Урок Соли. 11-й класс

Тип урока: КУ (комбинированный урок).

Цель: систематизировать имеющиеся
знания и получить новые знания о солях.

Образовательные задачи: закрепить и
расширить знания о строении, номенклатуре,
классификации и свойствах солей, рассмотреть
значение важнейших представителей класса в
природе и жизни человека

Познавательные задачи (задачи
развития): совершенствовать умения учащихся
анализировать, сравнивать, устанавливать
взаимосвязи между строением и свойствами.
Обратить внимание учащихся на многообразие
неорганических соединений, на постепенное
усложнение веществ (комплексные соли,
кристаллогидраты).

Воспитательные задачи: особое
внимание уделить проблеме физиологического
действия солей на организм человека. Развивать
творческие способности, социальную активность
учащихся через установление межпредметных
связей химии с биологией, экологией, медициной,
историей, литературой. Воспитывать общую
культуру.

Оборудование: образцы важнейших солей
(CaCO3, CaSO4 *2H2O, Na2CO3*10H2O,
CuSO4, CuSO4*5H2O, NaCl, твердое мыло,
жидкое мыло, Ca3(PO4)2; растворы FeCl3,
FeSO4, K4[Fe(CN)6]; вещества для
определения (растворы NaCl, Na2SO4, NaNO3),
AgNO3, BaCl2, пробирки; компьютер,
видеопроектор, экран, презентация урока; учебник:
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень. М.:
Дрофа, 2009; периодическая таблица, дидактический
материал — тест по теме «Соли».

Методы и методические приемы:
словесные, наглядные, практические, проектный;
демонстрация ответов; лабораторный эксперимент;
конспектирование материала учениками;
подготовка учениками творческих работ и
выступление с ними.

Форма организации работы в классе:
индивидуальная, групповая, фронтальная,
коллективная.

Хронометраж урока


1.Организационный этап 1 минута
2.Первичная актуализация имеющихся
знаний.
2 минут
3.Системная актуализация; повторение и
анализ основных фактов, событий, явлений.
12 минут
4.Повторение, обобщение и
систематизация понятий: усвоение системы знаний,
ведущих идей и основных теорий.
14-15 минут
5. Проверка знаний учащимися основных
понятий.
4-5 минут
6.Обобщение и систематизация учащимися
результатов работы.
3 минуты
7. Окончание, релаксация, мотив на
завтра.
2 минуты

Содержание урока


Ход урока Обоснование деятельности
учителя
Прогнозируемая
деятельность учеников
I. Организационный момент.

Взаимное
приветствие учащихся и учителя; фиксация
отсутствующих; проверка готовности учащихся к
уроку.

Подготавливаю учащихся к работе. Готовность класса к работе.
II. Первичная актуализация
имеющихся знаний.

На доске и на экране тема
урока. Соли. План обсуждения отображен на доске и
экране:

1. Понятие о солях. Соли в нашей жизни.
Физиологическое действие солей на организм
человека.

2. Строение солей, классификация солей.

3. Номенклатура солей.

4. Свойства солей.

Обеспечиваю мотивацию учащихся на
формулирование цели урока.
Формулируют цель урока. Активная работа
учащихся показывает их готовность к восприятию
темы урока.
III. Повторение отдельных фактов,
событий, явлений. Расширение знаний по изучаемой
теме.

1.Формируем понятие «соли» и
вспоминаем, где применяются соли и в связи с этим,
какую роль они играют в жизни человека. Отмечаем
физиологическое действие солей на организм
человека.

При обсуждении вопроса демонстрирую
натуральные объекты: мел, пищевая сода, костный
скелет, поваренная соль, жидкое и твердое мыло,
гипс.
Из личного опыта ученики указывают, где
применяются соли, их физиологическое действие на
организм человека.
2. Строение солей. Классификация солей.
На доске с помощью магнитов размещены карточки с
формулами следующих веществ: хлорида натрия,
гидрокарбоната натрия, ортофосфата кальция,
карбоната кальция, карбоната натрия, стеаратов
натрия и калия, малахита, желтой кровяной соли,
красной кровяной соли.
Организую фронтальную работу по
обобщению строения солей.
Участвуют в обсуждении вопроса.
Формируют умение классифицировать, сравнивать,
выделять главное, обобщать. В тетрадях
изображают схему «Классификация солей»
3. Номенклатура солей. Продолжаем работу
с карточками, размещенными на доске (таблица 1 к
уроку).
Предлагаю учащимися в группах,
используя готовые схемы «Номенклатура солей»
дать названия солям, формулы которых изображены
на карточках и с помощью магнитов размещены на
доске (кроме комплексных солей и гидратов).
Названия этим солям дает учитель, т.к. это
элементы дополнительного образования.
1 группа обобщает информацию по средним
солям;

2 группа — по кислым солям;

3 группа — по основным солям.

Заполняют таблицу в группах, а после этого 1
человек от группы вносит информацию в сводную
таблицу на доске. Учащиеся заносят таблицу в
тетрадь.

4.Свойства солей: а) физические.

Могут
ли соли быть жидкими и газообразными?

б) химические:

- группа учащихся поочередно демонстрирует
лабораторные опыты, характеризующие общие
химические свойства металлов (их отношение к
металлам, щелочам, кислотам и солям).
Специфические свойства (Разложение некоторых
солей при нагревании, гидролиз и образование
гидратов) изучаем с помощью видеоролика из
«Виртуальной лаборатории»

- Учащимся предлагаю просмотреть фрагмент
учебного фильма о взаимодействии соли железа(II) с
гексацианоферром(III) калия с целью повторения
качественных реакций на ион железа(III). Опыты
указывают на использование этих комплексных
солей для идентификации катионов Fe2+ и Fe3+.
На исследуемых солях учащиеся отрабатывают
понятие о качественных реакциях на хлорид — и
сульфат — ионы.

Создаю проблемную ситуацию

Концентрирует
правильность оформления записей на слайдах,
правильность изложения теоретической части
ответа, правильность выполнения эксперимента,
соблюдение техники безопасности.

До просмотра фрагмента предлагаю учащимся
внимательно просмотреть фрагмент и объяснить
результат просмотренного эксперимента.

Устанавливают причинно-следственные
связи, между ионным строением солей и
возможностью превращаться в пар или в жидкость.
Формируют умение доказывать.

Химический
эксперимент помогает учащимся повторить,
систематизировать и закрепить имеющиеся знания
о химических свойствах солей. Формируют
исследовательские умения. Устанавливают
причинно-следственные связи между строением и
химическими свойствами солей.

Внимательно смотрят фрагмент и объясняют
причину образования осадков берлинской лазури и
турнбулевой сини. Усваивают использование
комплексных солей в аналитической химии.

5. Символом медицины издавна является
змея, обвивающая чашу. Символом алхимии была
змея, пожирающая свой хвост. Так в аллегорической
форме алхимики изображали бесконечные
превращения веществ друг в друга. Представления
алхимиков о взаимопревращениях веществ зачастую
опирались только на интуицию. Вы об этом знаете
значительно больше.

Примените свои знания и
напишите уравнения реакции ,указав условия их
протекания к схеме б) в упр.5, с.199 учебника.
Превращение 1 рассмотрите как окислительно -
восстановительную реакцию, а превращение 5 — в
ионной форме, т.к. превращения 1 и 5 отображают два
из одиннадцати возможных способов получения
солей. (задание включаю при наличии
«свободного» времени с учетом хронометража
урока.

На магнитной доске размещаю рисунок с
изображением «алхимической змеи» и карточек с
химическими формулами веществ, отображающих
генетическую связь, о которой идет речь в
задании. Создаю проблемно — поисковую ситуацию.
Один ученик (или одна ученица) у доски
предполагает решение предложенной проблемы в
соответствии с заданием.
IV.Проверка знаний учащимися
основных понятий.

У нас есть возможность
проверить, насколько хорошо вами усвоены
основные понятия (задания на листах с тестами)

Проверяем тест. Ответы приведены на доске.
Исправляем допущенные ошибки. Учащиеся
выставляют себе отметку сами, а учитель имеет
возможность подтвердить достоверность
выставленной отметки (использую листочки с
копировальной бумагой)

Выявляю качество и уровень овладения
учащимися знаниями и способами действий.
Проверка знаний с помощью теста.
Самостоятельное выполнение заданий.
Взаимопроверка.
V.Обобщение и систематизация
учащимися результатов работы.

Из ваших
рассуждений мы поняли, что хлорид натрия -
консервант, соли высших карбоновых кислот -
основа мыла, ортофосфат кальция — основа
костного скелета, карбонат кальция используется,
например, в строительстве, как полировочный
материал и для скульптуры и т.д.

На основании генетической связи между простыми
веществами металлами (неметаллами) и сложными
веществами — солями можно и дальше проследить
развитие от простого к сложному: от
неорганических веществ к органическим, к
углеводородам, а дальше — к белкам, к живым
организмам и к высшей форме существования живого
- к человеку. Предлагаю каждому ученику оценить
свою работу, а внутри группы оценить работу друг
друга.

Благодарю учащихся за «научный подвиг на почве
экспериментальной педагогики». Отмечаю особо
отличившихся, подбадриваю остальных.

Выводы после опроса учеников.
Констатация достижения поставленных целей.
В надпредметном плане успешно шло
формирование весьма важного умения — понимать и
искать понимание. Самое важное, что удалось
сделать в соответствии с проектом — это
прояснить для учеников сам механизм построения
оценочного суждения.
VI. Сообщение и комментирование
домашнего задания.
Нацеливаю учащихся на изучение
генетической связи между классами соединений.
Заканчивают работу по зачетным листам,
предусматривающих дифференцированный подход к
контролю и учету знаний по теме.

Таблица к уроку. Номенклатура
солей


Соли

Средние Кислые Основные Комплексные Кристаллогидраты


Следующий: