Урок Сера – простое вещество. 9-й класс

Цели урока: дать общую характеристику серы; рассмотреть аллотропные модификации серы и её химические свойства; изучить природные соединения серы и роль в природе; рассмотреть вопросы практического характера.

Оборудование: сера, спирт, вода, стеклянная посуда, спиртовка, образцы минералов; ватные палочки, чугунок, камень; продукты питания – горох, яйца, овсяные хлопья; компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент. Проверка темы «Галогены».

Задания по теме ( пункты – а. — I вариант; пункты – б. — II вариант)

1. Какой элемент не является галогеном:

а. Br, At, S.

б. F, I, Si.

2. Какой элемент принадлежит большому периоду:

а. F, I.

б. Cl, Br.

3. Какой элемент активнее в данной паре:

а. I или Cl

б. Br или I

4. Газообразным веществом является:

а. Cl2, I2

б. Br2, F2

5. Летучее водородное соединение элемента:

а. ЛВС — Cl

б. ЛВС — Br

6. Дописать уравнения:

а.

1) Ca + Cl2 =
2) KCl + Br2 =

б.

1) Ba + F2 =
2) NaBr + I2 =

Ответы (Задания и ответы выдаются на экран.)

1. а. — S б.- Si

2. а. — I б.- Br

3. а. — Cl б.- Br

4. а .- Cl2 б.- F2

5. а. — HCl б.- HBr

6.

а.

1) Ca0 + Cl20 = Ca+2CI-12 р-я соединения
2) KCl + Br2 =  р-и нет, т. к. Cl> Br                                                

б.

1) Ba0 + F20 = Ba+2F2-1 р-я соединения
2) NaBr + I2 = р-и нет т. к. Br>I

II. Работа по теме урока. Вопросы для изучения : выданы на экран.

  1. История элемента, название
  2. Положение атома серы в периодической системе химических элементов
  3. Физические свойства. Флотация
  4. Аллотропные модификации серы
  5. Химические свойства серы
  6. Сера в природе
  7. Значение серы, применение.

1. История элемента. Сейчас невозможно установить, когда человек впервые познакомился с серой и её соединениями. Произошло это очень давно. Она помогала нашим предкам получать огонь, вернее, снопы искр при ударе кресалом по обломку пирита. Использовали её для приготовления красок и косметических средств. Знали её и древние индийцы, именно они дали название — «сира» — означает «желтый». Химический символ произошел от латинского слова «сульфур». Древние римляне называли серу «желчью бога Вулкана» (покровителя огня). Картина Карла Брюллова «Гибель Помпеи».

2. Рассмотрим положение элемента серы в таблице химических элементов.

а. Запишем характеристику элемента в тетрадях – работа учащихся с периодической системой химических элементов, с дальнейшей проверкой выполнения.

б. Составим модель строения атома с электронных позиций – задание выполняется на магнитной доске.

в. Запишем электронную и графические формулы.

г. Сделаем вывод о степенях окисления элемента серы.

3. Изучим физические свойства серы – простого вещества.

У вас на партах пакетики, аккуратно разворачиваем и рассматриваем вещество. Проверяем его отношение к воде – осторожно высыпаем содержимое пакетика на всю поверхность воды, не перемешивая (в инструктивной карточке – задание 1). Делаем выводы из наблюдений: сера – твердое вещество, желтого цвета, в размолотом состоянии « плавает» на поверхности воды, имея при этом плотность больше, чем у воды.

«Флотация» — (франц.) – это свойство, основанное на различной смачиваемости поверхностей, в данном случае воды и порошка серы, является способом обогащения полезных ископаемых.

Посмотрите, как ведет себя сера по отношению к другому растворителю – спирту. В нем она немного растворима. Демонстрацию проводит учитель.

4. На примере серы рассмотрим ещё раз природное явление – аллотропию.

Известно много модификаций серы с циклическим или линейным строением молекул различного состава. Рассмотрим это на рисунках: они спроецированы на экран

Структура молекулы S8 и модель структуры ромбической серы

Кристаллические модификации серы:
Слева – ромбическая. Справа – моноклинная

У серы 3 модификации: ромбическая, моноклинная и пластическая. Для серы причина аллотропии заключается в различном строении кристаллов её модификации. Наиболее устойчива — ромбическая сера, молекула которой состоит из 8 атомов, замкнутых в кольцо – S8 .

Пронаблюдаем за экспериментом. Нагреем порошкообразную серу в пламени спиртовки. Расплавленную жидкую серу, тонкой струйкой, осторожно выльем в стакан с холодной водой. Мы получим пластическую серу.

5. Рассмотрим химические свойства серы – простого вещества.

1. Горение серы. У меня в руках знакомый всем предмет – это коробочка со спичками. Зажжем спичку. Ощущается запах – это запах газа, который образуется при горении серы и называется – сернистый газ. Запишем уравнение этой реакции:

S0 + O20 = S+4O2-2 Составить электронный баланс.

2. Взаимодействие с водородом:

H20 + S0 = H2+1S-2 – газ сероводород, является ядовитым веществом, образуется как результат гниения органических соединений. О нем говорят – тухлые яйца пахнут сероводородом.

3. Реакции серы с металлами – образование сульфидов:

а. Na0 + S0 = Na2+1S-2. Для данного уравнения составить электронный баланс.

б. Hg0 + S0 = Hg+2S-2. Эта реакция имеет практическое значение. Процесс называется – демеркуризация– удаление и обезвреживание разлитой ртути.

Подведем итог: сера в реакциях с кислородом и металлами проявляет разные степени окисления: +4, -2.Являясь и восстановителем и окислителем.

На закрепление: составить уравнения реакций серы с алюминием и цинком.

5. Сера в природе. Сейчас немного отдохнем, займемся « добычей серы». У вас в руках понятное и знакомое приспособление – ватные палочки. Откуда в нашем организме сера и зачем она нам нужна? Правильно, из продуктов питания. Вот некоторые из них: горох, яйца, овсяные хлопья. Обсудить с учащимися этот вопрос.
Переходим к работе с раздаточным материалом. Познакомьтесь с образцами природных минералов, содержащих серу.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом и таблицей 8 учебника на странице 98 ( в инструктивной карточке – задание 2). Для учащихся даны образцы самородной серы и её сульфидные и сульфатные соединения: пирит, свинцовый блеск, медный колчедан, гипс.

6. Применение и роль серы. Одно изобретение человечества с использованием серы вы уже сегодня видели – это спички. А теперь посмотрите на эту конструкцию – чугунок, в котором находятся три компонента, а сверху камень. И это имеет отношение к нашей теме, история гласит, что это натолкнуло наблюдательного и конечно, грамотного человека на изобретение пушки.

Применения серы многообразны, об этом вы узнаете при подготовке домашнего задания. Обсудим это на следующем уроке.

Подведем итог нашего урока. Знакомство с элементом – серой – дало вам много новых, интересных фактов. Мы закрепили уже имеющиеся у вас навыки и умения. Желаю вам успешной работы дома по заданиям.

Домашнее задание: п.21, упр.3.4 стр.99. Найти ответ на вопрос: для чего в ушах сера?

Рефлексия.

Закончите любое из предложенных предложений:

  • Самым интересным на уроке для меня было … .
  • Самым неинтересным на занятии для меня было … .
  • Я научился … .
  • Теперь бы я хотел ещё узнать … .
  • Мне понравилось … .
  • Хотел бы вам сказать … .
  • Самым скучным на занятии было … .
  • Я буду вспоминать о … .

Инструктивная карточка.

1 задание. Аккуратно разверните пакетик с серой. Рассмотрите внешние признаки вещества: агрегатное состояние, цвет;
Затем осторожно насыпайте на поверхность воды в стаканчик. Не мешайте!
Сделайте выводы об отношении серы к воде (её плотность, растворимость).

2 задание. Рассмотрите образцы природных минералов, содержащих серу. Используя таблицу 8 на стр.98 учебника, запишите в тетрадь название и формулу минерала.

Литература.

  1. Габриелян О.С.Химия 9 класс. «Дрофа» 2005г.
  2. Габриелян О.С. Книга для учителя. Москва, «Вако» 2004г.
  3. Гридчин А. Элементы мироздания. Воронеж, 1985г.
  4. Золотая книга русской культуры. Москва, 2007г.
  5. Полосин В.С. Школьный эксперимент по неорганической химии. «Просвещение», 1970г.
  6. Смолеговский А.М.Энциклопедия химических элементов. «Дрофа» 2000г.

Следующий: