Урок с применением компьютерных технологий для 5-го класса Великая греческая колонизация



I.

Цель урока: познакомить учащихся с
процессом греческой колонизации; создать яркое
образное представление о жизни колонистов, их
отношений с местными жителями; способствовать
формированию картографических, образных
способностей школьников; проявлению их
индивидуальных, творческих способностей.

Форма урока

: комбинированный урок с
элементами игры и применением компьютерной
презентации

Задачи урока:


– образовательные: создать у учащихся
представление о процессе колонизации; выявить
причины колонизации; сформировать у учащихся
понятия: колония, варвары, Великая греческая
колонизация, ойкист
– развивающие: формирование у учащихся
способности в свободной форме выразить свои
чувства и эмоции, проявить эрудицию, смекалку,
познавательные умения делать самостоятельные
выводы, научить их решать познавательные задачи,
проводить параллели с современностью, дополнять
ответы других учащихся, закрепить умение
работать с картой.
– воспитательные: на материале учебника
познакомится с обстановкой эпохи и образом жизни
колонистов, их отношениях с местными жителями
“изнутри”, т.е. попытаться представить себя на
месте колонистов сопереживая их проблемы.

Оснащение:

меловые записи, кроссворд, игровые
карточки, иллюстрации учебника, компьютерные
слайды, рабочий лист (Приложение
1
)

Опорные понятия темы:

Великая греческая
колонизация, колония, ойкист, варвары

II.


Ход урока:

Учитель знакомит учащихся с темой и планом
урока, заданием, правилами заполнения рабочего
листа
(слайд 1,2,3,4)

Сегодня мы с вами совершим путешествие
в Древнюю Грецию, посетим греческую колонию
г.Ольвию, узнаем почему люди покидали Грецию и
отправлялись в долгие полные опасности
путешествия. Давайте запишем в тетрадях тему
урока “Великая греческая колонизация” (слайд 1 )



Задание на урок (слайд 3): Почему
древние греки покидали Грецию и отправлялись в
далекие путешествия?

Повторение:

в качестве повторения
пройденного материала предлагает ответить на
вопросы :

1) Вспомните определения термина
колония?
2) Какой народ основал первые колонии
3) Расскажите о местоположение Греции. (слайд 5)
4) Загадка Сократа: почему он шутливо утверждал,
что греки расселились вокруг моря, как лягушки
вокруг болота?

– Итак, мы отправляемся в путешествие.
В 8 в. до н.э. мир эллинов стал тесен и они стали
покидать родину, и устремились в дальние края. Но
что заставляло греков покидать родину и
отправляться в долгое опасное путешествие. Чтобы
ответить на этот вопрос мы отправляемся в
афинский порт Пирей (слайд 6). Мы видим корабль,
который отправляется в г. Ольвию и его
пассажиров.

Проблемное задание.

Учитель предлагает нескольким
ученикам вести рассказ от имени
путешественников (по заранее подготовленным
карточкам).

Ребята вы должны будете назвать и
записать причину, по которой греки покидают
страну

– Я бедный крестьянин. Мой участок
земли расположен высоко в горах и почти не дает
урожая. Земля в плодородных долинах захватили
власти. Сколько я не работаю, а из нужды выбраться
не могу.

– У меня забрали участок за долги. Я
сон потерял. И я решил все бросить все, говорят, их
там за морем есть хорошие земли, и ее сколько
хочешь

– Я торговец из Коринфа. Говорят, в тех
странах охотно меняют рабов и пшеницу на
греческие товары. Конечно, путь опасен, но я
надеюсь на милость богов.

– Я ткач. В своем городе я поднял
восстание против знати. Но победила знать, и я
вынужден бежать

– Я из знатного рода. Я был правителем
города, но я вынужден был бежать бросив все, т.к.
простой люд в городе поднял восстание.

– Юноша. А мне очень многое
рассказывали о жизни в далеких землях, и стало
интересно правдивы ли все эти рассказы.

Возможные ответы (ВО).



надежды на
хорошую жизнь, нехватка земли, бегство
(изгнание), любопытство, торговые дела

– Город, в котором жили отъезжающие,
снабжал пищей, водой. Выбирался руководитель
экспедиции – ойкист. (слайд 7)

– А также снаряжался корабль.

– Учитель предлагает учащимся
самостоятельно выяснить, чем отличаются
древнегреческий корабль от современного? (слайд
8) Запомнить эти особенности.



ВО:

весельный, небольшая скорость, сделан из
дерева, парус, не может плавать против ветра и в
безветренную погоду

– Колонии основывались всегда около
моря

С помощью карты определите, по берегам
каких морей располагались колонии? В каких
частях света были расположены греческие колонии?
(слайд 9)

ВО:

Европа, Малая Азия Африка,
Средиземное море, Черное море, Крым

– Учитель предлагает проблемное
задание:
(слайд 10)

Как вы видите, многие колонии были
расположены далеко от Греции, и дорога до них
занимала долгое время. Но почему, будучи хорошими
мореплавателями, греки главным образом плавали
вдоль берегов и избегали выходить в открытое
море? Если ученики затрудняются с ответом, то
можно задать наводящие вопросы:

– Почему они боялись штормов и бурь
больше, чем моряки нашего времени?

– Почему моряки могли заблудиться в
открытом море?

– Почему они вынуждены были часто
приставать к берегу? (гребное судно)

ВО:

легкие корабли из дерева могли легко
затонуть; отсутствие компаса; необходимость
пополнить запасы воды и пищи; ночевки, т. к. гребцы
уставали

– Известно, что греки часто окрашивали в синий
цвет корпус корабля, его паруса, снасти.
Подумайте, только ли для красоты они так
поступали? Кого они боялись?

ВО:

Сливались с морем, красиво. Такой корабль
могли не заметить бороздившие моря пираты –
морские разбойники

– Учитель обращает внимание учащихся
на географическое положение Ольвии. (слайд11)

– Наше путешествие, подходит к концу.
Корабль прибыл в порт г. Ольвия. На берегу, какого
моря расположен город? Какие современные
государства существуют сейчас на этих землях?

– Живя в колонии, греки продолжали
считать себя частью единого народа.

– Попробуйте составить рассказ от имени
путешественника. Расскажите о своих
впечатлениях?

Вопросы-подсказки:

– опишите город;

– что за здание расположено в центре
города, на вершине холма;

– предположите, кто наблюдает за
прибытием греческого кораблей с берега моря;

– Как вы думаете, в чем больше были
заинтересованы скифы, воевать с греками или
торговать с ними?

– Мы должны, выяснить какими товарами могли
обмениваться греки и скифы? Ответ на этот вопрос
вы можете найти в учебнике стр. 164.

Ход игры “Историческая корзинка”

На доске вывешиваются изображения двух корзин
(греки, скифы), на парте разложены карточки с
перечнем товаров (вино, оливковое масло, ткани,
мед воск, мясо, рабы, скот, шкуры ). Ученики должны
используя текстовую информацию расположить
карточки в нужной корзине


III. Закрепление материала:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что бы вы хотели еще узнать?

– Сделайте вывод. Почему же древние
греки покидали Грецию и отправлялись в далекие
путешествия?

В качестве закрепления материала
можно также предложить решение кроссворда.
(слайд14,15)

Литература и вспомогательные материалы для
учителя:

  1. Атлас Древнего мира (компьютерный диск).1998,
    Новый диск.
  2. Борзова Л.П. Игры на уроках истории. М.:Владос.
  3. 2004Годер Г.И. Задания и задачи по истории
    древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение 1996.
  4. История. Мультимедийное учебное пособие нового
    образца. 2002, Просвещение.

Приложение 2




Следующий: