Урок-смотр знаний Первоначальные химические понятия


Дидактическая цель.

Создать условия для
активного закрепления знаний по теме, используя
систему вопросов и заданий для самостоятельной
работы.

Задачи.

Образовательные.

Обобщить и
систематизировать знания по теме; закрепить
умения и навыки составлять химические формулы и
уравнения реакций, вычислять по формуле.

Развивающие.

Развивать умения учащихся
анализировать, сравнивать, обобщать; развить
качества ума – критичность, глубину, быстроту;
развить умения учебного труда. Осуществлять
самоконтроль и взаимоконтроль; развить волевую и
эмоциональную сферы – уверенность в своих силах,
способность преодолевать трудности.

Воспитательные

. Воспитывать личностные
качества, обеспечивающие успешность
исполнительской деятельности (ответственность,
деловитость, работоспособность), творческой
деятельности (активность и сообразительность,
увлеченность и любознательность), готовность к
жизни в семье и обществе (критичность и
самокритичность, уважительность и
взаимовыручка).

Оборудование

. Макет судна, экран, плакат с
кроссвордом, капитанская фуражка, эмблема
штурвала для каждого ученика, задания
участникам, лабораторное оборудование для
конкурса.

Ход урока

Учитель

. Любой человек, невзирая на возраст,
любит путешествовать. Вот и вас я приглашаю
совершить вместе со мной путешествие на
прекрасном парусном судне.

Вы – пассажиры, я капитан, и еще у вас будет
штурман – мой помощник.

Сегодня наши тетради будут “судовыми
журналами”.

Путешествовать мы будем, опираясь на знания,
полученные при изучении темы “ Первоначальные
химические понятия”.

Пора отправляться в путь. Но вот беда, я забыла
название нашего фрегата. Но ничего непоправимого
нет. Нам нужно решить кроссворд, ключевыми
словами которого является название нашего
корабля.

Задание

. Заполнить пустые клетки русскими
названиями следующих химических элементов:

1) Br; 2) C; 3) Zn; 4) J; 5) Be; 6) Al; 7) Ag; 8) Ni; 9) Pb.

Итак, мы отправляемся в путь на фрегат
“Менделеев”. В наших судовых журналах мы будем
записывать весь маршрут следования.

Перед вами – карта нашего пути следования.

Учитель

. Чтобы выйти из бухты “Основных
понятий”, вам необходимо правильно ответить на
вопросы.

Учитель проводит фронтальный устный опрос.
Учащиеся отвечают на вопросы, за каждый
правильный ответ получают жетон.



Вопросы:

  1. Что изучает химия?
  2. Дать определение физических явлений.
  3. Дать определение химических реакций.
  4. Какие вещества называются простыми?
  5. Какие вещества называются сложными?
  6. Что такое вещество?
  7. Что показывает индекс?
  8. Как определить относительную молекулярную
    массу вещества?

Учитель



. Молодцы! Вы справились с заданием.
Поэтому на судне разрешено завести двигатель. Но
перед выходом в море, чтобы оно не было слишком
грозным, я предлагаю всем пассажирам совершить
благородный поступок. Оказывается, вещества,
принадлежащие к различным классам, а также
элементы, тоже любят путешествовать. После
прогулки по необитаемому острову, вещества и
элементы потеряли свои шлюпки, в которых можно
было бы добраться до родных берегов. У причала
привязаны три шлюпки: красная, голубая, зеленая.
Помогите каждому веществу и элементу найти свою
шлюпку.

Каждый учащийся получает лист с изображением
лодок и формул веществ.

I вариант

Оксиды: Al2O3, MgO, CO2.
Металлы: K, Fe, Na.
Неметаллы: H, N.

II вариант

Оксиды: BaO, SO3, H2O.
Металлы: Ca, Mg, Pb.
Неметаллы: O, S.

Учитель.

Мы входим в море Химических формул.

Поступило сообщение: на судне возникли
непредвиденные трудности – неверно распределен
груз.

Наша задача: помочь правильно распределить
груз. Для этого – выполнить задания по вариантам.

Каждый участник получает лист с формулами
веществ.

Необходимо определить, какое из веществ
тяжелее и во сколько раз.

I вариант.

SiO2 и CaO.

II вариант

.

MgO и ВаО.

С помощью ваших расчетов боцман правильно
распределит груз на судне.

Учитель

. Мы путешествуем по морю “Химических
формул”. Но здесь опять нас ожидают
неприятности. “Царство формул поразила страшная
“болезнь” — раздвоение, разрушавшая формулы на
составные части – осколки.

Помогите формулам справиться с болезнью.
Соедините осколки формул так, чтобы выполнялось
правило валентности.

Каждый учащийся получает конверт с набором
бумажных квадратов-осколков формул (квадраты
пронумерованы).

“Спасенные” формулы необходимо написать на
отдельном листке бумаги.

Учитель

. Мы продолжаем наше путешествие.
Внимание! Впереди рифы “Химических уравнений”.

Учитель

. Рифы необходимо преодолеть и чем
быстрее, тем лучше. Преодолевать рифы
“Химических уравнений” будем так.

Перед вами поставлена задача: перепишите
приведенные ниже схемы, расставьте коэффициенты.

Задание проектируется на экране.

I вариант

.

P + O2 = P2O5
Ва + O2 = ВаO
HCl + Zn = ZnCl2 + H2
CuO + C = CO2 + Cu
Fe + Cl2 = FeCl3

II вариант.

Mg + O2 = MgO
Al + O2 = Al2O3
MnO + H2 = Mn + H2O
H2 + O2 = H2O
HCl + Mg = MgCl2 + H2

Учитель

. На море – штиль. Значит, наступило
время подумать о том, как преодолеть
неприятности, которые ожидают каждого, кто не
соблюдает правила техники безопасности.

Проведем конкурс “Жизнь моя в опасности без
правил безопасности”.

Учитель читает текст с описанием всех действии
ученика 8 класса.

Ученик играет роль “мима” у доски.

Учащиеся работают в паре четверке, линейкой,
выявляя момент нарушения правил техники
безопасности восьмиклассником.


Текст

Налив воду в стакан с загрязненной солью, Миша
очень интенсивно перемешал содержимое стакана
стеклянной палочкой. Затем он поставил стакан на
край стола, приготовил фильтр и вставил его в
воронку так, чтобы фильтр оказался на 1см выше
края воронки.

Отфильтровал жидкость и весь образовавшийся
прозрачный раствор вылил в чашку для
выпаривания.

Затем он зажег спиртовку от соседней спиртовки
и долго нагревал жидкость в нижней части пламени
спиртовки.

Как только появились кристаллики соли, он
отставил зажженную спиртовку на край стола и
взял чашку для выпаривания руками.

Учащиеся выявляют моменты нарушения правил
техники безопасности, допущенные учеником.

После обсуждения в паре, четверке, линейке,
ответ читают капитаны команд.

Ответ: не менее 8 нарушений правил техники
безопасности

Учитель

. Мы держим курс к последнему пункту
нашего маршрута. Нам нужно пройти канал
Расчетных Задач.

А проходить через канал мы будем в ходе игры
“Передай другому”.

На слайде представлена последовательность
действий учащихся.

  1. Запишите формулу оксида, расставить
    валентность над каждым атомом химического
    элемента, затем индексы.
  2. Вычислите относительную молекулярную массу
    оксида.
  3. Вычислить массовую долю кислорода в оксиде.

Учащиеся читают вопросы и разбираются в том,
что им предстает сделать.

Класс поделен на 3 группы (6 подгрупп), каждая
подгруппа получает альбомный лист, поделенный на
4 графы (фамилия учащихся, ответы на игры вопроса)
и сколько строк, сколько игроков в команде.
Каждая строка содержит задание для двух человек.

Учитель

. Берег уже близко, но море внезапно
разволновалось и нас несет к потоку
“Экологически Чистой Воды”.

Сообразительность – качество нужное всегда и
везде, в том числе и в игре. Для следующего
задания нам понадобятся практические умения.



Группы предлагает экологический проект,
представляя свое домашнее задание.


Задания для групп.

  • Поваренная соль, уксусная кислота, нашатырный
    спирт есть в каждом доме.
  • Как их используют в домашнем хозяйстве?
    Соберите самые нужные, интересные советы по
    уходу за одеждой, обувью, посудой с помощью этих
    трех веществ.

  • Полиэтиленовые пакеты и пластиковые флаконы
    загрязняют окружающую среду: уж очень часто мы
    выбрасываем их без сожаления.
  • А может быть, можно продлить срок их службы,
    используя их уже не как тару, а по-другому? Было бы
    здорово, если бы вы придумали новые способы
    применения этих вещей.

  • Не каждая семья имеет возможность приобрести
    фильтр для очистки воды в своей квартире.
    Предложите самый доступный способ очистки воды
    на вашей кухне.
  • Группы делают отчет о выполнении своего
    домашнего задания в форме презентации.

    Учитель подводит итоги урока.

    Ученики, набравшие два или более жетонов,
    получают оценку “5”; один жетон – “4”.

    Ученикам, не получившим в ХОДЕ урока ни одного
    жетона, он говорить, что очень жаль, что во время
    нашего путешествия некоторые “пассажиры”
    проспали и пропустили много интересного.

    Жюри подводит итоги работы учащихся в группах.

    Учитель

    . Уважаемые пассажиры фрегата
    “Менделеев”, наше путешествие подошло к концу.
    Спасибо вам за то, что вы помогли осуществить это
    плавание. И если оно вам понравилось, то
    подумайте о том, куда бы вы захотели отправиться
    в следующий раз.

    Приложение




    Следующий: