Урок с использованием ИКТ В древней Александрии Египетской

Цель: охарактеризовать достижения культуры
эллинов, созданные на основе объединения научных
знаний, практических навыков, художественных
приемов.

Хронологические рамки:

III в. до н. э.

Новые понятия:

обсерватория, музы.

Оборудование:

ИКТ, атласы, учебники, тетради,
рабочие тетради авт. Годер Г. И.

План урока:

1. Проверка знаний.

2. Изучение нового материала.

  • Распад державы Александра Македонского.
  • В александрийском порту.
  • На улицах и площадях.
  • В александрийском Музее.
  • Великие александрийские ученые

3. Закрепление.

4. Д/З.

Литература.

Ход урока

Проверка знаний по карточкам.

КАРТОЧКА 1.

Завоевания Александра Македонского.

Установите последовательность событий:

  1. Битва при Гавгамелах.
  2. Распад державы Александра Македонского.
  3. Возвращение Александра в Вавилон.
  4. Осада Тира, захват Египта.
  5. Поход в Индию.
  6. Вторжение в Малую Азию.

КАРТОЧКА 2.

Битва при Гавгамелах

Установите последовательность событий.

  1. Атака конницы Александра по правому флангу
    персов с тыла.
  2. Атака персидских колесниц.
  3. Бегство Дария с поля боя.
  4. Столкновение конницы противников.
  5. Удар конницы Александра в центр и по левому
    флангу персов.
  6. Удар персов по левому флангу войск Александра.

Изучение нового материала.

ВСПОМНИМ: за время своего правления Александр
Македонский сумел создать великую державу,
состоявшую из большого количества крупных и
малых государств. В нее входили: Греция,
Македония, п-ов Малая Азия, Финикия, Египет, Сирия
и другие территории до реки Инд на востоке. (Здесь
и далее — работа по карте в атласах и изображение
на ИКТ.)

А. Распад державы Александра Македонского


(объяснение учителя).

Завоевательные походы войск Александра
Македонского на Восток.

После смерти Александра Македонского
македонские полководцы стали делить земли,
входившие в созданную им державу.

В начале III в. до н. э. на месте державы
Александра возникло много государств, главными
из которых были:

Египетское,

Македонское,

Сирийское (запись в тетрадях).

Распад державы Александра Македонского.

Крупным торговым и культурным центром для
всего Восточного Средиземноморья стала столица
Египетского царства Александрия (из-за удобного
расположения).

(запись в тетрадях)

Б. В александрийском порту (сообщение
учащегося).

Множество торговых кораблей из разных стран
прибывало в столицу Египта. Александрия была
основана в 332 — 331г. до н. э. в дельте Нила. Из-за
удобного расположения она стала столицей
царства в период правления Птоломеевской
династии (323 — 30 гг. до н. э.), а также международным
торговым и культурным центром Востока. Прежде
всего, мы увидим маяк, который был построен на
острове Фарос, связанном с материком с помощью
дамбы. Надобность в маяке была велика: близ
берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк
указывал вход в александрийскую гавань. По ночам
под куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал
огонь. Свет пламени усиливался металлическими
зеркалами. Топливо доставляли на осликах по
проходящей внутри маяка пологой винтообразной
лестнице. Маяк использовали и как военную
крепость, с его вершины наблюдали за морским
простором. Греки называли его одним из «чудес
света».

Фаросский маяк.

Историческая справка:

маяк строился в
течение 20 лет (299 — 279); его высота около 120 метров;
он имел три этажа; третий этаж венчал купол, на
котором стояла бронзовая статуя бога Посейдона
высотой около 7 м. Маяк был также и крепостью, где
располагался большой гарнизон и огромная
цистерна с питьевой водой на случай осады.

В Египет привозили:

древесину, серебро,
пурпурные ткани (шерсть), вино.

Из Египта увозили:

зерно, папирус, слоновую
кость, льняные ткани, изделия из стекла и др.
(запись в тетрадях).

Рассказ учителя.

Рядом с гаванью был расположен царский дворец.
В дни празднеств его ворота открывались настежь,
охрана пропускала всех. Толпа александрийцев
дивилась роскоши парадных помещений, отделанных
мрамором, поражалась красотой резной мебели и
ковров с вытканными сценами из мифов.

Александрия Египетская. План.

В. На улицах и площадях.

Учащиеся самостоятельно читают текст в
учебнике на странице 200 и устно отвечают на
вопросы учителя.

1.

Как расположены улицы в Александрии?

2.

Сколько километров составляла главная
улица?

3.

Чем была вымощена главная улица?

4.

Что происходило на улицах и площадях
города?

Дополнение учителя. Дома и дворцы
Александрии утопают в тенистых садах.

План города разработал архитектор Дегинократ.
Как предполагают в настоящее время, широкие,
имеющие твёрдое покрытие, пересекающиеся под
прямыми углами улицы Александрии были проложены
согласно гигиеническим требованиям (влияние
прохладных северных ветров). В «царском
квартале» находились дворцы и склепы
правителей, Музей.

Г. В александрийском музее.

Рассказ учителя. Запись в тетрадях.

Музей - место, где обитают музы.

Музей был крупнейшим научным центром всего
Средиземноморья.

Музы — сестры-богини, покровительницы
поэзии, искусств, наук, например: Мельпомена
- муза трагедии, Терпсихора — муза танца, Клио -
муза истории.

Всего муз в греческой мифологии было девять.
Еще: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Талия,
Урания.



Музей занимал в Александрии целый район, где
было много больших и малых зданий, окруженных
деревьями и цветниками. В Музее жили и работали
ученые и поэты. Они съехались сюда из многих
стран по приглашению царя Египта Птолемея,
желавшего прославить себя и свою столицу. В Музее
им предоставляли бесплатное жилье, питание,
лаборатории для научных опытов, большую
библиотеку для занятий.

Ученые и поэты встречались за обеденным столом,
на прогулках; они беседовали, вели научные споры,
знакомились с новыми произведениями.

При Музее находились ботанический и
зоологический сады, обсерватория и
знаменитая Александрийская библиотека.

Обсерватория — здание, оборудованное для
наблюдений за небесными светилами.

Библиотека . На полках из древесины в
специальных футлярах лежали папирусные свитки.
Александрийская библиотека их насчитывала до 700
тысяч. К каждому футляру прикреплялась табличка
с описанием содержимого. Первые Птолемеи не
жалели средств, чтобы сохранить как можно больше
литературных памятников Греции, Рима, Египта,
Среднего Востока и даже Индии. Свитки
переписывались и распространялись, благодаря
этому до нашего времени дошли многие
произведения античной эпохи.

Александрийская библиотека

Из истории древних библиотек.

Однажды египетский царь Птолемей попросил у
афинян рукописи знаменитых писателей, желая
снять с них копии. Боясь за судьбу рукописей
Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них
огромный залог (около 500 кг серебра). Птолемей дал
этот залог, взамен получил рукописи и передал
их: на вечное хранение в Александрийскую
библиотеку. Царь предпочел потерять свое
серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя
драгоценные рукописи.

Была известной и библиотека в городе Пергаме
(Малая Азия). Царь Египта, завидовавший ее
растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам.
Тогда во II веке до н. э. в Пергаме наладили
производство тонко выделанной кожи молодых
животных, предназначенной для письма. Этот
писчий материал получил название пергамент.

Д. Великие александрийские ученые.

Поисковая работа: найти в параграфе учебника на
странице 201 имена данных ученых и рассказать об
их открытиях.

Аристарх Самосский,

Эратосфен,

Евклид.

Закрепление.

Тестирование.

ТЕСТ №1 (один ученик делает тест на доске и
сам его проверяет и оценивает).

После смерти Александра Македонского его
держава:

а) распалась на три крупные и множество мелких
царств,

б) расширилась из-за присоединения Индии,

в) осталась без изменений.

2. В III в. до н. э. торговым и культурным центром
Восточного

Средиземноморья являлась:

а) Александрия Египетская,

б) Антиохия,

в) Ольвия.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) обсерватория,

б) Парфенон,

в) Музей.

Ответы: 1а, 2а, 3б.

ТЕСТ №2 (карточки для всех учащихся).

ВАРИАНТ 1.

1.Выберите правильный ответ.

После смерти Александра Македонского:

а) возникло несколько государств, в которых
царствовали его военачальники

б) продолжился рост территории его державы

в) завоеванные им государства вновь обрели
независимость.

2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Древесина, серебро, пурпурная краска:

а) эти товары вывозили из Египта в другие страны

б) эти товары привозили в Египет из других стран

в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) Фаросский маяк, б) Эрехтейон, в) обсерватория.

4. Приведите в соответствие:

а) Эратосфен 1. Геометрия

б) Аристарх Самосский 2. География

в) Евклид 3. Астрономия.

5. В IVв. До н. э. торговым и культурным центром
Восточного Средиземноморья

Являлась:

а) Александрия Египетская

б) Антиохия

в) Ольвия. ( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а2, б3, в1; 5а.)

ВАРИАНТ 2.

1.Выберите правильный ответ.

Наследники Александра Македонского:

а) из друзей и соратников превратились в
злейших врагах

б) сохранили единство державы, им созданной

в) приложили все усилия, чтобы держава не
распалась

2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.

Зерно, льняные ткани, изделия из стекла:

а) эти товары привозили в Египет из других стран

б) эти товары вывозили из Египта в другие страны

в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.

3. Найдите лишнее.

В Александрии находились:

а) Музей, б) Парфенон, в) библиотека.

4. Приведите в соответствие:

а) Евклид 1. Геометрия

б) Эсхил 2. Астрономия

в) Аристарх Самосский 3. Литература.

5. Назовите понятие, которому соответствует
описание.

Материал для письма, производство которого
было налажено во 2 веке до н.э. Его изготавливали
из кожи молодых животных:

а) пергамент

б) бумага

в) восковые таблички.

( Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а1,б3,в2; 5а.)

Домашнее задание.

Параграф № 43, задание в рабочей тетради № 48.

Литература:

  • Учебник » История древнего мира» 5 класс,
    авторы: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. М.
    «Просвещение». 2007.
  • Рабочая тетрадь по истории древнего мира
    «Жизнь первобытных людей. Древний Восток»
    Выпуск 1. Авт: Г.И.Годер. М. «Просвещение». 2008.
  • История древнего мира. Поурочные планы. 5 класс.
    По учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера,
    И.С.Свенцицкой. Волгоград. «Учитель». 2007.
  • Тесты «История древнего мира».5 класс. Учебно -
    методическое пособие. Авт: М.Ю.Брандт. М. «Дрофа».
    2002.



  • Следующий: