Урок-семинар по теме: Природные источники углеводородов


Основная методическая тема нашей гимназии “Воспитание
информационной культуры гимназиста”,
поэтому
основным направлением развития системы
образования у нас является замена парадигмы
“учитель-учебник-ученик” заменяется на новую
парадигму “ученик-информация-учитель”. В
соответствии с этим новым направлением,
разработаны ряд уроков-семинаров по разным
дисциплинам. Один из них предлагаю вашему
вниманию.

Урок рассчитан на 2 часа. Обычно провожу данный
урок после изучения темы “Углеводороды”.



Цели урока:

  1. Рассмотреть основные природные источники
    углеводородов, отрасли их использования: в
    качестве топлива и основы химического синтеза.
  2. На этом материале повторить, закрепить и
    обобщить полученные ранее знания о свойствах и
    применении важнейших углеводородов.
  3. Обучать самостоятельному поиску необходимой
    информации, умению делать выводы, развивать
    монологическую речь учащихся.

Предварительное задание:

Приблизительно за две недели до урока даю
домашнее задание подготовить сообщения на
следующие темы:

  • Природный газ.
  • Попутный газ.
  • Нефть.
  • Способы переработки нефти.
  • Каменный уголь.

Сообщение может быть выполнено как одним
учеником, так и парой (по желанию).

План сообщений (кроме способов переработки
нефти) следующий:

  • Состав.
  • Физические свойства.
  • Основные способы переработки.
  • Основные продукты переработки.
  • Области применения.

Материал по каждой теме должен быть оформлен в
схемы, основа которой представлена на рис. 1.
Схемы, составленные учащимися, проверяю заранее,
вместе обсуждаем допущенные ошибки.

Пример схемы по попутному газу приведен на рис.
2.



Начинается урок с вступительного слова
учителя. Мы подробно изучили состав, строение и
свойства различных углеводородов. Сегодня на
уроке мы познакомимся, где изученные нами
вещества встречаются в природе и как они
используются.

Затем выступают учащиеся, приготовившие
сообщения. Схемы демонстрируются либо с помощью
кодоскопа либо проектора. Остальные ученики
переписывают схемы в тетрадь.

После каждого выступления проводится краткое
обсуждение по следующим вопросам:



Природный и попутный газы:

  1. Какие химические свойства будут проявлять эти
    вещества? (Природный газ – в основном метан,
    значит свойства метана, попутный газ смесь более
    сложного состава- свойства тоже более
    разнообразны)
  2. В чем преимущества природных газов как топлива?
    (высокая теплотворная способность (при сжигании 1
    м3 природного газа выделяется до 54 400 кДж);
    дешевизна; экологическая чистота; легкая
    транспортировка по газопроводам).

Нефть:

  1. Целесообразно ли использовать нефть в качестве
    топлива? Почему? (Нефть является смесью большого
    количества веществ, не только углеводородов,
    которые могут служить сырьем для производства
    большого количества важных продуктов).
  2. Почему нефть в основном содержит алканы,
    циклоалканы и арены, но практически не содержит
    алкенов и алкинов? Привести уравнения реакций.
    (Алкены и алкины являются более химически
    активными, чем алканы и циклоалканы).
  3. Какие продукты можно получить из нефти?
    (Различные виды топлив, сырье для органического
    синтеза)
  4. В чем отличия бензинов, полученных термическим
    и каталитическим крекингом нефти? (Бензин,
    полученный термическим крекингом содержит много
    алкенов, углеводородов с неразветвленной цепью,
    поэтому малоустойчив, окисляется при хранении;
    бензин, полученный каталитическим крекингом
    содержит много углеводородов с разветвленной
    цепью, поэтому устойчив, не окисляется при
    хранении)

Каменный уголь:

  1. Почему для коксохимического производства
    необходима высокая температура и отсутствие
    кислорода? (В присутствии кислорода будут
    протекать процессы горения и окисления)
  2. Какие неорганические продукты получаются при
    коксовании угля? (аммиак, угарный газ, водород)
  3. В конце урока учитель кратко подводит итоги и
    выставляет отметки, ученикам делавшим сообщения
    и участвовавшим в обсуждении. По моему опыту,
    таким образом, отметки получают приблизительно
    две третьих класса.

Литература:

  1. Ульянова Г. М. Органическая химия. 10 класс:
    Методическое пособие. – СПб.: “Паритет”, 2003. – 192
    с.
  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия. 10 класс:
    Настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.



Следующий: