Урок-семинар Толерантность как основополагающий принцип существования общества с применением презентации


Цели урока:

  • Обсудить разные подходы к понятию
    толерантности
  • Создать условия для формирования у учеников
    собственного отношения к понятию
    “толерантность”
  • Развивать у учащихся черты толерантной
    личности с целью воспитания чутких и
    ответственных граждан, способных ценить свободу,
    человеческое достоинство и индивидуальность.

Задачи урока:

  • Изучить с учащимися терминологию толерантной
    личности, используя кластер
  • Учить учащихся делать выводы и суждения на
    основе анализа документов (Декларация принципов
    толерантности, статья СМИ)
  • Развивать способности адекватно и полно
    познавать себя и других людей.

“Теперь, когда мы научились летать по
воздуху, как птицы, плавать под водой,
как рыбы, нам не хватает только одного: научиться
жить на Земле, как люди”.

(Бернард Шоу)

(слайд № 2)

Презентация.

Учитель: Эпиграфом к нашему уроку я не случайно
взяла слова Б. Шоу. Обсудив данную проблему, в
конце урока вы мне попытаетесь раскрыть суть
этого высказывания.

Мотивация – создание ситуации,
порождающей потребность в размышлении)

Учитель: (держит в руках маленький глобус).

- Я смотрю на этот глобус, он круглый и
небольшой, как наша Земля. Земля – это тот дом, в
котором мы живём. Что бы вы хотели изменить в
отношениях между людьми, живущими в этом доме?

Обсуждение высказываний детей.

Учитель:

- Кризис в нашей стране показал, что самой
уязвимой сферой человеческих взаимоотношений в
нашем меняющемся обществе является сфера
отношений между различными этническими
группами. Очень часто мы применяем определённые
стереотипы по отношению к другим нациям и
национальностям.

- В нашем классе учатся дети разных
национальностей: русские, мордва, чуваши, татары,
армяне.

(слайд № 3).

(Идёт характеристика друзей другой
национальностей – несколько учеников, которые
дружат с ребятами другой национальности, дают
друг другу характеристику).

Учитель:

- Как мы не видим воздуха и не думаем о нём, когда
дышим, так же точно мы не замечаем права и не
думаем о нём, даже когда пользуемся. Невидимый
мир права постоянно окружает нас, но мы
вспоминаем о нём тогда, когда встречаемся с
какой-то проблемой.

Вопрос учащимся: — какими качествами должен
обладать человек, чтобы найти выход из
конфликтной ситуации? (дети – сдержанность,
терпимость, уважение и т.д.).

Учитель: — синонимом слова “терпимость”
является понятие “толерантность” (слайд № 4).

(Ученики записывают в тетрадях понятие
“толерантность”).

(слайд № 5):

В отличие от “терпимости” (терпеть – не
противодействуя, не жалуясь, безропотно
переносить что-нибудь бедственное, тяжелое,
неприятное), “толерантность” — готовность
благосклонно признавать, принимать поведение,
убеждения и взгляды других людей, которые
отличаются от собственных; при этом даже в том
случае, если эти убеждения – взгляды тобою не
разделяются и не одобряются.

Работа в группах

Источник – “Декларация принципов
толерантности” (слайд № 6)

(Приложение № 1)

Класс делится на четыре группы. Каждая группа
получает текст одной из статей документа
“Декларации принципов толерантности”.

Задание: сформулировать и выписать в
представленном на слайде кластере принципы
толерантности –

  • 1 группа – Статья 1. Понятие толерантности
  • 2 группа – Статья 2. Государственный уровень
  • 3 группа – Статья 3. Социальные аспекты
  • 4 группа – Статья 4. Воспитание

Итог работы – составление принципов
толерантности в виде солнца (кластер).

По завершении работы учащихся в группах, каждая
группа представляет свой кластер с выписанными
на листках принципами толерантности, и данные
работы вывешиваются на доске. В результате
совместной работы учащихся по разным аспектам
понятия “толерантность” выводим общие
принципы, представленные на слайде — (слайд № 7)

Учитель:

- Определение слова “толерантность” на разных
языках земного шара звучит по разному.

(слайд № 8) (Приложение № 2)

Учитель обращается к учащимся с вопросами:

Что объединяет эти понятия?

Почему так актуальная толерантность в
настоящее время?

(Ребята высказывают свои предположения, идёт
обсуждение)

Учитель:

- Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс
неумолимо движется вперёд. Техника пришла на
службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать
размереннее, спокойнее, но мы всё чаще слышим
слова: “беженец”, “жертва насилия”, “жертвы
теракта” и т.д. Любой человек совершает в жизни
разные поступки. В одних ситуациях он поступает
правильно и проявляет свои хорошие качества, но
иногда бывает и наоборот.

Обратимся к одной из статей СМИ. (Приложение
№ 3)

Организуется работа в парах.

После прочтения статьи, организуется беседа
учащихся по вопросам, представленным на слайде №
9:

  • О чём идёт речь в этой статье?
  • Какие чувства вызвала у вас эта статья?
  • Какой основополагающий принцип демократии
    нарушен?
  • Как вы считаете, возможно, ли предотвратить
    подобные происшествия и что для этого необходимо
    предпринять?

Учитель:

Вернёмся к нашему эпиграфу. Ваши мысли? (Выводы
детей, их суждения и мнения)

(слайд № 10)

Учитель:

Во второй половине 80-х годов XX века на
телевидении появилась новая передача “Вечера в
Останкино”. Это были встречи с выдающимися
гражданами нашей страны, чья нравственная
позиция и поддержка были очень важны для
начавшегося процесса обновления страны. В одной
из первых передач состоялась встреча с
академиком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым.
Более часа он спокойно и мудро отвечал на вопросы
аудитории. И когда встреча близилась к концу,
пришла записка: “Дмитрий Сергеевич! Для чего
живёт человек?”. Запомнилась реакция Лихачёва –
он как-то смутился, сказав: “Это очень сложный
вопрос, ответ на него искали многие учёные,
философы…

- И вдруг чётко произнёс как давно продуманное и
выстроенное: (учитель даёт возможность ученикам
предположить самим, что ответил на данный вопрос
академик Лихачёв, и только после высказываний
детей, приводит цитату академика) – Природа
миллионы лет трудилась, чтобы создать человека, и
человек не должен обманывать её ожидания”.

(слайд № 11).

Учитель:

- Наш класс, который я очень люблю – это
маленькая семья. И мне очень хочется, чтобы в этой
семье всегда царили доброта, уважение,
взаимопонимание.

- Постройте для нашей семьи дом, в котором
фундаментом будет слово “толерантность”, а
кирпичики – составляющие слова
“толерантность”.

- Вновь организуется работа учащихся в группах:
каждая группа получает листок с рисунком.

(Приложение № 4)

По завершении работы представитель от каждой
группы представляет полученный результат.



Оформленные работы вывешиваются на доске,
даётся общий комментарий. (слайд № 12 — 13).

Домашнее задание: (слайд № 14)

Задание II уровня:

Какие принципы толерантности необходимо
соблюдать в школе? Перечислить эти принципы и
аргументировать.

Задание III уровня:

Привести примеры конфликтных ситуаций и выхода
из них, следуя принципам толерантности.

Рефлексия:

  • Что я вынес из этого урока?
  • Получилось ли нам в полной мере отобразить
    такое понятие, как “толерантность?”
  • Было ли услышано ваше мнение на проблему
    толерантности?

Класс: 10 “Б” класс (профильный
уровень)

Продолжительность занятия: 2 часа

Тип урока: урок-семинар по завершению
изучения блока-модуля: “Личность. Межличностные
отношения”

Цели урока:

  • обсудить разные подходы к понятию
    толерантности;
  • создать условия для формирования у учеников
    собственного отношения к понятию
    “толерантность”;
  • развивать у учащихся черты толерантной
    личности с целью воспитания чутких и
    ответственных граждан, способных ценить свободу,
    человеческое достоинство и индивидуальность.

Задачи урока:

  • изучить с учащимися терминологию толерантной
    личности, используя кластер;
  • учить учащихся делать выводы и суждения на
    основе анализа документов

(Декларация принципов толерантности, статьи
СМИ);

  • развивать способности адекватно и полно
    познавать себя и других людей.

Основные понятия: “толерантность”,
терпимость, нации, межличностные отношения,
конфликтные ситуации.

Использованные литература и материалы
(в том числе видео и мультимедиа):

  • Декларация принципов толерантности
  • Учительская газета №8/2010 год; статья “Человек –
    “раб обстоятельств?”
  • Статья из “Независимой газеты”, источник –
    Интернет, поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
  • Социальная психология. Словарь-справочник. Мн.;
    М. 2001.

Оборудование: компьютер,
мультимедийный проектор, раздаточный материал
для групп.

Ход урока с названием и подробным описанием
каждого этапа урока и указанием его
продолжительности:


Этап, название этапа Подробное описание Время
1 этап – Организация на урок Подготовка к первичному восприятию.
Сообщение темы урока, постановка целей. Учащиеся
ставят трёхуровневую цель, знакомятся с планом
работы. (слайды 1,2).

Мотивация – создание
ситуации, порождающей потребность в размышлении.

2 минуты
2 этап – вступительная эвристическая
беседа
Учителем организована вводная беседа,
где учащиеся высказывают свою точку зрения по
проблеме, чтобы они хотели изменить в отношениях
между людьми, живущими в доме-на планете земля?
Возможна дискуссия.
6 минут
3 этап – работа с классом по проблеме
взаимоотношений между людьми разных
национальностей.
Учителем сказано, что в классе учатся
дети разных национальностей. Предложен вариант
такой работы – ученики, которые дружат с
ребятами другой национальности, дают друг другу
характеристики, чтобы выявить тот момент, мешает
ли национальность настоящей дружбе.

(слайд № 3)

10 минут
4 этап – Эвристическая беседа с
учащимися по проблеме конфликтной ситуации
Ребята предлагают возможные варианты
действий и решений, чтобы выйти из конфликтной
ситуации. Знакомятся со словом “толерантность”
- записывают это понятие в тетрадях. Пытаются
определить разницу в значении слов
“терпимость” и “толерантность”.

(слайд № 4, 5)

7 минут
5 этап – Групповая самостоятельная
работа с источником
Класс делится на 4 группы для работы с
источником “Декларация принципов
толерантности”. Каждая группа получает текст
одной из статей документа; на основании
документа группы обсуждают понимание
толерантности на своём уровне и должны
сформулировать и выписать в представленном
кластере принципы толерантности и роль этой
ценности.

Общий итог работы всех групп – по
разным аспектам понятия “толерантность”
выводим общие принципы, представленные на
слайдах 6, 7. (Приложение № 1)

15 минут
6 этап – Эвристическая беседа Определяем значение слова
“толерантность” на разных языках земного шара.
Учащиеся определяют общие принципы и различия в
понимании значения этого слова.

(Приложение № 2;
слайд – 8)

6 минут
7 этап – Работа в парах со статьёй СМИ Учащиеся знакомятся со статьёй из
“Независимой газеты”. Сначала обсуждают
проблему в парах, затем работают с вопросами,
представленными на слайде № 9; делают выводы о
межличностных отношениях в нашей жизни.

(Приложение
№ 3)

10 минут
8 этап – Работа с классом с вопросом,
представленном в эпиграфе урока.
На основании всей работы, проделанной
на уроке, ребята самостоятельно высказывают свои
суждения по проблеме.

Анализ высказывания
академика Д.С. Лихачёва.

(слайды 10, 11)

7 минут
9 этап – Групповая творческая работа
(закрепление знаний по теме)
Каждая группа получает листок с
рисунком строящегося дома. Они должны построить
свой дом, где фундаментом будет слово
“толерантность”, а кирпичики стен –
составляющие слова “толерантность”. По
завершении работы представитель от каждой
группы представляет полученный результат.
Оформленные работы вывешиваются на доске, даётся
общий комментарий.

(Приложение № 4; слайды 12, 13)

10 минут
10 этап – Домашнее задание Ребята самостоятельно выбирают задания
II или III уровня, записывают задания в тетрадях.

(слайд
№ 14)

2 минуты
11 этап – рефлексия Высказывания учащихся о результатах
обученности и развития. Самоанализ и самооценка
своей деятельности.
5 минут

Приложения:

  • Приложение № 1: составление
    кластера на основе документа “Принципы
    толерантности” (4 статьи).
  • Приложение № 2: определение слова
    “толерантность” на разных языках земного шара.
  • Приложение № 3: Статья из
    “Независимой газеты”, источник – Интернет,
    поиск в Yandex по теме “Толерантность”.
  • Приложение № 4: творческая работа
    “Построить для нашей семьи дом, в котором
    фундаментом будет слово “толерантность”, а
    кирпичики дома – составляющие слова
    “толерантность”.



Следующий: