Урок с применением ИКТ Начало гуситского движения

Задача: используя информационно-коммуникативные технологии, привлечь
внимание учащихся к изучению темы, активизировать их познавательную
деятельность.

Цели:

  1. Раскрыть предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в
    условиях хозяйственного подъема второй половины XIV в. в стране происходило
    усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и
    господством католической церкви. Раскрыть роль народных масс и выдающегося
    исторического деятеля Яна Гуса в освободительной борьбе в Чехии.
  2. Развивать навыки учащихся работы с картой, документами, учебником,
    умения выделять главное, составлять план.
  3. Использовать биографию великого чешского патриота для нравственного
    воспитания.

Оборудование:

  1. Карта “Европа в XIV–XV вв.”
  2. Презентация “Начало гуситского движения” (Приложение
    1
    ).
  3. Документы “Высказывания современников о Яне Гусе” (Приложение
    2
    ).

Ход занятия

Для того, чтобы заинтересовать учеников в самом начале урока новым
материалом, на доске появляется Слайд 1 презентации
(Приложение 1)
, на котором записаны тема урока,
план и домашнее задание. Однако вместо записи названия пунктов плана стоят
вопросительные знаки. Это заинтересовывает детей, и они спрашивают: “Почему
стоят вопросительные знаки?” Учитель на это говорит, что он не знает, как надо
было написать план и просит учеников, открыв параграф, ответить, почему? Ребята
отвечают, что названий пунктов, как обычно, нет. Тогда учитель ставит задачу:
“Давайте сами, познакомившись с каждым пунктом, назовем их”. Дети соглашаются.

На Слайде 2 презентации вместо названия пункта появляется вопрос.
Чтобы его озаглавить, учитель просит учеников прочитать первый пункт (можно
организовать чтение вслух по абзацам, чтобы каждый ученик на уроке почитал).
Затем учитель задает вопрос: О чем же говорится в первом пункте? Учащиеся
отвечают: король Чехии Карл 1 был избран императором Священной Римской империи,
и Чехия стала в ней главным государством. Карл 1 поощрял развитие хозяйства,
ремесла, торговли и культуры и т.д. Ответы могут быть различными, в пределах
того, что прочитали ученики. По ходу их ответов на доске (Слайд 2)
появляется текст о развитии Чехии в XIV веке. Общими усилиями подводится итог о
том, что в первом пункте речь шла о хозяйственном подъеме в Чехии, такое же
название вполне подходит и для первого пункта.

Затем появляется Слайд 3 презентации, на котором опять-таки вместо
названия поставлен вопрос. Вновь дети читают пункт, и учитель задает наводящие
вопросы с целью выяснения, что узнали ученики о Чехии:

  1. О ком идет речь во втором пункте?
  2. Чем были недовольны чешские крестьяне?
  3. Какие еще категории населения проявляли недовольство в этот период и
    чем?

По ходу ответов ученики записывают в тетрадь схему:

Далее учитель говорит, что на уроках математики ученики часто решают
математические задачи, а он предлагает им решить историческую задачу (Слайд
4).

  • За 10 лет (1374–1383) в списки жителей Праги было внесено 520 богатых
    горожан, имевших собственные дома, из них немцев – 324. В последующие 10 лет
    (1384–1393) из 242 домовладельцев, занесенных в списки жителей Праги, 156
    были немцы.
  • О чем говорит данный факт?
  • Какой процент жителей составляли немцы в первом десятилетии и во втором?

Ученики подсчитывают, что в первом десятилетии немцев составляло 62,3%, а во
втором 64,4%. Учитель просит прокомментировать данный факт и ученики делают
вывод о том, что количество немцев в Чехии постоянно увеличивалось.

Делается общий вывод и ученики предлагают свои названия пункта, из которых
выбирается наиболее подходящий.

При изучении третьего вопроса после прочтения третьего пункта параграфа
учителем организовывается беседа по следующим вопросам:

  1. Каково было положение католической церкви в Чехии?
  2. Почему произошло падение ее авторитета?
  3. Кто был недоволен католической церковью и почему?

Вновь ребята предлагают свои варианты названия пункта.

После прочтения 4-го пункта задаются вопросы:

  1. О ком идет речь в данном пункте?
  2. Кто такой Ян Гус? Чем он занимался?
  3. Против чего и кого выступал Ян Гус?
  4. Почему в пункте он назван патриотом? Кто такой патриот?

На Слайде 6 появляется текст требований Яна Гуса и учитель обращает
внимание учеников, что в презентации указаны не все требования Яна Гуса. Какое
же требование, учитель забыл написать? (Ученики отвечают, что это требование
отмены продажи индульгенций – грамот об отпущении грехов). Пункт, как и
предыдущие, получает свое название.

При изучении последнего вопроса темы, помимо чтения текста, организовывается
работа с документами (приложение 2). Ученики,
знакомясь с ними, должны сделать вывод о том, можно ли по высказываниям
современников Яна Гуса понять, кто его одобрял и был против решения
Констанцского собора о сожжении Яна Гуса, а кто был его противником. Ученики
делают записи в тетради определения церковного собора, а также отмечают дату
гибели Яна Гуса, и предлагают свое название пункта.

По окончании рассмотрения всех вопросов, учитель спрашивает ребят, как они
думают, достигли ли они цели на уроке, сумели озаглавить пункты плана. Ученики
отвечают, что достигли. На доске появляется Слайд 8, как бы дублирующий
первый слайд, но уже вместо вопросов там напечатаны названия пунктов.

Учитель благодарит ребят за работу на уроке.

Следующий: