Урок Соли аммония, нитраты


Цели урока:

Обучающие:

изучить состав,
строение, свойства и применение солей аммония и
нитратов.

Уметь доказывать общие свойства солей
на примере солей аммония и нитратов, записывать
уравнения химических реакций в молекулярном,
ионном и окислительно-восстановительном виде.

Уметь доказывать особые свойства
солей аммония и нитратов; закрепить практические
навыки по выполнению химического эксперимента,
соблюдать правила по технике безопасности.

Развивающие:

способствовать
дальнейшему развитию логического мышления
учащихся — формировать умение сравнивать,
обобщать. Развивать навыки самообразования:
умение работать с книгой, инструкцией, готовить
план ответа, план предстоящей работы.

Воспитывающие:

продолжить
формирование причинно-следственую зависимость,
развитие от простого к сложному.

Оборудование:



для учителя:
лабораторный штатив, пробирки, спиртовка, уголь,
NH4Cl, KNO3, концH2SO4, медные
стружки; для учеников на парты – спиртовка,
держатель для пробирок, универсальная
индикаторная бумага, NH4Cl, NaOH .

На парты раздаются инструктивные
карты (Таблица №1)


Ход урока

1. Изучение нового материала.

Постановка целей и задач:

В состав солей аммония и нитратов
входит азот . Применение солей аммония и нитратов
в различных областях народного хозяйства
основано на использовании их свойств, поэтому
необходимо подробнее и глубже изучить состав,
строение, свойства и применение этих солей .

/Письменные задания записываются на
доске , вызываются ученики./



Инструктивная карта


Вопросы, подлежащие
рассмотрению

Задания и упражнения

Литература

ДЗ

1

Состав и строение

солей аммония и нитратов

1)Составьте формулы:

а) солей аммония, образованных
соляной, угольной, серной, фосфорной и азотной
кислотами, назовите их

б) солей азотной кислоты, образованных
следующими металлами: K, Na, Ca, Ba, Sr, Pb-назовите их

2)Определите в этих солях тип связи, тип
кристаллической решётки(5-7мин)

О. С. Габриелян

Химия 9 класс, учебник для
общеобразовательных учебных заведений,
Дрофа,М-2002

§ 25 стр 116

§ 26 стр 120

§25, 26

Дополнение

Нитраты щелочных металлов,
щелочно-земельных металлов и аммония называются
селитрами. Особое значение имеют соли: NaNO3-
чилийская селитра (натриевая), Сa(NO3)2
– норвежская селитра (кальциевая), KNO3
индийская селитра (калиевая). Из-за природных
залежей этих солей возникали конфликты,
вспыхивали войны. Такие войны вели между собой в
прошлом Боливия, Чили, Перу. Это было связано с
тем ,что селитры используются в качестве
удобрений.


2

Физические свойства солей
аммония и нитратов

1)Охарактеризуйте физические
свойства солей аммония и нитратов, отметьте их
особенности при растворении в воде. Дайте
обоснованный ответ(2-4мин)

§ 25 стр 116

§ 26 стр 120-121




3

Общие химические свойства
солей аммония и нитратов с точки зрения ТЭД

1)Какие общие химические
свойства будут характерны для солей аммония и
нитратов?

Составьте общую схему

2) Запишите уравнения диссоциации
следующих солей :

NH4CL, (NH4)2CO3, NH4NO3,
Cu(NO3)2 .

Установите, что общего при диссоциации
указанных солей со всеми солями? Что общего у
солей аммония? У нитратов? (7 мин)

3) С какими из перечисленных веществ:
р-р NaOH, p-p HNO3, Mg, p-p AgNO3, – будут вступать
в реакцию следующие соли: (NH4)2SO4,
(NH4)2CO3, Cu(NO3)2

Уравнения реакций записываются
только те, что идут в молекулярном, ионном,
некоторые в окислительно-восста-новительном
виде (20 мин) (можно разделить класс на группы)

4) Сделайте общий вывод о химических
свойствах этих солей и сходстве их с другими
солями

§ 25стр116

§26 стр 120

Ответ учеников(записывается в тетрадь)

1)Схема

2)Уравнения диссоциации записываются
на доске.

NH4Cl < —> NH4+ + Cl-
(NH4)2CO3 < —>2NH4+ + CO32-
NH4NO3 < —> NH4+ + NO3-
Cu(NO3)2 < —> Cu2+ + 2NO3-

- При диссоциации данных солей в
качестве катионов образуются ионы аммония и ион
металла, а анионов – ионы кислотных остатков.

- У всех солей аммония при диссоциации
образуется катион аммония.

- У всех нитратов при диссоциации
образуется в качестве аниона нитрат — ион

3)Примерные ответы учащихся

1 группа

(NH4)2CO3 +2HNO3 —>
2NH4NO3 + H2O + CO2
2NH4+ + CO32- + 2H+ + 2NO3-—>
2NH4+ + 2NO3- + H2O + CO2
CO32- + 2H+ —> H2O + CO2
(NH4)2CO3 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O
+ Na2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Na+ + 2OH-
—> 2NH3^ + 2H2O + 2Na+ + CO32-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2O
(NH4)2CO3 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3
+ Ag2CO3
2NH4+ + CO32- + 2Ag+ + 2NO3-
—> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2CO3
2Ag+ + CO32- —> Ag2CO3

2 группа

(NH4)2SO4 + 2NaOH —> 2NH3 + 2H2O + Na2SO4
2NH4+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- —>
2NH3^ + 2H2O +2Na+ + SO42-
2NH4+ + 2OH- —> 2NH3 + 2H2
(NH4)2SO4 + 2AgNO3 —> 2NH4NO3
+ Ag2SO4v
2NH4+ + SO42- + 2Ag+ + 2NO3-
—> 2NH4+ + 2NO3- + Ag2SO4v

2Ag+ + SO42- —> Ag2SO4

3 группа

Cu(NO3)2 + 2NaOH —> Cu(OH)2 + 2NaNO3
Cu2+ + 2NO3- + 2Na+ + 2OH- —>
Cu(OH)2 + 2Na+ + 2NO3-
Cu2+ + 2OH- —> Cu(OH)2
Mg + Cu(NO3)2 —> Mg(NO3)2 + Cu
Mg0 -2? —> Mg+2 | 2 | 1 | восстановитель
Cu+2 +2? —> Cu0 | 2 | 1 | окислитель

- Данные соли проявляют типичные
свойства солей, т. е. вступают в реакции с
кислотами, основаниями, солями, с более активными
металлами.


4

Специфические свойства солей
аммония и нитратов.

1) Какое из общих свойств
солей является специфичным для солей аммония?
Объясните это на основе ТЭД, подтвердите
лабораторным опытом (см. учебник стр.116)

2) Что общего и различного в отношении
солей аммония и нитратов к нагреванию? Сделать
вывод.

3)Сделать вывод о том, какими общими и
специфическими свойствами обладают соли аммония
и нитраты.

§ 25 стр 116

§ 26 стр 121

1. Лабораторный опыт по учебнику

NH4Cl + NaOH —> NH3^ + H2O +
NaCl

В сокращённом виде

NH4+ + OH- —> NH3 + H2O – это первая
качественная реакция на растворы солей аммония.

Дополнение учителя:

2) 1- При нагревании сухие соли аммония
разлагаются.t0

NH4Cl < —> NH3 + HCl
(демонстрация) – это вторая качественная реакция
на соли аммония.

2 — Сухие нитраты тоже разлагаются при
нагревании, но по-особому.

Исключение:

NH4NO3 —> N2O
+ H2O

Демонстрация опыта:

В расплавленную
калийную селитру (или натриевую) бросить кусочек
раскалённого древесного угля – он быстро
сгорает за счёт выделяющегося кислорода .

2KNO3 2KNO2 + O2.

сухой. Это первая качественная
реакция на сухие нитраты.

3) Вторая качественная реакция на
растворы нитратов.

Растворы нитратов можно определить с
помощью концентрированной серной кислоты и
медных стружек.

1 ст. KNO3 + H2SO4 кKHSO4 + HNO3конц

2 ст. Cu + 4HNO3к Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O –
выделяется бурый газ – NO2


5

Применение нитратов и солей
аммония

В каких областях применяются
соли аммония и нитраты?

§25 стр 117

§ 26 стр 120

Рассказ учителя.

Благодаря своим свойствам соли
аммония, и нитраты находят широкое применение в
народном и сельском хозяйстве:

  • в осветительной технике (нитраты бария и
    стронция) и пиротехнике (разложение при
    нагревании) – аммоналы;
  • в хлебопечении;
  • в кондитерской промышленности;
  • в сельском хозяйстве – удобрения;
  • при паянии металлов (NH4Cl) –
    взаимодействует с оксидами металлов, при этом
    выделяется HCl, который очищает поверхность
    металла;
  • NH4Cl – электролит в сухих элементах.

Заключение (учитель).

Роль соединений азота в жизни человека
и общества очень велика, а применение
разнообразно. На Земле постоянно происходят
процессы превращения веществ живой и неживой
природы. В результате этих превращений
неорганические вещества неживой природы – соли
аммония и нитраты могут превращаться в сложные
органические вещества – белки. А белки – это
основа всего живого.

Задание на дом:

§ 25, 26, §25 упр 4; § 26 упр 7
(задача).

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений.- М.:
    Дрофа, 2002. — 224 с.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии 9
    класс. М.Блик и Ко. 2001. 399 с.
  3. Егоров А.С. Химия. Пособие–репетитор для
    поступающих в вузы. Ростов н/Д: изд-во “Феникс”,
    2002. 768 с.

Приложение




Следующий: