П.
    Дронова
  • Тарасова Н.В. География: Земля и люди: 7 класс:
    Поурочное тематическое планирование: Пособие
    для учителей общеобразовательных учреждений
  • Дополнительная литература:

  • География 7-й класс: поурочные планы.
    Автор-составитель: И.И. Нагорная.- Волгоград:
    Учитель, 2007.
  • Презентация

    Следующий: