Урок словесности по теме Сердце отдают детям. 8-й класс

Цель: Развитие речи учащихся через работу с художественным текстом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для развития умения анализировать текст, выделять
    главное и работать со словом.
  2. Познакомить учащихся с новыми словами.
  3. Дать возможность каждому ученику высказать свои мысли.

Развивающие:

  1. Создать условия:
    – для развития творческих способностей учащихся по написанию
    сочинений-миниатюр.
    – для развития связной речи и пополнения словарного запаса через работу с
    художественным текстом.

Воспитательные:

  1. Создать условия:
    – для формирования уважительного отношения к личности учителя.
    – для формирования умения работать в парах, группах.

Оборудование: кейсы с заданиями для групп, словарик, памятки “Как
писать сочинение – миниатюру”, презентация.

Ход урока

1-й этап – организационный.

Героем нашего урока будет человек, который вам хорошо знаком. Я думаю, вы без
труда узнаете, о ком идёт речь в стихотворении Вероники Тушновой:

Если б не было наставника,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя ,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Неоткрытые Америки оставались неоткрытыми.
И не быть бы нам Икарами,
Никогда не взмыли в небо мы,
Если б в нас его стараньями
Крылья выращены не были.
Без его бы сердца доброго
Не был мир так удивителен.

– Ребята, о каком наставнике идет речь? (Об учителе.)

Итак, героем нашего урока будет учитель. Могла ли я заменить слово “учитель”
словом “наставник”.

Как называются эти слова? А как вы думаете. Какая связь существует между
словом “учитель” и темой урока “Сердце отдают детям”? Чтобы доказать
правильность наших суждений, постараемся решить две задачи.

  1. Выясним, какими качествами должен обладать учитель.
  2. Разберемся, какую роль играет учитель в жизни ученика.

Итак, перед вами учитель. Как вы думаете, какими качествами он должен
обладать, чтобы про него можно было сказать, что он отдает сердце детям?

Назовите прилагательные, характеризующие учителя.

(Дети называют определения, характеризующие качества учителя: умный,
талантливый, справедливый, преданный своему делу, терпеливый, выдержанный,
вежливый, понимающий, искренний, энергичный, добрый, отзывчивый, эрудированный,
доброжелательный, любящий свой предмет.)

Ребята, приходилось ли вам на уроках литературы встречаться с героями –
учителями, обладающими многими из перечисленных качеств? (Дети вспомнили
рассказы А.Платонова “Ещё мама”, В.Распутина “Уроки французского”, Ф.Искандера
“Тринадцатый подвиг Геракла”.)

Как вы думаете часто ли героем художественного произведения становится
учитель?

Сегодня мы совершим путешествие в мир художественных произведений.
Внимательно прочитайте предложенный текст. Выясните, какую роль играет учитель в
жизни детей. Оформите свои наблюдения на лучиках, начиная предложения с глаголов
3 лица единственного числа настоящего времени.

2-й этап урока – работа в группах. Каждая группа получает кейс с
заданием.

Задания. Кейс № 1.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых автор даёт
    характеристику учителю.
  3. Обсудите в группе, какую роль играет учитель в жизни школьников.
  4. Выберите 2 главных момента и запишите их на лучиках, начиная
    предложения с глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.
    (Например, развивает, воспитывает, помогает, является и т.д.)
  5. Выберите от группы человека, который зачитает ваши выводы и прикрепит
    лучики на доску.

…К весне тетрадки исписались, краски искрасились, карандаши исстрогались, и
учитель стал водить нас по лесу и рассказывать про деревья, про цветки, про
травы, про речку и про небо.

Как он много знал! И что кольца у дерева – это годы его жизни, и что сера
сосновая идёт на канифоль, и что хвоёй лечатся от нервов, и что из берёзы делают
фанеру; из хвойных пород – он так и сказал, – не из лесин, а из пород! –
изготавливают бумагу, что леса сохраняют влагу в почве, стало быть, и жизнь
речек.

Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора.
Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на
Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал:

– Ой, змея, змея!..

И все увидели змею.

Ещё и подумать никто не успел, как учитель оттолкнул нас, потом приткнул
концом палки голову змеи. Мы посыпались с горы, учитель шёл за нами следом и всё
оглядывался, готовый оборонять нас снова, если змея оживёт и погонится.

Прошли годы, много, ох много их минуло. А я таким вот и помню деревенского
учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового
броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и
улучшить людскую жизнь…

(В.П.Астафьев. “Фотография, на которой меня нет”.)

Задания. Кейс № 2.

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых автор даёт
    характеристику учителю.
  3. Обсудите в группе, какую роль играет учитель в жизни школьников.
  4. Выберите 2 главных момента и запишите их на лучиках, начиная
    предложения с глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.
    (Например, развивает, воспитывает, помогает, является и т.д.)
  5. Выберите от группы человека, который зачитает ваши выводы и прикрепит
    лучики на доску.

Александра Ивановна…Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё
повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?

Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней
каким-то образом нераздельно слились два чувства – любовь к ней именно, такому
человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело
нам раскрывала.

Она почти каждый день читала нам что-нибудь из русской классики или несколько
реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.

Осталось в памяти чтение “Капитанской дочки” Пушкина, как минуты сладчайших
переживаний. Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые
испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от
удовольствия тишина.

(Ф.Искандер “Школьный вальс, или Элегия стыда”.)

Задание. Кейс №3

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Подчеркните в тексте слова и выражения, с помощью которых автор даёт
    характеристику учителю.
  3. Обсудите в группе, какую роль играет учитель в жизни школьников.
  4. Выберите 2 главных момента и запишите их на лучиках, начиная
    предложения с глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.
    (Например, развивает, воспитывает, помогает, является и т.д.)
  5. Выберите от группы человека, который зачитает ваши выводы и прикрепит
    лучики на доску.

…Никто, ни один человек за свою жизнь не оказал на меня столь могучего
нравственного воздействия, как сельский учитель Алексей Фёдорович Калинцев.

Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали
феноменальные знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная,
целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда
подтянутого, собранного, праздничного.

Не буду говорить обо всём, что он сделал за свою жизнь. Ведь, помимо чисто
учительской работы, он постоянно выступал с лекциями и беседами на самые
разнообразные темы. А самодеятельный драмкружок при районном клубе? А первый
струнный оркестр в райцентре? А школьный опытный участок, который долгие годы
был рассадником агрономических знаний среди крестьян? Всё это и ещё многое,
многое другое было делом рук его, Алексея Фёдоровича.

Многогранная, разносторонняя деятельность отличала Алексея Фёдоровича и как
преподавателя…

(Ф.А.Абрамов. “О первом учителе”.)

На третьем этапе – каждая группа отчитывается о проделанной работе, и
на доске появляется кластер в виде солнца. Работая с кластером, дети делают
вывод, что учитель – это человек, который даёт знания и тепло, тем самым
подтверждают слова, что учителя – это люди, отдающие сердце детям.

На четвёртом этапе – учащимся предлагается написать сочинение –
миниатюру об учителе, который каждый день отдаёт ученикам частичку своего тепла.
По окончании работы желающие свои сочинения могут прочитать в классе.

Пятый этап урока – заключительный. Рефлексия.

Профессия учителя трудная. Она требует от человека не только больших знаний,
но и духовных сил, выдержки и даже мужества. Поэтому, наверное, она и самая
интересная. Учительское сердце никогда не теряет веры в возможности ребёнка. Я
думаю, что многие сегодня по – другому посмотрели на своих учителей. Ребята,
если бы вам представилась возможность поставить памятник учителю, то как бы он
выглядел?

Заканчиваем урок стихотворением А.Дусенбиева:

Вам, памятник, учителя,
Я высек бы из красного гранита.
Установил бы на просторе
Большое человеческое сердце…
Что всем ветрам и всем лучам открыто – Вам памятник, учителя!

Следующий: