Урок словесности. 8-й класс. Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М. Ю. Лермонтова Мцыри

Цели:

  • Обобщить знания детей об определении.
  • Выработать навык разграничения согласованных и
    несогласованных определений.
  • Выявить значение определений в поэме М.Ю.
    Лермонтова “Мцыри”.
  • Развивать речь, память, умение восстанавливать
    причинно-следственные связи.
  • Воспитывать интерес к литературе, любовь к
    языку, языковое чутье.

  • Организационный момент. Приветствие.
  • Объяснение нового материала.
  • - На прошлом уроке мы с вами выяснили,
    что исповедь Мцыри, скорее всего, является
    проповедью.

    - Что же проповедует Мцыри? Что
    защищает? Что отвергает?

    Ответ учащихся:

    “Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил………”

    Дети делают вывод о том, что для Мцыри
    значило “жить” — любить, ненавидеть,
    наслаждаться красотой и гармонией природы.

    - На доске вы видите небольшой отрывок
    из поэмы М.Ю. Лермонтова “Мцыри” (читаю)

    - Описанию чего он посвящен? (Это Божий
    сад)

    Доска:

    Кругом меня цвел Божий сад;
    Растений радужный наряд
    Хранил следы небесных слез,
    И кудри виноградных лоз
    Вились, красуясь меж дерев
    Прозрачной зеленью листов…

    (11 глава)

    -Вы записываете этот текст и
    подчеркиваете все определения

    -На какие вопросы они отвечают? (какой?
    Каких?)

    -Чем выражены? (прилагательными)

    -Определите, каким способом связи
    соединяются эти слова с главными? (Божий
    сад-согласование и т.д.)

    -Определения, связанные с
    существительными способом согласования,
    называются согласованными определениями.

    -Найдите мне, пожалуйста, в 11 главе
    согласованные определения. (Дети отвечают)

    -Для чего их использует М.Ю. Лермонтов?
    (поясняет подлежащее и другие члены предложения;
    украшает слог).

    -Прочитайте начало главы, опуская все
    определения.

    -Что теряется? (стройность речи,
    красота).

    -Для чего же служит определение в
    тексте? Как называется такой художественный
    прием?

    Ответы учащихся.

    - Эпитет – красочное определение.

    - Эпитеты выделяют свойства, качества,
    признаки предметов.

    - Записываем под диктовку, какое же
    впечатление произвели на Мцыри “Божий сад” и
    встреча с “прекрасной грузинкой”:

    Воспоминанья

    тех минут

    Во мне, со мной пускай умрут


    (глава 13).

    -Подчеркните главные члены
    предложения.

    -Что говорится о воспоминаниях? Какие
    они? (тех минут)

    -Подчеркиваем это определение, оно
    очень необычное.

    -Чем оно выражено? (местоимением и
    существительным).

    -Какая связь в этом словосочетании
    “воспоминанья минут”? (управление).

    -Какой еще вопрос можно поставить к
    слову “минут”? Какое добавочное значение имеет
    это определение? (воспоминания (чего?) минут, это
    дополнение).

    -Итак, несогласованное определение
    это определение, которое связывается с
    существительным способом управления или
    примыкания; обычно имеет добавочное значение
    дополнения или обстоятельства.



    3. Закрепление нового материала.

    -В учебнике русского языка читаем
    правило.

    -Какие определения называются
    согласованными?

    -Какие несогласованными?

    -Приведите примеры.

    -Перед Вами иллюстрация Константинова.
    Постарайтесь с помощью согласованных и
    несогласованных определений описать этот день
    из жизни Мцыри.

    Ответы учащихся.

    Дети стараются составить рассказ по
    картине, используя словосочетания:

    страшная гроза, яркая молния, сильный
    ветер; Мцыри сильный, стремительный, кричащий;
    ночь в степи, ливень без остановки.

    1. Работа по вариантам.
    2. - Первый вариант выписывает
      согласованные определения из 13-ой главы (Первые
      пять), а второй вариант выписывает из 22-ой главы (в
      начальной форме).


      1-й вариант:

      2-й вариант:

      узкая тропа

      безжалостный день

      изгибы длинные

      иссохший лист

      летние жары

      венец терновый

      тень золотая

      белые скалы

      думы пылкие

      мир Божий

      прохладная мгла

      глухое оцепенение

      дружная чета

      тяжелый сон

      - Скажите, пожалуйста, какой
      тип связи в этих словосочетаниях? (согласования).

      - Как отражает нам М.Ю. Лермонтов
      состояние Мцыри в 13-й главе? В 22-й главе? (мы видим
      любовь, тоску, печаль; жажду, страдания).

      - С помощью чего М.Ю. Лермонтов
      изображает главного героя? (с помощью
      согласованных и несогласованных определений).

      - Попробуйте из данных несогласованных
      определений сделать согласованные.

      Доска:

      Язык без звука – беззвучный язык.
      День без жалости – безжалостный день.

      - А теперь наоборот:

      Туманный лес – лес в тумане.
      Ребячий лепет – лепет ребят.

      - Какой тип связи в этих
      словосочетаниях? (в согласованных определениях
      – согласование, в несогласованных – управление).

    3. Вывод, обобщение.

    - Какие определения называются
    согласованными?

    - Какие определения называются
    несогласованными?

    - Для чего использует М.Ю. Лермонтов
    определения в своей поэме? (определения помогают
    выделить свойства и качества предмета;

    создают образ главного героя, его
    состояние, его чувства;

    передают отношение автора;

    помогают создать определенное
    настроение).

    6. Подведение итогов работы учащихся.




    Следующий: