Урок – сравнительный анализ Русь и Золотая Орда. Иго или союз? 10-й класс

Эпиграф: История предков всегда
любопытна тому, кто достоин Отечества. (М.Н.Карамзин)

Цели урока (для учителя):

  • Овладение учащимися углубленными знаниями о
    характере взаимоотношений русского и
    татаро-монгольского народов.
  • Развитие у учащихся интереса и стремления к
    глубокому изучению исторического материала;
    умения выступать, доказывать, формировать
    выводы, вести дискуссию, спорить, отстаивать
    мнение.
  • Воспитание уважения к истории своего и других
    народов; навыков доведения результатов
    образовательного процесса до логического конца,
    такта по отношению к чужому мнению.

Цели урока (для учащихся):

  • На основе анализа текстов определить авторскую
    позицию (взгляд на взаимоотношения Руси и
    Золотой Орды).
  • Сформулировать сущность каждой точки зрения и
    определить свое отношение к этим позициям.

Доминирующий метод обучения:

  • по характеру познавательной деятельности
    учащихся частично-поисковый, исследовательский;
  • по принципу расчленения и соединения знаний –
    сравнительно-аналитический.

Форма проведения урока:
нетрадиционное историческое исследование.

Оборудование урока:

  • Карта «Русское государство в 17-18 в.в.»
  • Тексты для исследования.
  • Карамзин Н. «История государства Российского».
  • Соловьев С.М. «История государства Российского
    с древнейших времен…»
  • Гумилев Л.Н. «Апокрифический диалог».
  • Учебная литература.
  • Рисунки учащихся.

Этапы урока:

1. Целеполагание (на доске записаны
тема и цель урока для учащихся).

2. Актуализация знаний

Слова учителя. С появлением работ
многих историков, ранее запрещенных, не
печатавшихся, но написанных в 18, 19, 20 веках,
начинают складываться иные точки зрения на
многие исторические события. Одним из таких
фактов в истории нашего Отечества являются годы
ордынского ига. И сегодня на уроке мы с вами
постараемся определить точки зрения историков
разных столетий на взаимоотношения Руси и Орды и
дать свою оценку этому событию. Урок будет
проходить в нетрадиционной форме – историческое
исследование. На предыдущем занятии мы подробно
говорили с вами об истории Руси в период
монголо-татарского завоевания и остановились на
проблемном вопросе «Какие все-таки сложились
отношения между Русью и Золотой Ордой?» Вы
получили опережающее задание: разбившись на
группы, ознакомиться с фрагментами работ
Карамзина, Соловьева, Льва Гумилева, посмотреть
учебную литературу на заданную тему, чтобы на
уроке сегодня решить, «что это было: иго или
союз?» Вы готовы начать нашу исследовательскую
работу? У каждой группы есть исследовательское
задание (Приложение 1),
которое состоит из 4 этапов:



1 этап: определение авторской позиции,
выбор ключевых фраз, формулировка сущности этой
позиции и представление в рисунке сущности с
использованием емкого образа;
2 этап: анализ позиций и определение
исторического пространства;
3 этап: определение своего отношения к
позициям авторов;
4 этап: прогноз и анализ доводов иных
позиций.

Группы работают в течение 10 минут.

Затем выполнение заданий 1 этапа.

  • Краткая характеристика Руси и Орды (по 2 минуты).
  • Краткая биографическая справка на историка.
  • Позиция автора.
  • Ключевые фразы.
  • Емкий образ (рисунок).

Слово учителя. Итак, мы с вами
определили позиции авторов, сущность и емкий
образ этих позиций, а сейчас я попрошу вас
проанализировать точки зрения авторов,
определить историческое пространство.

Группы выполняют задания 2 этапа.

Учитель. Спасибо! Прошу вас определить
свое отношение к позициям авторов: мне кажется,
многие не согласны с ними.

Группы выполняют задания на 3 этапе.

Свои точки зрения высказывают несколько
учеников (Приложение 2)

Учитель. Прошу вас привести доводы и
определить, к какому историческому времени может
относиться автор вот этой позиции: «Иго –
упущенная возможность стать частью западной
цивилизации». Выскажите доводы, подкрепляющие
или опровергающие такой взгляд на события 13-15
в.в.»

Ответы учащихся. Учитель делает выводы.

– В результате нашей работы мы пришли к выводу,
что взгляд основан на реалиях современности, а не
на фактах, характеризующих события и
умонастроение той эпохи, которую мы пытаемся
оценивать.
Попробуйте спрогнозировать иные позиции в
вопросе взаимоотношений Руси и Орды.

Ответы учащихся.

Учитель. Мы с вами убедились, что точки
зрения на события различны и зависят от
конкретных исторических условий и
мировоззрений, поэтому дома необходимо
попытаться спрогнозировать и проанализировать
доводы предлагаемых позиций, которые записаны у
нас на исследовательских листах-заданиях.
Спасибо за работу, думаю, сегодня вы определили
позицию по этому вопросу. Оценки за участие в
исследовании (объявление оценок)




Следующий: