Урок Сероводородная и сернистая кислоты


Цели урока:

рассмотреть свойства соединений
серы – сероводорода, сероводородной кислоты и ее
солей; сернистой кислоты и ее солей.

Оборудование:

образцы сульфидов, сульфитов
металлов, компьютерная презентация.

Ход урока

I. Подготовка к уроку

(Проверить готовность к уроку групп
учащихся, оборудования, класса; отметить в
классном журнале отсутствующих учащихся;
сообщить тему и цели урока)
.

II. Проверка знаний учащихся.

1. Решить задачу “Слайд № 1-1”:

Самородная сера, содержащая 30% примесей, была
использована для получения оксида серы (IV) массой
8 г. Определите массу (в граммах) самородной серы.

Ответ: m(S) = 5,7 г.

2. Устные вопросы:

  • Расскажите о строении атома серы и степени
    окисления её.
  • Охарактеризуйте аллотропию серы.
  • Раскройте химические свойства серы.

3. Запишите уравнение химической реакции с
точки зрения электролитической диссоциации
между сульфатом цинка и гидроксидом калия
“Слайд № 1-1”.

4. Проверка письменного домашнего задания – 6
учащихся.

5. Блок вопросов “Слайд № 2”:

  • Прочитайте формулировку Периодического закона,
    данную Д.И. Менделеевым (свойства химических
    элементов и образованных ими веществ находятся в
    периодической зависимости от относительных
    атомных масс элементов).
  • Прочитайте современную формулировку
    Периодического закона (свойства химических
    элементов и образованных ими веществ находятся в
    периодической зависимости от зарядов их атомных
    ядер).
  • Что называют химическим элементом? (химический
    элемент – это атомы одного вида)
  • В каких формах существует химический элемент? (химический
    элемент существует в трех формах: свободные
    атомы, простые вещества, сложные вещества).
  • Какие вещества называют простыми? (простыми
    называют вещества, молекула которых образована
    атомами одного химического элемента).
  • Какие вещества называют сложными? (сложными
    называют вещества, молекула которых образована
    атомами разных химических элементов).
  • На какие классы делятся сложные вещества? (сложные
    вещества делятся на четыре класса: оксиды,
    основания, кислоты, соли).
  • Какие вещества называют солями? (соли – это
    сложные вещества, молекула которых состоит из
    атомов металла и кислотных остатков).
  • Какие вещества называют кислотами? (кислоты –
    это сложные вещества, молекула которых состоит
    из атомов водорода и кислотного остатка).


III. Изучение нового материала.

План изучения нового материала “Слайд
№ 3”.

  1. Сероводород и сульфиды.
  2. Сернистая кислота и её соли.

1. Сероводород и сульфиды.

Сегодня мы как раз и познакомимся с некоторыми
кислотами, которые образует сера. На прошлом
уроке было отмечено, что при взаимодействии
водорода и серы получается сероводород. Точно
также проходит реакция водорода со всеми
халькогенами. (H2O – H2S – H2Se – H2Te)
“Слайд № 4-1”. Из них только вода представляет
собой жидкость, остальные – газы, растворы
которых будут проявлять кислотные свойства.
Подобно галогеноводородам, прочность молекул
халькогеноводородов уменьшается, а сила кислот,
наоборот, возрастает “Слайд № 4-2”.

Сероводород – бесцветный газ с резким запахом.
Он очень ядовит. Является сильнейшим
восстановителем. Как восстановитель он активно
взаимодействует с растворами галогенов “Слайд
№ 5-1”:



H2+ S-2 + I20
= S0 + 2H+I-


S2- – 2e = S0 восстановитель
I20 + 2e = 2I- окислитель

Сероводород горит “Слайд № 5-2”:

2H2S + O2 = 2H2O + 2S (при охлаждении
пламени).

2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2

При растворении сероводорода в воде образуется
слабая сероводородная кислота [Демонстрация
действия на кислоту индикаторов].

Сульфиды щелочных и щелочноземельных металлов,
а также сульфид аммония хорошо растворимы и
окрашены в различные цвета.

Задание

. Проклассифицируйте сероводородную
кислоту (сероводородная – это бескислородная,
двухосновная кислота).

Таким образом, диссоциация сероводородной
кислоты происходит ступенчато “Слайд № 5-3”:

H2S < –> H+ + HS- (первая
ступень диссоциации)

HS- < –> H+ + S2- (вторая
ступень диссоциации),

значит, сероводородная кислота образует два
вида солей:

гидросульфиды – соли, в которых металлом
замещен только один атом водорода (NaHS)

сульфиды – соли, в которых металлом замещены
оба атома водорода (Na2S).

2. Сернистая кислота и её соли.

Рассмотрим еще одну кислоту, которую образует
сера. Мы уже выяснили, что при горении
сероводорода образуется оксид серы (IV). Это
бесцветный газ с характерным запахом. Он
проявляет типичные свойства кислотных оксидов и
хорошо растворяется в воде, образуя слабую
сернистую кислоту [Демонстрация действия на
кислоту индикаторов]. Она не устойчива и
разлагается на исходные вещества “Слайд № 6-1”:

H2O + SO2 < –> H2SO3

Оксид серы (IV) можно получить разными способами
“Слайд № 6-2:

а) горение серы;
б) горение сероводорода;
в) общих сульфидов.



Оксид серы (IV) и сернистая кислота являются
типичными восстановителями и одновременно
слабыми окислителями “Слайд № 7-1”.
[Демонстрация действия кислоты на цветную ткань].

Таблица 1. “Слайд № 7-2”

Степени окисления серы в соединениях.


Формула вещества.

H2S

S

SO2; H2SO3

H2SO4

Степень окисления.

-2

0

+4

+6



Значение степени окисления

низшая

промежуточная

высшая

Вывод

“Слайд № 8”. Только
восстановительные свойства
проявляют
элементы, находящиеся в низшей степени
окисления
.

Только окислительные свойства

проявляют
элементы, находящиеся в высшей степени
окисления
.

Как восстановительные, так и окислительные
свойства

проявляют элементы, имеющие промежуточную
степень окисления
.

Задание

. Проклассифицируйте сернистую
кислоту (сернистая – это бескислородная,
двухосновная кислота).

Значит, сернистая кислота образует два вида
солей:

гидросульфиты – соли, в которых металлом
замещен только один атом водорода (NaHSО3)

сульфиты – соли, в которых металлом замещены
оба атома водорода (Na23).


IV. Задание на дом

“Слайд № 9”: § 23 (с.134-140)
упр. 1, 2, 5.

“Слайд № 10”.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс : учебн. для
    общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 14-е
    изд., испр. – М. : Дрофа, 2008. – 270, [2]с. : ил.
  2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия.
    9класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа,
    2002. – 400 с.
  3. Глинка Н.Л. Общая химия: Учебное пособие для
    вузов / Под ред. А.И. Ермакова. – изд. 30-е,
    исправленное – М.: Интеграл-Пресс, 2008. – 728 с.
  4. Горковенко М.Ю. Химия. 9 класс. Поурочные
    разработки к учебникам О.С. Габриеляна (М.: Дрофа);
    Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г
    Фельдмана (М.: Просвещение). – М.: “ВАКО”, 2004, 368 с.
    – (В помощь школьному учителю).
  5. Химия. – 2-е изд., перераб. / ред. коллегия: М.
    Аксёноыв, И. Леенсон, С. Мартынова и др. – М.: Мир
    энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 656 с.: ил.
    (Энциклопедия для детей).

Презентаци




Следующий: