Урок-семинар Удобрения

Урок химии по данной теме проводится в 9 классе
в теме-модуле “Химические вещества в сельском
хозяйстве”, рекомендованного для сельских школ
в форме семинара- практикума, состоящего из трех
основных частей:

  1. Вступительная часть: ознакомление с целями и
    программой семинара.
  2. Обучающая часть: формирование общеучебных
    умений и навыков в ходе выполнения заданий.
  3. Контролирующая часть: проверка знаний и умений.

ХОД УРОКА

1. Мотивационно-ориентировочный этап- 5 мин.

Разбивка класса на группы, знакомство с планом
семинара.

2. Самостоятельная работа с использованием
материала-15 мин.

3. Обсуждение материала-20 мин.

4. Рефлексия-5 мин.

Девиз урока: Древо науки всеми корнями
связано с практикой. (А.Н. Несмеянов)

Цели семинара:

  • изучить состав и свойства азотных, фосфорных и
    калийных удобрений;
  • в ознакомительном плане ознакомиться со
    сложными и концентрированными удобрениями, их
    использованием в практике;
  • развивать навыки самостоятельной
    экспериментальной работы, показать применение
    качественных реакций как метода аналитической
    химии в определении качественного состава солей;
  • развивать мыслительные приемы: анализ, синтез,
    сравнение, умение классифицировать, выявлять
    общие и существенные признаки;
  • развивать наблюдательность, трудолюбие,
    аккуратность и дисциплинированность,
    товарищество и взаимопомощь, навыки контроля и
    самоконтроля.

I. Вводное слово учителя.
Мотивационно-ориентировочный этап.

Какие вещества называются удобрениями?

Что вы уже знаете о удобрениях?

Для нормального роста и развития растениям
необходимо полноценное питание. Если в почве
недостает их, необходимо внести минеральные
удобрения, чтобы сохранить урожай. Задача
состоит в том, чтобы с наибольшей эффективностью
применять удобрения, а для этого необходимо
знать состав и свойства удобрений, уметь
распознавать их. Это и является задачей данного
семинара.

II. Самостоятельная работа по группам.
Операционно-исполнительский этап.

Класс делится на 3 группы, каждая получает
задание и выполняет его самостоятельно с
использованием инструктивных таблиц, учебника,
справочного материала.

Задание 1 группы — исследование азотных
удобрений: сульфат аммония, аммиачная селитра,
мочевина.

Задание 2 группы — исследование калийных
удобрений: сильвинит, калийная селитра,
хлористый калий.

Задание 3 группы — исследование фосфорных
удобрений: суперфосфат, фосфоритная мука,
костяная мука.

Каждая группа проводит теоретический анализ,
прогнозирование, эксперимент с использованием
инструктивных таблиц и технологических карт,
изученных и заполненных на прошлых уроках.

Задание 1.

Изучите физические свойства выданных
удобрений, испытайте их на растворимость в воде.
Занесите данные в таблицу:


название удобрения химическая формула агрегатное состояние цвет запах растворимость в воде гигроскопичность

Задание 2.



Исследуйте качественный состав удобрений:
проведите реакции на катион и анион. Составьте
уравнения реакций. Заполните таблицу:


качественные реакции особенности воздействия
удобрений на почву
на катионы на анионы

Задание 3.

Рассмотрите таблицы “Сложные и
концентрированные удобрения”. В чем
преимущество этих удобрений по сравнению с
простыми?

III. Контролирующая часть.
Оценочно-рефлексивный этап.

Каждая группа докладывает о результатах своих
исследований, класс заполняет таблицы
исследований.

На данном уроке от каждой группы выступает
представитель. Использую метод закрытых
карточек. Каждой группе предоставляется
возможность открыть одну из них. Если досталась
карточка с названием “консультант”, отвечает
консультант, если карточка “делегат” — один из
членов группы, которого назначает группа, если
карточка “по выбору”, назначает учитель.

Обращаю внимание на то, что сейчас главной
тенденцией улучшения качества минеральных
удобрений является повышение в них содержания
питательных веществ. Преимущество имеют
концентрированные и сложные удобрения.
Экономическая выгода от их использования велика.

С классом обсуждаем вопросы:

Возможно ли использовать удобрения без строгой
дозировки?

Как вы расцениваете пересыщение почвы
удобрениями? К чему это может привести?

Можно ли по внешнему виду растения определить
недостаток или переизбыток питательного
элемента?

Какие минеральные удобрения используются на
вашем участке?

Обращаю внимание на то, что залог хорошего
урожая — строгое соблюдение норм, сроков и
способов внесения удобрений в сочетании с
высокой агротехникой выращивания растений.

Данные знания необходимы лаборанту-агрохимику.
Именно он проводит анализ минеральных удобрений,
определяет дозы, способы хранения, анализы
веществ, почв, растений. Он должен в совершенстве
владеть методикой и техникой агрохимических
процессов, техникой и методикой приготовления
растворов, составление картограммы для
правильного использования удобрений и получения
высоких урожаев.

III. Рефлексия.

Последний этап урока — рефлексия.

Учащиеся усаживаются поудобнее, расслабляются,
тихо звучит спокойная музыка.

Учащиеся выполняют рефлексивный тест, который
не подписывают. В случае согласия с утверждением
ставят напротив него знак “+” :

  1. Я узнал (а) много нового.
  2. Мне это пригодится в жизни.
  3. На уроке было над чем подумать.
  4. На все возникающие у меня вопросы я получил (а)
    ответы.
  5. На уроке я поработал (а) добросовестно.

Я прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, которые
поставили пять плюсов, затем те, у кого
получилось четыре и три плюса. Это именно те
оценки, которые они поставили за урок мне. Если
когда-нибудь учащиеся смогут сказать обо мне
словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель
“доброе в них семя полагал, а не простую отбывал
повинность”, то это будет для меня высшей
наградой.




Следующий: