Урок-сказка Приключение серной кислоты

Цели:

Закрепить и проверить знания учащихся по теме «Подгруппа
кислорода», сравнить свойства аллотропных видоизменений кислорода и серы,
распознавать серную кислоту и её соли среди других веществ, показать её роль в
народном хозяйстве.

Оборудование и реактивы:

иллюстрации «остановок» серной кислоты,
карточки-задания у учащихся, растворы серной кислоты, синего лакмуса, сахарная
пудра, древесные опилки, спирт, концентрированная серная кислота, перманганат
калия, пробирки, спиртовка, цилиндр, фарфоровая чашка.

Тип урока:

систематизация и проверка знаний учащихся по теме «Подгруппа
кислорода» (урок-сказка).

Содержание сказки:

Глава 1. Рождение серной кислоты.
Глава 2. Детство.
Глава 3. На развилке дорог.
Глава 5. Ювелирный магазин.
Глава 6. Кислота-волшебница.

Приложение 1

Ход урока

Учитель:

Сегодня на уроке я расскажу вам сказку о серной кислоте. Вы
отправитесь с ней в путешествие. В пути вы должны помочь ей. В этом вам помогут
ваши знания, которые вы получили на прошлом уроке. На столах у вас путевые листы
и листы самооценки учащихся. И так, мы начинаем.

Глава 1. «Рождение Серной кислоты»

(На доске иллюстрация химического королевства.)

В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида
Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился
мальчик – наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку,
она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.

Опыт 1. В колбу с раствором серной кислоты добавили синий лакмус.
Окраска изменилась на красную.

Девочке дали красивое имя – Кислота, а фамилию отца – Серная. А так как её
родителями были Вода и Оксид Серы (VI), то она в своём составе имела водород,
кислород, серу. Вспомним её состав и строение.

Задание в тетради: написать электронную и графическую формулу кислоты.
Определить степень окисления серы в этом соединении.

Вопросы классу:

  • Какими физическими свойствами обладает серная кислота?
  • Правила по технике безопасности при работе с ней.
  • Что за раствор прилили к кислоте в опыте 1? Почему он изменил окраску? О
    наличии каких ионов говорит это изменение?

Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.

Глава 2 «Детство»

(Иллюстрация генеалогического дерева серной кислоты.)

Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными
родственниками. Ее учитель показал ей грамоту, на которой было начертано
генеалогическое дерево-вся родословная кислоты. Посмотрите на грамоту:

Сера—Оксид серы(IV)—Оксид серы(VI)—Серная кислота—Сульфаты
Озон—Кислород—Вода—Серная кислота—Сульфаты

Задание в тетради: Осуществить цепочку превращений по вариантам (с
серой – 1 вариант, с кислородом – 2 вариант).

Вопросы классу (фронтальный опрос):

  1. Какими физическими свойствами обладает сера? Назовите её аллотропные
    видоизменения.
  2. Чем отличаются по свойствам два оксида серы? Как их получают и где
    используют?
  3. Сравните по строению и свойствам озон и кислород.
  4. Каким способом получают серную кислоту в промышленности?
  5. Почему её называют «купоросным маслом»?
  6. Какие соли образует серная кислота?

Задание в тетради: Написать уравнения получения сульфата и
гидросульфата натрия.

Соли серной кислоты-сульфаты. Вдень совершеннолетия серной кислоты, все они
явились на бал во дворец и предстали перед ней. Познакомимся с некоторыми из
них. Парад солей. Ученики с карточками солей у доски рассказывают о железном и
медном купоросе, природном гипсе, глауберовой соли и сульфате цинка.

Вопросы классу:

  1. Какими способами можно получит сульфаты?
  2. С какими веществами реагирует разбавленная серная кислота и получают
    сульфаты?

Задание в тетради: подчеркнуть вещества, с которыми реагирует серная
кислота: кальций, гидроксид кальция, соляная кислота, ртуть, оксид азота(II),
фосфат кальция, золото.



Глава 3. «На развилке дорог»

(Иллюстрация камня на развилке дорог.)

Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет,
но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть,
себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она
увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь – к кислотам
придёшь, Налево пойдёшь – к солям попадёшь, Прямо пойдёшь – свой путь
найдёшь. Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.

Лабораторные опыты: (в группе из 4-х человек.)

  1. Распознать серную кислоту среди её солей с помощью индикатора или цинка.
  2. Отличить серную кислоту от азотной и соляной с помощью хлорида бария
    (качественная реакция на сульфат-ионы).

Задание в тетради: Записать уравнения реакций, с помощью которых
распознавали вещества.

Глава 4. «Трудный путь»

(Иллюстрация горной реки и дерева около неё.)

Долго шла кислота по дороге. День был жаркий и она решила отдохнуть и выпить
сладкого чая. Но как только она дотронулась до сахара, то увидела нечто
странное.

Опыт 2.

К сахарной пудре прилить концентрированной серной кислоты,
перемешать стеклянной палочкой. В стакане появляется угольная масса. Не утолив
жажды, она села отдохнуть под дерево и тут же отскочила. Дерево тоже обуглилось.

Опыт 3.

Древесные опилки положить в стакан с концентрированной серной
кислотой.

Наблюдаем обугливание древесины. Это водоотнимающее свойство кислоты
используют для осушения газов. При этом образуются кристаллогидраты серной
кислоты.(H2SO4 nH2O)Узнав об этом замечательном свойстве, кислота снова пошла в
путь.

Глава 5. «Ювелирный магазин»

(Иллюстрация вывески и витрины ювелирного магазина.)

К вечеру кислота дошла до города. Первое, что она увидела, была витрина
ювелирного магазина. Ей захотелось примерить украшения. Когда она надела на свой
палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из
золота и платины остались в неизменном виде. Почему?

Задание в тетради и на доске: написать уравнения
окислительно-восстановительных реакций серебра и ртути с концентрированной
серной кислотой.

Глава 6. «Кислота – волшебница»

(Таблица применения серной кислоты.)

Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы. Она широко
используется в народном хозяйстве (работа по таблице учебника).

  1. Производство минеральных удобрений.
  2. Очистка нефтепродуктов.
  3. Синтез красителей и лекарств.
  4. Производство кислот и солей.
  5. Сушка газов.
  6. Металлургия.

Но все, же кислота оставалась волшебницей. В праздники она устраивала
«фейерверки в цилиндре» и зажигала спиртовки без спичек.

Опыт 4.

В цилиндр налить 50 мл концентрированной серной кислоты и
добавить 70 мл этилового спирта. Появилась граница раздела двух жидкостей.
Всыпаем порошок перманганата калия в цилиндр – появляются вспышки на границе
раздела жидкостей.

Опыт 5.

стеклянной палочкой, смоченной концентрированной серной кислотой,
прикоснуться к кристаллам перманганата калия, затем к спиртовке. Она
воспламеняется. В основе этих двух опытов лежит одна
окислительно-восстановительная реакция, в результате которой выделяется
кислород. Он то и поджигает спирт в спиртовке и цилиндре.

Домашнее задание:

1) Составить окислительно-восстановительную реакцию, используемую в двух
последних опытах, если известно, что в результате реакции образуются две соли
серной кислоты, кислород и вода.

2) Рассчитать, сколько выделится кислорода (н.у.) при взаимодействии 318 г
перманганата калия и 98 г концентрированной серной кислоты.




Следующий: