Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме Древний Восток

Цель: систематизация знаний, умений и
навыков, полученных в курсе изучения темы
“Древний Восток”.

Задачи.

1. Осмыслить важнейшие закономерности и
причинно-следственные связи в истории стран
Древнего Востока (географическое положение,
занятия жителей, религии; осознание вклада,
сделанного древневосточными народами в развитие
хозяйства и культуры мира).

2. Повторение понятийного аппарата; развитие
устной монологической речи, мышления, памяти,
воображения; формирование навыков групповой,
коллективной и индивидуальной работ.

3. Формирование мировоззрения, необходимого
выпускнику основной общей школы.

Оборудование:

карта полушарий, компьютер,
видеопроектор, презентация к уроку, карточки для
коллективной и групповой работы, оценочные
листы.

1. Оргмомент. Вводная беседа. Что называется
Древним Востоком.

Назвать тему урока (Слайд 1. Презентация). Все страны, которые
мы изучили, называют странами Древнего Востока.
Название это условное, потому что если
посмотреть из Москвы, то обнаружится, что
Вавилония расположена на юге от Москвы, а Китай –
к югу-востоку. Название “Древний Восток” дано
людьми, жившими в Западной Европе (например, в
городе Риме). Для них Египет и страны Передней
Азии действительно были восточными.

Сегодня мы проводим урок систематизации ЗУН (Слайд
1
). Поставьте цель урока. (Учащиеся формулируют
цель, учитель при необходимости дополняет). В
уроке должны принять все учащиеся, вы должны
сегодня получить только хорошие оценки (плохих
оценок сегодня не будет), поэтому надеюсь на вашу
активность. Свои ответы будете оценивать в
оценочном листе за каждое задание: самооценка,
взаимооценка. В конце урока поставите себе
итоговую оценку. Оценочные листы будут сдаваться
в конце урока.

Оценочный лист

Ученик:_______________


Название вопроса Ответ правильный Ответ верный, но неполный Ответ неправильный Оценка

2. Основная часть урока.

2.1. “Древнейшие земледельческие страны”

(Слайд
2).

Загадка.

По данным науки, собака и кошка –
древнейшие домашние животные. Любопытно, что
южные народы первыми приучили кошку, а северные
– собаку. Например, в Египте кошка была священным
животным. Чем объяснить такое различное
отношение к кошке и собаке у разных народов?
(Выслушиваются ответы учащихся и объявляется
ответ). Проходит самооценка.

Таблица.

Повторение проходит у доски и на
рабочих местах. Учащимся предлагается заполнить
таблицу. У доски работают 4 ученика, каждый
заполняет свою страну. Затем учащимся
предлагается провести взаимопроверку на местах
и на доске. Учащиеся сравнивают страны между
собой, делают обобщающий вывод о связи природных
условий и занятиях жителей. Далее проходит
коллективная проверка и выставление оценок
(самооценка по образцу) в оценочных листах.


Страна Географическое положение Реки Климат Почва Занятия Что выращивали?
Египет
Индия
Китай
Двуречье

2.2. “Культурное наследие”

Таблица.

Повторение проходит на рабочих
местах. Учащимся предлагается заполнить таблиц в
парах. Затем учащимся предлагается провести
взаимопроверку на местах и на доске. Далее
проходит коллективная проверка (Слайд 3) и
выставление оценок (самооценка по образцу) в
оценочных листах.


Страна Название письменности Сколько знаков в письме? Чем писали? На чем писали? Боги Самые известные памятники
культуры
Египет
Индия
Китай
Двуречье
Финикия

После заполнения проводится работа по
вопросам:

- Сделайте вывод о том, что объединяет все
страны Востока.

- Сделайте вывод о вкладе стран Востока в
развитие мировой культуры.

2.3. Неизвестная земля

(Слайд 4). По
контуру требуется определить, какая страна
изображена на контурной карте.

  1. Слайд 5. (Ответ:
  2. Персидская держава).

  3. Слайд 6. (Ответ:
  4. Китай).

  5. Слайд 7. (Ответ:
  6. Индия).

  7. Слайд 8. (Ответ:
  8. Палестина).

  9. Слайд 9. (Ответ:
  10. Египет).

  11. Слайд10. (Ответ:
  12. Двуречье).

  13. Слайд 11. (Ответ:
  14. Ассирийская держава).

Проводится самооценка.

2.4. Парный диктант

(Слайд 12). Ваша
задача проверить друг друга на знание понятий.
Сначала отвечает первый ученик, затем второй.
Учащиеся проводят взаимооценку в оценочных
листах. После парной работы проводится проверка
терминологии, к доске приглашается один ученик. Диктант
(устно):
фараон, вельможа, жрец, храм, мумия,
саркофаг, пирамида, папирус, иероглиф, сфинкс,
обелиск. В случае затруднения, ответы дают другие
ученики с мест. Класс оценивает ученика. Учитель
просит аргументировать отметку.

2.5. Государство.

Кому принадлежат эти слова?
Какими государствами они управляли? Что
совершили? (Коллективная работа).

1. (Слайд 13) Я – царь совершенный, могучим
оружием, врученным мне богами, истреблял врагов
на севере и на юге!

Я – владыка, проведший обильную воду для
населения страны!

Я начертал свои драгоценные слова на камне,
чтобы сильный не притеснял слабого, чтобы
оказать справедливость сироте и вдове!

Если кто-то из людей уничтожит мои законы,
сотрет мое имя, начертанное на камне и напишет
свое имя – будь то царь, будь то простой человек
– пусть великие боги проклянут его судьбу,
пошлют уму голодные годы, беспросветную тьму и
внезапную смерть! (Хаммурапи).

2. (Слайд 14) Я встал впереди моих
победоносных воинов, указывая своими шагами путь
каждому человеку. И лошадь шла за лошадью.

Крепость покорилась моему величеству. Жалкие
царьки чужеземных стран приползли на животах,
чтобы испросить дыхание для своих носов! Велика
мощь моего величества, велика власть бога
Амона-Ра над всеми чужеземными странами!”.
(Тутмос 111)

3. (Слайд 15) Я – царь великий, царь царей, царь
этой земли говорю: “Мне досталось по воле бога
Ахурамазды 23 страны, и среди них Персия,
Вавилония, Ассирия, Египет, Армения, Парфия. Все,
что я им приказал, ночью ли, днем ли – они
исполняли.

Когда вавилоняне отложились от меня, то войско
мое захватило мятежников и привело их ко мне. Я
отрезал им носы, уши и языки и посадил их на кол.

Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах. Я –
отличный всадник, отличный стрелок из лука,
отличный копьеметатель. Этими способностями
одарил меня великий бог Ахурамазда!” (Дарий I)

2.6. Проверочные вопросы по теме “Вклад народов
Древнего Востока в мировую культуру”.

Требуется
указать, где были сделаны перечисленные открытия
и изобретения (Слайд 16):

  • открытие пурпурной краски;
  • изобретение пороха;
  • выращивание чая;
  • игра в шахматы;
  • алфавит;
  • изобретение бронзы;
  • шелкоткачество;
  • продолжительность года;
  • компас;
  • цифры;
  • бумага.

2.7. Игра “Буквы “Х” и “Ч””.

Назовите как
можно больше терминов, географических названий,
имен и т.д., связанных с Древним Востоком на буквы
“Х” и “Ч” (Слайд 17).

3. Подведение итогов урока. Рефлексия.


Подведите итоги своей работы и выставите себе
оценки. Что нового сегодня узнали? Что
понравилось? Что не смогли сделать? Сможете ли
справиться с итоговым тестом по теме “Древний
Восток”?

4. Домашнее задание.

Повторение п.6-23,
подготовить рабочие тетради, выучить даты,
понятия. Творческое задание: составить кроссворд
на тему “Древний Восток” (15-20 слов)

Литература:

Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя
история: Книга для учителя. – М.: Издательство
“Первое сентября”, 1999.

Следующий: