Урок-соревнование по теме Естественные семейства. Галогены


Цель: Продолжить формирование понятия
о естественных семействах. Актуализации знаний
учащихся о составе, о строении, свойствах,
применении в народном хозяйстве галогенов. На
основе углубленных межпредметных связей химии и
биологии, географии, истории продолжить развитие
интереса к этим предметам, совершенствовать
навыки самообразования при систематизации
знаний.

Цель развивающая: Развитие
логического мышления, умение сравнивать
сопоставлять, делать выводы. На основании
сравнения свойств металлов и неметаллов
показать их различие в свойствах и отсутствие
резкой разницы и грани между ними на примере
амфотерности.



Цель воспитывающая: Воспитание
толерантности учащихся. Привитие навыков
самостоятельной работы на уроке, умение работать
с дополнительной литературой, взаимосвязь
теории с практикой, связь с жизнью, развитие
творческих способностей учащихся, формирование
диалектико-материалистического мировоззрения
(закон единства и борьбы противоположности)

Оборудование и реактивы: Хлор, бром,
йод в колбе, вода, спиртовка, лабораторный штатив,
спички, раствор H C, экран с подсветом, кодоскоп,
таблицы, работы творческой лаборатории (рисунки
о применении галогенов, реклама), новые понятия и
слова выписаны, экзаменатор, вопросы к нему,
компьютер.

Организационная часть.

Вступительное слово учителя

:

Ребята! Сегодня мы проводим урок –
соревнование. Эта форма работы вам уже знакома.
Класс разделим на три творческие группы. С целью
подведения итогов соревнования наших команд, мы
выбрали жюри в составе трёх человек.

Актуализация знаний учащихся

(фронтальный
опрос, индивидуальные задания).

1 этап.

Мы с вами изучили семейства щелочных металлов,
благородные газы, познакомились с
классификацией элементов. По данной теме
предлагаются индивидуальные самостоятельные
задания, будьте внимательны! (к доске выходят три
учащихся, задания по карточкам и каждая команда
выполняет задания в тетради; вопросы задания на
экране)

№ 1. На основании знаний о классификации
веществ провести разделение веществ согласно
схеме, ответ пояснить, т.е. (предлагаются в наборе
вещества) — практическое задание, т.е. металлы,
неметаллы, оксиды, основания, кислоты, соли.

№ 2. Получить гидроксид цинка и доказать его
амфотерность.
№ 3. Какой объем водорода выделится при
взаимодействии 4 моль щелочного металла с водой?

Задание классу: Осуществить
превращение, (экран)

Na —> Na2 O —> NaOH —> NaCl

Жюри

: по две тетради с каждой команды берет на
проверку, класс проверяет выполнение работы –
через экран (самопроверка)

Жюри и класс внимательно следят за ответом
учащихся, дополняют, исправляют, задают вопросы.

2 этап.

Сегодня мы продолжим изучение семейств
напримере “Галогенов”. Предлагают открыть
периодическую систему, 7 группа — называем
элементы F, Cl , Br, J , At (запись химических знаков на
доске). Молекулярные формулы: J2, Cl2, Br 2

1 моль, М=38г/моль.

Физические свойства

: демонстрация Cl2 (газ),
Br 2 (жидкость), J 2 (твердое).

Что представляют собой хлор, бром, йод? (ученики
характеризуют)

- агрегатное состояние (от газообразного к
жидкому)
;
- цвет (сгущение окраски от светлых тонов);
- растворимость;

Демонстрация: растворимость хлора и йода в
воде.

Какой мы сможем сделать вывод? (оценка 8
баллов).

Вывод

: С возрастанием атомной и молекулярной
массы изменяются агрегатные состояния,
сгущаются краски и уменьшается растворимость.

Ребята! Почему йод – твердое вещество, а мы
записываем J2?

Причина

: (Легко испаряется, демонстрация –
возгонка, переход вещества из твердого состояния
в парообразное, минуя жидкое – возгонка).

Вывод

: У всех у них молекулярная
кристаллическая решетка. Здесь мы отметим
противоположность и единство – в одном
семействе. Почему названы галогены? Почему
расположены в одном семейсве? (валентность – I,
с металлами образуют соли – солероды)
Подтвердить
примерами:

2Na + Cl 2 —> 2 NaCl;
2Na + Br 2 —> 2NaBr;
2Na + J 2 —> 2 NaJ;
H + Cl2 —> 2HCl;
H2 + Br 2 —> 2 HBr;
H2 + J 2 —> 2 NaJ;

3 этап.

Посмотрим, как справились с домашним заданием?

а) история открытия галогенов? (сообщения
учащихся);

б) роль галогенов в народном хозяйстве (творческая
лаборатория-творчество учащихся, рисунки о
применении галогенов и красочный рассказ).

- реклама.
- знаете ли вы?
- стихи учащихся.

Реклама:

Зубная паста с фтором.

Чистить зубы всем полезно
Паст зубных – большой набор
Помогает всем чудесно
Вещество с названьем – фтор.

Морская капуста.

Зеленый плод морской капусты
Всем здоровье принесет
Ведь в состав растений этих
Входит всем известный йод.

Микстура – бром в руках у доктора.

Успокоить вас поможет
И уснуть спокойнее днем
Ведь в состав микстуры этой
Входит всем известный бром.

Знаете ли вы? (оформлен стенд)

Приводит интересные данные каждая группа, жюри
оценивает.

Хлор с натрием образуют очень прочное
соединение и весьма распространенное вещество,
если бы собрать всю поваренную соль только из
морской воды, то Европу можно было покрыть
сплошным слоем соли толщиной около 5 км. Человек в
год употребляет около 7 кг. Поваренной соли (так
о каждом из галогене).

Авторские стихи:



Рассеянный в земле и вездесущий
Активный и неподвижный йод
Он при болезнях человеку нужен,
У медиков всегда ему почет
Едва ли без него смогли бы
Излечивать и кретинизм и зоб
Богаты йодом лук, морская рыба
В морской воде капусте обнаружен йод…

Проверка усвоения материала (викторина).

Вопросы: (при правильном ответе загорается
лампочка на экзаменаторе и для учащихся варианты
ответов на экране)

Какой химический элемент помог открыть кот?
Какому ученому химику?
Какая кислота содержится в желудке?
Какое соединение фтора применяется в
холодильнике?
Какой ученый открыл хлор?

Какое вещество используется для приготовления
бенгальских огней.

Обобщение: На примере семейства галогенов
отмечаем единство их в том, что они типичные
неметаллы, имеют единое строение (молекулярное,
кристаллические решетки, взаимодействуют с
металлами и водородом)
, а противоположность:
фтор – все съедающий, самый активный неметалл, он
не растворяется в воде, а взаимодействует с ней, а
йод почти не растворяется, (закон единства и
борьбы противоположностей).



Подведение итогов – слово жюри.

Жюри отмечает активное участие каждого ученика
на уроке, называют команду победителя и вручают
призы, выставляют оценки.

Литература:

  1. Зайковский И.И. Занимательная химия.- Учпедгиз,
    1962.
  2. .Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д.-М.: Просвещение, 1980.
  3. Популярная библиотека химических элементов
    .-Издательство “Наука”. — М.,1972.



Следующий: