Урок-семинар в 9-м классе по теме Азот и фосфор — элементы жизни

«Незнающие пусть научатся, а знающие
вспомнят ещё раз»
(Античный афоризм)

Цели урока:

  • научить учащихся самостоятельно добывать
    знания путём рационального использования
    различных источников информации (учебники,
    научно-популярная литература, материалы
    периодической печати, интернет) и применять
    полученные знания; устанавливать причинно -
    следственные связи между строением, свойствами и
    использованием веществ на основе изученных
    теорий,
  • продолжить развитие экспериментальных навыков
    по определению качественного состава солей,
    используемых как минеральные удобрения,
  • развитие познавательного интереса,
    коммуникативных качеств, уверенности в своих
    силах, настойчивости, умения действовать
    самостоятельно, воспитание культуры умственного
    труда.
  • Методы и методические приемы:

    самостоятельная
    работа учащихся с научно-популярной литературой,
    подготовка сообщений и презентаций, выполнение
    лабораторного эксперимента, диалогический метод
    изложения знаний с элементами исследования,
    текущий контроль знаний с помощью теста,
    индивидуально-дифференцированных заданий.

    Предварительная подготовка.

    За неделю до проведения семинара учащиеся
    получают вопросы и задания для подготовки (приложение 1)

    Учащиеся по группам готовят ответы на вопросы и
    задания. Организована проектная деятельность
    учащихся по изучению этих веществ, их роли в
    жизни человека и общем круговороте веществ живой
    и неживой природы, а отчёты о проделанной работе
    подготовлены в виде презентаций.

    Тип урока: обобщение знаний, умений и
    навыков.

    Форма проведения: урок-семинар.

    Оборудование и реактивы:

    • на столах учащихся — таблицы элементов Д. И.
      Менделеева, растворимости солей, кислот и
      оснований в воде, карточки с заданиями, тесты,
      учебник, справочная литература;
    • наборы химических реактивов в лотках по
      вариантам: растворы KNO3, AgNO3, NH4NO3,
      K3PO4, NaOH, спиртовка, спички, стаканчик с
      водой, штатив с пробирками.

    Ход урока-семинара

    Ребята, мы закончили изучение темы: «Подгруппа
    азота». Цель нашего урока-семинара — обобщить
    ваши знания по теме.

    План семинара:

    I. Химические элементы.

    II. Простые вещества.

    III. Важнейшие соединения элементов.

    -Итак, 1 вопрос.

    Учащиеся рассказывают о положении элементов
    подгруппы азота в периодической системе
    химических элементов, строении и свойствах их
    атомов. На основе теории строения атомов
    поясняют: а) в чём проявляется сходство элементов
    азота и фосфора, б) чем эти элементы отличаются
    один от другого. Делают вывод. Нахождение в
    природе, роль и значение по презентации (приложение 2).

    -2 вопрос по презентации (приложение
    3)

    Учащиеся рассказывают о физических свойствах
    азота и фосфора, строении кристаллических
    решеток. Отвечают на вопрос: «Азот встречается в
    природе в соединениях и в свободном виде, а
    фосфор только в соединениях. Чем это
    объясняется?»

    Проводится тестовая работа по вариантам (приложение 4).

    Ответы слайд №1.

    -3 вопрос.

    В книге выдающегося писателя сатирика
    Дж.Свифта «Путешествие Гулливера»есть описание
    академии Ладаго: «В его распоряжении были две
    большие комнаты, загромождённые самыми
    удивительными диковинками, 50 помощников
    работали под его руководством. Они сгущали
    воздух, в сухое плотное вещество, извлекая из
    него селитру:». Напишите цепочку превращений, в
    результате которых из воздуха и воды можно
    получить аммиачную селитру.

    Пока один ученик составляет цепочку у доски, на
    местах проводится игра в «крестики — нолики».

    Ответы слайды №2,№3.

    Учащиеся делают вывод о кислотных свойствах
    оксидов азота (V) и фосфора(V), свойствах кислот как
    электролитов. Далее анализируется цепочка
    превращений.

    - Рассмотрим окислительные свойства азотной и
    фосфорной кислот.

    2 ученика у доски выполняют задание:

    а) Напишите уравнения реакций, протекающих
    между медью и разбавленной азотной, а также
    концентрированной азотной кислотой. Покажите
    переход электронов и укажите окислитель и
    восстановитель.

    б) Как взаимодействует фосфорная кислота с
    металлами? Приведите примеры. Покажите переход
    электронов и укажите окислитель и
    восстановитель.

    На местах выполняется
    индивидуально-дифференцированное задание из
    приложения.

    Затем проверяются ответы у доски.

    Учащиеся делают вывод:

    -Фосфорная кислота является окислителем в
    реакции с металлами за счет ионов водорода(H+).
    Азотная кислота — более сильный окислитель за
    счет N+5

    Выполняется экспериментальное задание
    приложение. Затем обсуждается ход распознавания
    фосфатов и солей аммония, запись ионных
    уравнений на доске.

    Применение кислот и их солей по презентации.

    - Вы провели огромную работу по обобщению
    знаний о веществах жизни и их свойствах,
    по-новому взглянули на некоторые привычные вещи,
    еще раз убедились в единстве живой и неживой
    природы.

    Отметки за семинар.

    Всем спасибо за работу!

    Приложение 1:

    Вопросы для подготовки к семинару:

    «Азот и фосфор элементы жизни».

    Положение элементов подгруппы азота в
    периодической системе химических элементов,
    строение и свойства их атомов. Нахождение в
    природе, роль и значение.

    • Физические свойства азота и фосфора, строение
      молекул.
    • Химические свойства простых веществ.
    • Высшие оксиды азота и фосфора.
    • Физические свойства кислот.
    • Химические свойства азотной и фосфорной кислот:
      а) общие, б) специфические.
    • Применение солей азотной и фосфорной кислот.

    Задания

    1) На основе теории строения атомов поясните: а)
    в чём проявляется сходство элементов азота и
    фосфора, б) чем эти элементы отличаются один от
    другого.

    2) Перечислите известные вам физические
    свойства азота, белого и красного фосфора. Азот
    встречается в природе в соединениях и в
    свободном виде, а фосфор только в соединениях.
    Чем это объясняется?

    3) Опишите химические свойства азота и фосфора,
    связав их с положением элементов в периодической
    таблице.

    4) Кислотный характер высших оксидов азота и
    фосфора.

    5) Перечислите физические свойства азотной и
    фосфорной кислот.

    6) Свойства азотной кислоты как электролита и
    как окислителя. Фосфорная кислота и три ряда её
    солей.

    7) Охарактеризуйте роль азота и фосфора как
    основных питательных элементов в жизни растений.

    Приложение 2 (презентация «Нахождение азота и
    фосфора в природе»)

    Приложение 3 (презентация «Физические свойства
    азота и фосфора»)

    Приложение 4:

    Тестовые задания по теме: «Азот и фосфор»

    I вариант

    Азот проявляет положительную степень
    окисления в соединениях:

    а) N2; б) NH4Cl; в) KNO3.

    2.Какое вещество называется «бурый газ»

    а) NH3 , б) NO2, в) NO.

    3. В реакции N2+3H2 > 2NH3
    окислителем является:

    а) NH3; б) H2; в) N2.

    4. Кристаллическая решётка азота:

    а) молекулярная; б) атомная; в) ионная.

    5. Окислительные свойства сильнее выражены у:

    а) N; б) C; в) P.


    вопрос 1 2 3 4 5
    ответ

    Тестовые задания по теме: «Азот и фосфор»

    II вариант

    Фосфор проявляет отрицательную степень
    окисления в соединениях:

    а) P2O5; б) Ca3P2; в) Na3PO4.

    2. Какой вид фосфора отвечает формуле P4

    а) белый, б) красный, в) чёрный.

    3. В реакции 4P+5O2> 2P2O5
    восстановителем является:

    а) P2O5; б) O2; в) P.

    4.Кристаллическая решётка белого фосфора:

    а) ионная; б) атомная; в) молекулярная.

    5.Восстановительные свойства сильнее выражены
    у:

    а) Cl; б) P; в) N.


    вопрос 1 2 3 4 5
    ответ

    Игра в «крестики-нолики».

    Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите
    выигрышный путь из соединений, вступающих в
    реакцию с:

    а) P2O5; б) HNO3 (как электролитом)


    Cl2 H2SO3 N2
    CuO KOH Na2CO3
    SO3 Cu ZnCl2


    H2O CO2 Fe
    O2 CaO H2SO4
    CuSO4 HCl NaOH

    Свойства азотной кислоты (как окислителя).

    Индивидуально-дифференцированное задание.

    (первый уровень).

    Расставьте методом электронного баланса
    коэффициенты в уравнении реакции, схема которой:

    Ag + HNO3 (разб) > AgNO3 + NO + H2O

    (второй уровень).

    Вставьте в схему ОВР формулу пропущенного
    вещества и уравняйте её методом электронного
    баланса:

    Ag + HNO3 (конц) >AgNO3 +:+ H2O

    (третий уровень).

    Допишите схему химической реакции и расставьте
    коэффициенты в ней методом электронного баланса:

    Zn + HNO3 (конц) >

    Экспериментальное задание

    .

    I вариант

    В колхоз привезли аммонийную и калийную
    селитры, очень похожие по внешнему виду
    минеральные удобрения. Агроному надо внести под
    томаты удобрения, содержащие калий. Как
    различить эти удобрения? Проделайте опыты,
    напишите уравнения реакций в молекулярной и
    ионной форме.

    II вариант

    Докажите опытным путём, что образец калийной
    селитры содержит примесь комплексного
    удобрения- фосфата калия. Напишите уравнения
    реакций в молекулярной и ионной форме.

    Следующий: