Урок-семинар в 9-м классе по теме Подгруппа азота


Девиз урока: « Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо и делать» (Гёте)

Цели урока:



Образовательные.

  1. В занимательной форме обобщить, закрепить,
    систематизировать и проверить степень усвоения
    знаний о свойствах азота, фосфора и их
    соединений;
  2. Умение в составлении ионных уравнений,
    окислительно-восстановительных реакций;
  3. Навыки в решении расчётных и экспериментальных
    задач.

Развивающие.

  1. Развивать умение рационально планировать свою
    деятельность, работать в группах и
    индивидуально.
  2. Продолжить формирование умений применять
    приёмы систематизации, обобщения.

Воспитательные.

  1. Воспитывать у учащихся интерес к учению,
    стремление добиваться успехов в учёбе.
  2. Формировать умение, с одной стороны,
    самостоятельно принимать решение, а с другой –
    чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Тип урока:

урок-семинар контроля и
коррекции знаний, умений и навыков.

Форма проведения:

урок-игра. Класс делится
на 4 команды. Для оценки команды готовятся жетоны
учёта – «таланты». У каждой команды сигнальный
флажок для ответа.

Оборудование и реактивы:

  1. на столах учащихся — таблицы элементов Д. И.
    Менделеева, растворимости солей, кислот и
    оснований в воде, карточки с заданиями, тесты с
    дифференцированными заданиями, учебник,
    справочная литература;
  2. наборы химических реактивов: растворы Na2SO4,
    NaCl, NH4Cl, Na3PO4, AgNO3, BaCl2,
    спиртовка, спички, фенолфталеиновая бумага,
    стаканчик с водой, пробирки.

Ход урока-семинара.

Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа
азота». И вы в очередной раз убедились, что химия
элементов – самое увлекательное при изучении
неорганической химии. Цель нашего урока-семинара
– обобщить и проконтролировать ваши знания по
теме. Но самое интересное сегодня — командная
игра. Итак, сегодня соревнуются четыре команды.

Попрошу капитанов команд путём жеребьёвки
определить название команды:

  • команда «Азот»;
  • команда «Аммиак»;
  • команда «Азотная кислота»;
  • команда «Фосфор».

1 конкурс

– «Презентация команд». За три
минуты вам необходимо придумать девиз и сделать
сообщение о веществе, которым названа ваша
команда, рассказать об интересных моментах его
открытия и физических свойствах. Правильность
ответов я буду оценивать с помощью «талантов»–
желтеньких фишек. За один балл – один «талант».
Какая команда в конце урока заработает больше
талантов – та и победит.

Оценка конкурса



1 балл за сообщение;



1 балл за девиз. (10 мин.)

Азот

– бесцветный газ без запаха и вкуса. В
воде растворяется хуже кислорода. Является
основным компонентом воздуха (содержание азота в
воздухе составляет 78%). В 1756 г. англичанин Даниэль
Резерфорд установил, что воздух, оставшийся под
колоколом, где жила несколько дней мышь,
освобожденный от углекислого газа, не
поддерживает горение и дыхания. Этот газ он
назвал « ядовитым воздухом». В 1773 г. Карл Щееле.
Шведский аптекарь установил, что воздух состоит
из двух газов. Газ, не поддерживающий горение и
дыхание, он назвал «испорченным воздухом». В 1776 г.
известный французский учёный Антуан Лавуазье,
подробно исследуя «ядовитый» и «дурной» воздухи,
установил, что это одно и то же вещество, и
предложил назвать его азотом, что в переводе с
греческого означает безжизненный.

Фосфор

– в поисках эликсира молодости и
попытках получения золота немецкий алхимик
Геннинг Бранд в 1669 г. получил вещество,
обладающее необычными свойствами: оно светилось
в темноте, а брошенное в кипящую воду, выделяло
пары, загоравшиеся на воздухе с выделением
густого дыма, который растворялся в воде с
образованием кислоты. Химический элемент фосфор
образует несколько аллотропных модификаций.
Например:

белый фосфор —

имеет молекулярную решётку,
состоящую из молекул Р.;. Он обладает
типичным запахом, очень ядовит,
самовоспламеняется на воздухе, нерастворим в
воде, хранят под водой, растворим в сероуглероде.
При окислении на воздухе светится в темноте, так
как происходит непосредственное превращение
химической энергии в световую;

красный –

представляет собой порошок
темно-малинового цвета, не ядовит, не
воспламеняется на воздухе, не светится в темноте.
При нагревании свыше 240С0 воспламеняется.

Аммиак –

бесцветный газ с резким запахом,
почти в два раза легче воздуха. Аммиак нельзя
вдыхать продолжительное время, так как он ядовит.
Он легко сжижается при температуре – 34 градуса. А
при испарении жидкого аммиака из окружающей
среды поглощается много теплоты, поэтому аммиак
используют в холодильных установках. Аммиак
хорошо растворим в воде: при 200С
в одном объёме её растворяется около 700 объёмов
аммиака. Аммиак собирают методом вытеснения
воздуха в перевёрнутый вверх дном сосуд.

Азотная кислота. «Возьми фунт кипрского
купороса, полтора фунта селитры и четверть фунта
квасцов, подвергни всё перегонке, и ты получишь
жидкость, которая обладает высоким растворяющим
действием». Так описан первый способ получения
азотной кислоты в книге арабского алхимика
Джибара. Могущество этой жидкости так велико,
что, будучи смешанной с соляной кислотой, она
расправляется с царём металлов – золотом.
Азотная кислота – жидкость, бесцветная, с едким
запахом, хорошо растворяется в воде, смешиваясь с
ней в любых соотношениях. На свету и при
нагревании желтеет вследствие окисления и
образования бурого газа.

Объявляю следующий конкурс:

2 конкурс – «Ты — мне, я — тебе». Каждая из
команд задаёт по 2 -3 заранее подготовленных
вопроса для команд-соперников. Команда,
ответившая первой, за правильный ответ получает 1
балл.

  1. Почему Даниэль Резерфорд назвал открытый им газ
    «зловредным», а Антуан Лавуазье дал ему общее
    название — азот, т.е. «безжизненный»?
  2. Чем обусловлена химическая инертность азота?
  3. В какое соединение превращается азот в верхних
    слоях атмосферы во время грозовых разрядов?
  4. Как получают азот в промышленности?
  5. Почему азот называют «элементом жизни»?
  6. Что такое «нашатырный спирт»? Для чего его
    используют?
  7. Какие свойства аммиака лежат в основе его
    применения в холодильных установках?
  8. Каким способом следует собирать аммиак? Почему?
  9. Как можно распознать аммиак?
  10. Что такое нашатырь? Для чего его используют?
  11. Какое применение находит карбонат и
    гидрокарбонат аммония?
  12. Какие вещества называют селитрами?
  13. Какой газ называют «бурым»?
  14. Что такое «ляпис»?
  15. Что такое «царская водка»?
  16. Какая из модификаций фосфора светится в
    темноте?
  17. На каком свойстве основано применение оксида
    фосфора (V) в химической промышленности в
    качестве осушителя?

(7 мин.)

3 конкурс – «Теоретический».

Во время этого конкурса мы повторим химические
свойства азота и фосфора, важнейших соединений
азота. Капитанов прошу выбрать конверты с
вопросами для своих команд:

- составить уравнения реакций, характеризующие
химические свойства азота и фосфора;
- описать кислотно-основные и
окислительно-восстановительные свойства
аммиака;
- описать химические свойства азотной кислоты;
- написать уравнения реакций, отражающие
химические свойства солей аммония и нитратов.

По одному представителю от команды у доски
отвечают на вопросы. Остальным членам команд
предлагаю разгадать кроссворд. Команда, первая
отгадавшая кроссворд оформляет ответы на слайде
и проецирует на экран. (3 балл).

Вопросы:

  1. Учёный, открывший фосфор. (Бранд)
  2. Какой элемент академик А. Е. Ферсман назвал
    «элементом жизни и мысли»? (Фосфор)
  3. Как называют нитраты щелочных и
    щелочноземельных металлов? (Селитры)
  4. Какой фосфор светится в темноте? (Белый)
  5. Газ, образующийся при разложении солей аммония.
    (Аммиак)
  6. Второе название хлорида аммония. (Нашатырь)
  7. Общее называние веществ, используемых в
    качестве подкормки для растений? (Удобрения)
  8. Газ, составная часть воздуха. (Азот)

Затем проверяются ответы у доски. Возможные
ошибки при ответе исправляются членами команды
или командой соперника (1 балл). Отвечающий
получает индивидуальный балл: «5», «4», «3».
Команда соответственно получает такое же
количество баллов (5, 4, 3).

(20 мин.)

4 конкурс – «Реши задачу». По одному
представителю от каждой команды выбирают
конверт с условием задачи и решают её у доски.
Правильно решённая задача оценивается в 5 баллов,
за каждую ошибку снижается по 1 баллу.

Пока представители команд решают задачи,
проводится конкурс для капитанов.

Конкурс капитанов: «Лови ошибку».

Игровая цель:

кто из капитанов быстрее и
больше заметит ошибок, допущенных в прочитанном
учителем тексте: «…Азот образует несколько
соединений с водородом, из них наибольшее
значение имеет аммиак. Это бесцветный газ, без запаха, почти в
два раза тяжелее воздуха
, хорошо
растворимый в воде. Водный раствор аммиака
называется нашатырём. В
химическом отношении аммиак довольно активен, он
вступает во взаимодействие со многими
веществами, проявляя при этом как окислительные,
так и восстановительные свойства. Водный раствор
аммиака в воде проявляет кислотные свойства
и не изменяет окраску
фенолфталеина. При взаимодействии аммиака с
кислотами образуются соли аммония. Это твёрдые
кристаллические вещества, плохо
растворимые в воде. При нагревании они
разлагаются с образованием кислорода.
Соли аммония находят широкое применение в
народном хозяйстве, большая часть из них
используется для получения азотной
кислоты
»

Конкурс капитанов оценивается по 1 баллу за
«пойманную» ошибку.

Затем проверяются решения задач у доски. (10 мин.)

5 конкурс – «Экспериментальный». Команды
получают экспериментальное задание:

две команды должны доказать опытным путём, что
в состав сульфата аммония входят ионы аммония NH4+
и сульфат-ионы SO42-;

двум другим командам предлагается распознать
среди выданных веществ: фосфат натрия, сульфат
натрия, хлорид натрия.

Реактивы:

р-ры Na2SO4, NaCl, NH4Cl,
Na3PO4, AgNO3, BaCl2, спиртовка,
спички, фенолфталеиновая бумага, стаканчик с
водой.

Команды, которые первые справились с заданием,
сообщают результаты опытов, записывают на доске
уравнения реакций, получают по пять баллов. (10
мин.)

6 конкурс – «Эстафета» — завершает испытания
команд.

Командам предлагается для эстафеты выбрать
цепочку превращений и приступить к её решению у
доски. Члены команды могут исправлять ошибки у
своих участников команды. Во время проверки за
исправление ошибок у соперников команды
получают дополнительный балл. Количество баллов
определяется количеством правильно
составленных уравнений.

В заключительной части урока проводится
индивидуальная письменная работа (Приложение 1) или
тестовая работа по вариантам (Приложение 2).

Подведение итогов, награждение
команды-победителя.




Следующий: