Урок систематизации знаний по теме: Атмосфера

Приемы технологии критического мышления: кластеры,
синквейн, ключевые слова.

Цели урока:

  • систематизировать знания по теме “Атмосфера”;
  • развивать у учащихся умение критического
    анализа информации,
  • способности ее систематизации , оценки.


ХОД УРОКА:


1. Организационная часть урока.

На доске записана тема, таблицы, ключевые слова.


2. Введение в тему. Стадия вызова.

Настанет время, когда космонавты покинут
околоземные орбиты и пустятся в странствие по
просторам Вселенной. И как моряк, возвращаясь из
дальнего плавания , ловит тот миг, когда сквозь
голубую дымку горизонта прорежется полоска суши,
так пилоты межзвездных кораблей будут
всматриваться в черный бархат космической
бездны , стремясь увидеть родную планету.

Наверное, он очень красив ,если смотреть из
дальнего космоса ,мягко светящийся голубой шар,
очертания которого размыты сияющей дымкой . Эта
дымка отгораживает нашу планету от космоса . Она
бережет планету от губительных излучений
вселенной ,от смертоносных колебаний
температуры , которые несет в космос смена дня и
ночи .Она поддерживает неугасимый огонь жизни ,
питая его кислородом.

Прочно – легкая на вид , она становится грозной
преградой для пришельцев из космоса . В ней
бесславно сгорают “каменные гости” — метеориты .

Это атмосфера. Воздушная оболочка нашей
планеты — ее космическое предместье.

Что же такое атмосфера? Над этим вопросом уже
более 200 лет работают ученые. За это время собраны
обширная информация . С частичкой накопленного
знания мы с вами познакомились.

Вопрос к классу(погружение в тему).

Назвать ключевые слова , которые позволять
полнее представить тему “Атмосфера”.(Слова
записаны на доске)

Оказывается сколько мы знаем, но наши мысли еще
пока громоздятся, я предлагаю их оформить в
определенном порядке ,т.е. построить кластеры.
(Кластер(гроздья)-выделение смысловых единиц
текста и графическое оформление в определенном
порядке. Правило простое. Рисуем модель
солнечной системы: звезды, планеты, спутники. В
центре звезда – это наша тема, вокруг нее планеты
– крупные смысловые единицы, соединяемые по
прямой линией со звездой, у каждой планеты свои
спутники, у спутников — свои.)

3.Стадия осмысления.

Работа по группам. Каждая группа работает
над своей веточкой.

Темы:

1.строение атмосферы;
2. состав атмосферы;
3.осадки;
4.облака;
5.ветер;
6. воздушные массы.

Итогом работы будет презентация схемы одним из
членов группы.

Класс работает в своих индивидуальных схемах ,
добавляет , исправляет докладчиков .

Презентация.

Итог : на доске собрался “ кластер” -
“Атмосфера”.

Подведение итогов.

ДЗ

Одна “веточка” в индивидуальных схемах
оказалась незаполненной. Подумать ,что можно еще
вынести в схему.

Синквейн

(Синквейн ( пять) стихотворение их 5 строк,
которое строится по правилам.
1 строка-тема называется одним
словом.(существительное)
2 строка- это описание темы из 2-х
слов(прилагательные)
3 строка – это описание действия в рамках этой
темы 3 слова.
4 строка- это фраза из 4 – слов, показывающая
отношение к теме.
5 строка- это синоним из одного слова, которое
повторяет суть темы.)

Со словом «атмосфера».(Работа ведется по
группам ) Результат работы — общий синквейн со
всеми словами, которые подобрали группы.

Атмосфера
Газообразная , прозрачная
Защищает, предохраняет, сохраняет
Верхняя оболочка Земли.
Воздух

Лист контроля.

Успешно справились с работой
,систематизировали знания по теме
“Атмосфера”,но проверить, как вы усвоили
материал мне поможет мини-тест , который есть
на листе контроля. Вы также отобразите
настроение и то, как вы оцениваете совместную
работу, знания, приобретенные за сегодняшний
урок .

Лист контроля по теме: “Атмосфера”


1. Какое значение для тебя имеют знания,
умения полученные на уроке?
+++ — очень важное

++ — важное

+ — не очень важное

2. Как ты оцениваешь полученные
сегодня знания?
+++ — глубокие

++ — осознанные

+ — неосознанные

3. С каким настроем ты изучал
материал?
+++ — было интересно

++ — не очень
интересно

+ — не интересно вообще

4. Как оцениваешь свою
деятельность?
+++ — отлично

++ — хорошо

+ — удовлетворительно

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1.

СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ.

Цели работы:

  • повторить понятия : тропосфера , стратосфера,
    мезосфера и термосфера;
  • закрепить знания о характерных особенностях
    слоев;
  • объяснять причины выделения слоев в атмосфере ;
  • закрепить умения строить “кластеры”.

РАБОТА В ГРУППЕ.

(выполнить следующие задания)

1 задание: вспомнить, из каких слоев состоит
атмосфера (названия слоев), последовательность
расположения ;

2 задание : собранную информацию из задания №1.
оформить в виде кластера.(Смотреть схему на листе
ватмана).

3 задание: вставить пропущенные слова в
предложении.

(В случае затруднения обратиться к учебнику
стр. … )

4 задание: подготовиться к защите работы.

Мы знаем ,что атмосфера имеет несколько слоев
.Каждый слой имеет ряд особенностей. В ____________
формируется погода Земли , здесь сосредоточены
все живые организмы . В ___________________(

слой)
концентрируется ____________(
вещество). Его тонкая
пленка поглощает ультрафиолетовые лучи,
губительные для всего живого. В высоких слоях из
– за большой разреженности воздуха
возникает___________ сияние.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 2

СОСТАВ АТМОСФЕРЫ.

Цели работы:

  • повторить понятия : азот, кислород, углекислый
    газ;
  • закрепить знания о соотношении газов в
    атмосфере ;
  • объяснять причины современного состава
    атмосферы ;
  • закрепить умения строить кластеры.

РАБОТА В ГРУППЕ

:

1 задание : вспомнить из каких газов состоит
атмосфера ( название газов), их соотношение ;

2 задание: собранную информацию о газовом
составе атмосферы оформить в виде “ кластера”
(Смотреть лист ватмана)

3 задание вставить пропущенные слова в
предложениях. (В случае затруднения обратиться к
учебнику стр.___)

4.задание: подготовится к защите работы.

Мы вспомнили ,что воздух — это газообразное тело
. Он состоит в основном из смеси двух газов -
_______(78%) и ________(21%).Оставшийся 1% приходится на
другие газы , в том числе и на _________ газ.

Состав атмосферы менялся на протяжении
исторических этапов развития Земли. В настоящее
время в результате хозяйственной деятельности
человека происходит загрязнение атмосферы .
Последствия : _________ дыры, __________ эффект,________ дожди.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№3.

ОБЛАКА.

Цели работы:

  • повторить понятия :
  • облачность ,конденсация ,виды облаков (слоистые
    ,перистые , кучевые);
  • закрепить знания о важной характеристики
    погоды – облачности ;
  • объяснять причины появления облаков ;
  • продолжить формировать умение строить
    кластер.

РАБОТА В ГРУППЕ:

1 задание: вспомнить основные виды облаков ;

2 задание: собранную информацию об основных
видах облаков оформить в виде “
кластера”.(Смотреть лист ватмана)

3 задание :вставить пропущенные слова (В случае
затруднения обратиться к учебнику стр. )

4 задание : подготовится к защите работы.

Мы вспомнили ,что облака образуются так :
поднимаясь вверх с поверхности океанов , влажный
воздух _____________( что делает) , водяной пар
,содержащийся в нем, __________________ ( что делает) .

Получаются капельки ____________,которые сливаются
вместе , образуя _________( что ).

Облака самые низкие или, как говорят, тяжелые
,облака – слоистые . Они располагаются не выше
____км. На высоте до 8 км. Можно наблюдать более
легкие __________. Самые высокие и легкие ______ облака,
расположены на высоте 8 -18 км.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№4

ВЕТЕР.

Цели работы :

  • повторить понятия :
  • разность давлений ,бриз ,муссон, постоянные
    ветры;
  • закрепить знания о причинах возникновения
    ветра ;
  • объяснить причины формирования пассатов
    ,западных ветров бризов , муссон;
  • продолжить формировать умения строить
    кластеры.

РАБОТА В ГРУППЕ.

1 задание : вспомнить основные виды ветров,
причину их образования;

2 задание : собранную информацию по видам ветров
оформить в виде “кластера”.(Смотреть схему на
листе ватмана);

3 задание: вставить в предложения пропущенные
слова. (В случае затруднения обратиться к
учебнику стр. ____)

4 задание: подготовится к защите работы.

Вода и суша нагреваются по –разному , это
влечет за собой разность _________ (чего).

Ветер всегда дует из области ______________ давления в
область __________давления .

Бриз меняет свое направление 2 раза в сутки :
днем и ночью ; муссон – 2 раза в ________. Причина
возникновения бриза и муссона в том ,что океан и
суша , по – разному __________ и остывает ,то причина
возникновения постоянных ветров Земли — в
чередовании областей низкого и _________ давления на
земном шаре , вследствие различного нагрева его
поверхности Солнцем.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

КАРТА№5.

ОСАДКИ.

Цели работы :

  • повторить понятия :
  • атмосферные осадки: дождь , снег , роса, иней ,
    град;
  • закрепить представления об атмосферных осадках
    ;
  • объяснить причины возникновения осадков;
  • формировать умение строить кластеры.

РАБОТА В ГРУПЕ.

1 задание :вспомнить основные виды осадков ;

2 задание : собранную информацию по основным
видам осадков оформить в виде кластера;

3 задание: допиши предложение (в случае
затруднений обратится к учебнику стр. _____)

4 задание : подготовится к защите работы.

Дождь ,снег, град – вся вода в твердом и ____________
состоянии , которая выпадает из облаков ,
называется атмосферные ___________. Однако , осадки
выпадают не только из облаков , но и из воздуха -
роса и _______. Они образуются потому ,что после
захода солнца , земля и поверхность растений
быстро _____________, и воздух соприкасаясь с
поверхностью земли , _________________.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА№6.

ВОЗДУШНЫЕ МАССЫ.

Цели работы :

  • повторить понятия : воздушная масса, виды
    воздушных масс(экваториальная, умеренная,
    тропическая, антарктическая );
  • закрепить знания о свойствах воздушных масс;
  • объяснить причины формирования воздушных масс;
  • продолжить формирование умения строить
    кластеры

РАБОТА В ГРУППЕ .

1 задание : вспомнить основные виды воздушных
масс (ВМ).

2 задание : собранную информацию по основным
видам воздушных масс оформить работу в виде
кластера.

3 задание: вставить пропущенные слова.

4 задание : подготовиться к защите работы.

Воздушные массы – это подвижные части
______________(слой), отличающиеся друг от друга
свойствами :__________ и ____________ (какими). АВМ-
формируются в полярных областях Земли , _____и
____(свойства). УВМ — температура и влажность ,
отличается по _____________ года. ТВМ – имеют ________
температуру , но влажность ________(какая). ЭВМ – в
течение всего года ,___________ и __________ ( свойства ).

Следующий: