Урок-семинар по теме Виды ковалентной связи для учащихся 8-го класса по химии


Цель:

Закрепить понятие электроотрицательностихимических элементов, видов ковалентной связи:полярной и неполярной;

  • Упражнять в умении составлять электронные,структурные формулы соединений, объяснятьмеханизм образования ковалентных связей;использовать приобретенные знания и умения впрактической деятельности;
  • Способствовать развитию коммуникативныхумений;
  • Развивать логическое мышление.
  • Методы и приемы:

    Эвристическая беседа, фронтальный опрос,тестовая работа, с/р

    Оборудование:

    презентация в PowerPoint Приложение 1, Приложение 2, таблицы,карточки с заданиями, опорный конспект, алгоритмсоставления образования ковалентной связи,электронных, структурных формул.

    Ход урока

    Слайд 1

    . Приложение2

    Вступительное слово учителя:

    Сегодня на уроке мы проведем семинар по теме“Виды ковалентной связи”.

    Слайд 2.

    Приложение 2

    Девиз урока:

    “В твоих знаниях, твоя сила. На нашем семинаре,друзья, инертным газом быть нельзя!”

    На уроке мы обобщим и закрепим имеющиеся знанияпо теме “Ковалентная связь”.



    Слайд 3

    . Приложение 2 Слово учителя:

    Сегодня на уроке:

    • Вы вспомните: что такое электроотрицательностьхимических элементов, какую связь называютковалентной, какие виды ковалентной связисуществуют.

    В ходе урока:

    • Вы составите электронные и структурные формулысоединений, определите виды химической связи всоединениях.
    • Вы закрепите полученные знания на практике
    • Вы получите много полезной научной информации !
    • Вы приятно удивитесь: оказывается вы многоезнаете!

    Слайд 4.

    Приложение 2 Учитель: Разрешитепредставить Программу семинара:

    I часть

    “Поделись знаниями

    II часть

    “Обсуждение главных вопросовсеминара”:

    1. Электроотрицательность химических элементов

    2. Виды ковалентной связи. Механизм образования:

    - ковалентная неполярная связь

    - ковалентная полярная связь



    3. Характеристики ковалентной связи.

    Часть III.

    Тренинг “А как обстоят дела на практике?”:

    - определение видов связей в соединениях

    - решение задач

    Часть IV

    . “Для любознательных”

    Часть V

    . “Подведем итоги!”

    Учитель

    : Сегодня предоставится возможностьучастникам семинара высказать свои взгляды,мнения, суждения по главным обсуждаемымвопросам, закрепить полученные знания в ходевыполнения различных заданий. В семинарепринимают участие 2 команды: 1 команда – “Аргон”,2 команда — “Неон”.В команде свой капитан.Каждая команда должна заработать как можнобольше баллов и победить. Также среди учениковбудут разыграны номинации “Лучший химик”, “отличник”,“хорошист”, “участник семинара”.

    Слайд 5. Приложение 2 Учитель: Переходим к первойчасти “Поделись знаниями!”. Каждый поучаствуетв обсуждении вопросов, выполнив тест. Вампредложен тестовая работа уровня А и Б.Необходимо правильные ответы внести в таблицу.Проверить тест можно по ключу. (Учащиесявыполняют тест). Из массива данных выбратьсоответствующий правильный ответ.Приложение1. После выполнения теста учащиесяобмениваются работами друг с другом, проверяютправильность по ключу. (Переход по управляющейкнопке к слайду “Ключ”). Выставляют оценки,сдают работу. (Далее возврат по управляющейкнопке к слайду 5 “Поделись знаниями”.

    Учитель: Следующее задание. Письменно у доски,выполнить задания по карточкам.

    1 задание: Написать схему строения электроннойоболочки атома С. Подчеркнуть валентныеэлектроны. Изобразить графически переход атома ввозбужденное состояние.

    2 задание: Написать схему электронного строенияатома Ве. Подчеркнуть валентные электроны.Изобразить графически переход атома ввозбужденное состояние.

    3 задание: Решить задачу. Мr вещества,формула которого ХСО3, равна 100.Определите, какой элемент обозначен через Х.укажите какую информацию о веществе несетвыведенная формула. Определите W (O) в веществе.

    Учитель:

    Все участники семинара примутучастие в викторине “Проверь себя”. Кто быстрееи правильно ответит на вопросы, тот заработаетбольше баллов. За каждый правильный ответучастник получает жетоны. Приложение 2 (Переходсо слайда 5. по управляющей кнопке на слайд Тест“Выбери правильный ответ”. Затем, послепроведения теста, возврат на слайд “Поделисьзнаниями )

    Вопросы теста “Выбери правильный ответ”(выполняют устно):

    6. Радиус атома в ряду увеличивается:

    А) Se – S – O

    Б) Na – Mg — Al

    7. “Третий лишний”.

    Выбери лишний элемент, объясни:

    а) Na, K, Li, С в) H2O, O2, F2, Сl2

    б) Mg, С, N, F г) NaCl, HBr, HI, N2

    Устно:

    Конкурс “Разминка”

    1. Электроны, за счет которых атомы вступают вхимические связи называются ……. (валентными).

    2. Способность атомов образовывать химическиесвязи называют … (валентностью).

    3. Валентные электроны расположены на ….(последнем энергетическом уровне)



    4. Что показывает номер группы?

    5. В чем физический смысл номера периода?

    6. Сколько валентных электронов в атоме Са, N?

    7. Сила, соединяющая два или нескольковзаимодействующих атомов в молекулыназывается… (химической связью).

    8. Химическая связь, образуемая за счет общихэлектронных пар называется …. (ковалентной).

    9. Неметаллические свойства в периоде свозрастанием заряда ядра ….(увеличиваются)?

    10. Металлические свойства в группе сверху вниз….. (возрастают)?

    11. Энергия ионизации — это …

    12. Наименьшей энергией ионизацииобладают…(металлы). Как изменяется значениеэнергии ионизации по периоду с возрастаниемзаряда ядра? (возрастает).

    13. Энергия, выделяемая при присоединении одногое к атому, называется … (сродством к электрону).

    14. Наибольшим сродством к электрону обладают …(неметаллы).

    15. Самый активный неметалл?

    16. Самый активный металл?

    17. Какими квантовыми числами характеризуетсясостояние электрона в атоме?

    18. В чем физический смысл порядкового номера?

    Слайд.6

    ЧастьII “Обсуждение главныхвопросов”.

    Учитель:

    Мы обобщили имеющиеся знания. Теперьприступим к обсуждению главных вопросовконференции.

    Периодическую систему Д.И. Менделеевазаполняют более 107 элементов. Они образуют 7миллионов простых и сложных веществ. Причинаэтого явления заключена в том, что,взаимодействуя между собой, атомы элементоввступают в химические связи между собой,образуют тем самым соединения. Какова же причинасоединения атомов в молекулы?

    Учащиеся:

    Причиной образования химическойсвязи является стремление атомов металлов инеметаллов путем взаимодействия с другимиатомами достичь более устойчивой электроннойструктуры, подобной структуре инертныхэлементов.

    Учитель:

    Какие виды химической связи вызнаете? (Слайд. 7 “Виды химической связи.”)Используя представленную на слайде информацию ,перечислите.

    Учащиеся, используя материал слайда,перечисляют виды химической связи.

    Учитель

    : С механизмом образования какойсвязи вы уже знакомы?

    Учащиеся

    : Ковалентной.

    Учитель:

    По ходу конференции каждый участникдолжен составить отчет, отразить важные вопросыв тетради. Учащиеся записывают по ходу урокузадания. Запишите тему урока.

    Учитель:

    Дайте определение ковалентнойсвязи.

    Учащиеся

    : Дают определение.

    Учитель

    : Используя информацию предложеннуювам, охарактеризуйте основные моментыотражающие образование ковалентной связи.

    Учащиеся дают ответ. (Переход при помощиуправляющей кнопки со слайда 7 на слайд 8. Затем наслайд 7 по управляющей кнопке).

    Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрелимеханизм образования ковалентной связи.Выяснили, что связь образуется за счет общихэлектронных пар. На каком расстоянии от ядератомов находится общая электронная пара вмолекуле Н2 , Сl2 ?

    Учащиеся: На одинаковом расстоянии.

    Учитель

    : А в соединениях HCl, HF?

    Учащиеся:

    Смещаются в сторону Сl, F.

    Учитель:

    Верно. Как называется способностьатомов притягивать к себе общие электронные парыв соединениях. Слайд 9.(Электроотрицательность).

    Следовательно в молекуле Н2 два атома содинаковой ЭО, в результате этого общая параэлектронов находится на одинаковом расстоянииот ядер. А в молекуле НСl два атома с разнойЭО, при чем у Сl она больше, чем у Н, вследствиеэтого общая пара е смещается в сторону Сl.

    Численные значения электроотрицательностихимических элементов представлены в таблице, (ЭОН=2.1) под порядковым номером. Обратим внимание назначение ЭО. Как она изменяется по периоду свозрастанием зарядов ядер химических элементов.

    Учащиеся.

    В периодах Э.О. элементоввозрастает с увеличением заряда ядра, а в главныхподгруппах снизу вверх.

    Учитель:

    У металлов значения ЭО < 1,8 – 2,неметаллов > 2. Самый электроотрицательныйэлемент – F, менее электроотрицательный Fr. Вкакую сторону смещаются общие электронные пары?

    Учащиеся: В сторону болееэлектроотрицательного химического элемента.

    Учитель:

    У более электроотрицательногоэлемента скапливается избыток отрицательногозаряда, у менее




    Следующий: