Урок с использованием ИКТ по теме Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов


Цели урока:

  • сформировать представление о противоречиях в
    российском обществе;
  • о необходимости реформ;
  • дать оценку восстанию декабристов.

Задачи урока:

  • рассмотреть основные события восстания на
    Сенатской площади, его историческое значение;
    причины поражения восстания; учащиеся должны
    понять причины движения декабристов.
  • развивать умение слушать и оценивать ответ
    товарища, анализировать, делать выводы, выявлять
    причинно-следственные связи.
  • прививать интерес и уважение к событиям
    отечественной истории, воспитывать чувство
    патриотизма.

Оборудование: учебник, тетрадь,
выставка книг о декабристах, распечатка текстов
для анализа, мультимедийная установка.

Тип: урок совершенствования знаний.

Проблемное обучение на уроках истории.

Эпиграф.

“Каждый день убеждает меня в
необходимости моих действий,
В будущей погибели, которой мы должны купить нашу
первую попытку для свободы
России и вместе с тем в необходимости примера для
пробуждения спящих россиян”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденной темы.

III. Вводное слово учителя.

Восстание декабристов – трагическая и славная
страница русской истории! Восстание декабристов
вспыхнуло и погасло, как звезда. Оно имело
большое значение в истории революционного
движения в России. Это было первое открытое
выступления против царизма с оружием в руках –
до этого Россия знала лишь стихийное выступление
крестьян.

“ Пушки Исаакиевской площади разбудили целое
поколение ” – скажет А.И.Герцен.

Было ли поражение восстание объективно
предопределено? К.Ф. Рылеев – один из лидеров
декабристов незадолго до восстания написал:

Известно мне погибель ждёт
Того, кто первым восстаёт
На утеснителей народа, –
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
Эти стихи оказались пророческими.

Учитель: Поистине удивительное
явление даже в масштабах мировой истории
явление: сколько людей и каких людей: блестяще
образованных обеспеченных имевших признание в
обществе. У них казалось было всё: земли,
крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи,
уважение и почести в аристократическом свете.
Что ещё нужно для счастливого будущего. Но словно
подхваченные вихрем выломились они из свого
класса, и перешли на сторону народа. Поэты,
мыслители, мечтатели и деятели – они были
первыми.

Вопрос классу: Ребята, что вы знаете о
декабристах? Какие причины привели к движению и
недовольству офицеров, передовой части русского
общества?

Следуют примерные ответы учащихся: Участие
в заграничном походе русской армии позволило
увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская
действительность, крепостное право теперь
воспринимались особенно остро отсталость
страны, крепостное право, палочная дисциплина в
армии, отсутствие политических прав и свобод
,отсутствие справедливости.

Учитель: Вы правы ребята. О
справедливом обществе люди мечтали всегда. Ведь
даже в современной демократической России
возникла политическая партия “Справедливая
Россия” и её лидеры говорят, что надо жить по
справедливости, а ведь на дворе XXI век, а не XIX.

IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на нашем уроке нам предстоит ответить
на проблемный вопрос: почему восстание
декабристов потерпело поражение и каковы
причины этого поражения?

Что это было? Восстание, выступление или Акт
гражданского неповиновения. (Приложение
1). Ведь и по сей день историки спорят, что это
было? (Приложение 2)

На протяжение нашего урока во время изучения
нового материала вы будете должны ответить на
этот вопрос и выписать в тетрадь причины
поражения восстания, а в конце урока мы подведем
итог вашей работы.

Учитель: Ребята на прошлых уроках вы
уже узнали о первых тайных обществах,
познакомились с их политическими программами и
узнали, что совместное выступление
планировалось на лето 1826 года, но события
развернулись иначе.

Объяснение нового материала учителем ведётся
по следующему плану:

  • династический кризис;
  • восстание 14 декабря 1825 г.;
  • следствие и суд над декабристами.;
  • историческое значение.

19 ноября 1825 года во время поездки по стране в
Таганроге неожиданно скончался император
Александр I.Члены тайного общества считали, что
наступил “час пробуждения спящих россиян”, что
можно наконец совершить то, к чему они стремились
много лет. Вся боль и обида за судьбу русского
народа, выразились в стихотворении К.Ф.Рылеева:

    Долго ль русский народ
    Будет рухлядью господ.
    И людьми как скотами,
    Долго будут торговать?

Момент для восстания был подходящим. Александр
не оставил наследника. Царем должен был стать его
брат Константин, но он был женат на особе
нецарской крови, на польской графине Иоанне
Грудзинской, что по закону престолонаследия
лишало его право стать царём.

Занимая должность главнокомандующего польской
армией, он фактически был наместником царя в
Польше, жил в Варшаве и давно отрёкся от престола.

В запечатанных конвертах в Сенате и Синоде, в
Государственном совете в Петербурге и Москве в
Кремлёвском Успенском соборе хранились
документы отречения Константина. На пакете,
находившемуся в Государственном совете, имелась
надпись, сделанная Александром I: “Хранить в
Государственном сове до моего востребования, а в
случае моей кончины раскрыть прежде всякого
другого действия в чрезвычайном собрании”.

Отречение Константина держался в глубокой
тайне, о нём знал лишь ограниченный круг
придворных. Страна присягнула Константину. Были
отчеканены монеты с его профилём, в магазинах
продавались его портреты. Но фактически страна
жила без царя и это продолжалось 17 дней до 14
декабря.

При таких условиях Николай решил больше не
считаться с формальностями. 12 декабря вечером он
приказал изготовить манифест о его восшествие на
престол; 13 декабря, утром, подписал манифест и
приказал Сенату 14 декабря, в 7 часов утра
присягнуть ему, новому императору Николаю I.

Декабристы Батенков и Н.Бестужев в тот же день 13
декабря узнали о новом манифесте и назначении
новой присяги – “переприсяги”, так её называли
в народе. Ситуация, кажется, складывается
благоприятно для восстания. Переприсяга при
живом царе была совершенно не в русском обычае.
“Царь от Бога” – это понятие укоренилось в
народе ещё с допетровских времён. Хороший царь
живи и радуйся, плохой – терпи. Менять одного
царя на другого, по своему хотению – не по Божьей
воле… И вот живого и здорового Константина
собираются менять на Николая.

Члены Северного общества знали, что могут
подтолкнуть бессловесных солдат, чтобы они
потребовали объяснений. Под именем Константина,
законного царя, декабристы надеялись скрыть свои
стремления к Конституции, выборам, гласности,
аграрной реформе, ко всему, что с их точки зрения
невозможно было объяснить солдатам.

Гораздо больше членов общества волновало
отсутствие у них чёткого плана действий. Его
приходилось изобретать на ходу, сшивать на живую
нитку. После жарких споров, которые продолжались
несколько дней, было принято решение: Рано утром
14 декабря, в день присяги Николаю, вывести войска
к Сенату и сорвать её. Вместо того, чтобы
присягнуть царю, Сенат под давлением восставших
должен был принять манифест к русскому народу и
опубликовать его во всенародное сведение.

На экране проецируется “ Манифест к русскому
народу”. (Приложение 1) Ученикам дают текст
документа с вопросами. (Приложение 2). Работа не
более 5 минут, после чего ребята отвечают на
вопросы в конце текста

.

Сопроводительный текст:

В этом манифесте царское правительство
объявлялось низложенным, уничтожалось
крепостное право, устанавливалось равенство
всех сословий перед законом, объявлялась свобода
печати, совести и занятий, обеспечивалась
гласность судов, чиновники заменялись выборными
лицами, сокращалась 25-летняя военная служба,
уничтожалось рекрутство и военные поселения,
вводилась всеобщая воинская повинность и
учреждалось внутренняя народная стража,
отменялась подушная подать, уничтожалась
правительственная монополия на соль, водку. Для
решения о будущем политическом строе
России-республике или конституционной монархии
– предлагалось созвать Великий Собор.

Предполагалось ещё захватить Зимний дворец и
Петропавловскую крепость, арестовать царскую
семью, не исключалось и цареубийство.

Часть готовых к выступлению войск под
командованием А.И.Якубовича должна была ещё
затемно захватить Зимний дворец и арестовать
царскую семью

Местом выступления была избрана Сенатская
площадь в Петербурге. “Диктатором” восстания
накануне был назначен С.П. Трубецкой.

Рано утром, затемно, декабристы-офицеры
отправились в казармы поднимать полки на
восстание. Они рассчитывали вывести к Сенату
значительную часть войск, расквартированных в
Петербурге. Однако реальные результаты усилий
оказались скромнее.

Восстание декабристов.

Под сенью овеянных славой 1812 года знамён
первыми на Сенатскую площадь 800 человек
Московского полка. Во главе их шёл Александр
Бестужев.

Прибывшие выстроились у подножия памятника
Петру I в каре – боевым четырёхугольником, – что
давало возможность отражать нападения со всех
сторон. (Приложение 1. Сенатская площадь.) Было не
очень холодно, около 8 градусов мороза, с моря дул
ледяной ветер. Стоять было не легко. Но
настроение у всех было бодрое.

Между тем Рылеев был озабочен. Уже на рассвете
он получил два тяжёлых известия.

Надламывались основные звенья намеченного
декабристами плана восстания.

Якубович отказался вести гвардейский экипаж в
Зимний дворец для захвата царской резиденции и
ареста царской семьи. Каховский отказался
совершить цареубийство, чтобы открыть путь
восстанию.

Позже выяснилось, что выбранный диктатором
Трубецкой вовсе не явился на Сенатскую площадь,
оставив восставших на произвол судьбы.

Выяснилось ещё одно непредвиденное
обстоятельство. Николай, предупреждённый
доносами унтер-офицера Шервуда, капитана
Майбороды, поручика Ростовцева и агента Бошняка
о готовящемся восстании, предложил Сенату
собраться необычно рано, в 7 часов утра, до того,
как восставшие войска придут на площадь.

Уже в 7 часов 20 минут утра сенаторы принесли
присягу и разошлись. Первые явившиеся на
Сенатскую площадь войска стояли перед пустым
зданием Сената.

Застав Сенат опустевшим, декабристы заняли
позицию пассивной обороны вокруг Медного
всадника. Но и Николай I поначалу был столь же
пассивен: получив первые известия о
неповиновении Московского полка, царь занялся
чтением манифеста о своём восшествии на престол
перед толпой народа, собравшегося у Зимнего
дворца.

Но, как показали события, у Николая был сильный
союзный союзник – время. 14 декабря оно работало
на царя. Большинство войск, расквартированных в
Петербурге, поддержали Николая. Декабристы же
эффект внезапности, который давал им серьёзные
преимущества, упустили безнадёжно.

К середине дня подошли ещё около 1100 моряков
Гвардейского морского экипажа и 6 рот
лейб-гренадерского полка.

Противостояние на Сенатской площади
продолжалось около 5-ти часов: с 11 до начала 5-го.
Пожалуй, самым ярким и трагическим событием за
эти долгие часы являлся рейд на Сенатскую
площадь генерал-губернатора Милорадовича,
пытавшегося убедить рядовых участников
восстания в том, что их обманывают.

Он произнёс: “Солдаты, кто из вас был со мной
под Люценом, Кульмом. Вы – пятно России, вы
преступники перед царём, Отечеством и богом!”
Это был момент, когда казалось, один человек
может переломить ход истории.

Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал
им дорогу.

В следующий момент Ев. Оболенский ранил
генерала штыком, почти одновременно смертельно
ранил его из пистолета П.Каховский. Такова была
судьба мужественного генерала, который уцелел в
50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге
отставным русским офицером. Выстрел Каховского
был той точкой, после которой мирный исход
выступления был невозможен.

Число правительственных войск достигало почти
10 тысяч. У памятника Петру I стояло около 3,5 тыс.
восставших. Но на площади был ещё и народ,
начавший собираться часов с 11. Толпа не была
беспристрастной. В конногвардейцев летели камни,
поленья, комья снега. По словам самого Николая I
то, что рабочие Исаакиевского собора “начали
кидаться поленьями” привело его к решению
“положить сему скорый конец, иначе бунт мог
сообщиться черни, и тогда окружённые ею войска
были бы в самом трудном положение. В третьем часу
дня последовал приказ Николая – атаковать
восставших. Однако атаки конногвардейцев были
отбиты оружейным огнём. Не подействовали на
восставших и уговоры петербургского митрополита
Серафима. Ранние зимние сумерки спускались на
площадь.

Были окружены со всех сторон, – пишет Николай
Бестужев, – бездействие поразило оцепенением
умы, дух упал сверх того, пронзительный ветер
леденил кровь в жилах солдат и офицеров. Время
было упущено. Даже избрания нового диктатора
Оболенского, не могло не чего изменить.
Инициатива полностью ушла из рук восставших. В
такой ситуации Николай после некоторых
колебаний решил прибегнуть к крайним мерам.
Пушки ударили в упор. Залпу картечи никому в упор
не выдержать. После второго залпа восставшие
дрогнули и побежали. Попытка построить солдат на
середине реки Нева не получилась. Число жертв с
обеих сторон составляет по разным подсчётам от 200
до 300 человек. К 6 часам вечера восстание было
подавлено.

Следствие и суд над
декабристами.

Для расследования декабрьских событий
высочайшим повелением была создана Следственная
комиссия. Всего было арестовано 579 человек,
виновными признали 289, из которых 121 предали суду:
61из Северного общества, 60-из Южного. Обстановка
допросов была тяжёлой. Царь Николай лично вёл
следствие и суд над декабристами, при этом с
одними он разговаривал сочувственно
доброжелательно, с другими оскорблено строго.

Через полгода участь декабристов была решена.
Объявление приговоров Верховного уголовного
суда происходило с 12 до 3 часов дня в
комендантском доме Петропавловской крепости.

Суд разделил всех арестованных на 11 разрядов по
степени виновности. Пятерых самых опасных
преступников – П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И.
Муравьёва-Апостола, М.П .Бестужева-Рюмина,
П.Г.Каховского поставленных вне разрядов
приговорили к четвертованию.

Николай I указом от 10 июля 1826 года смягчил
приговор почти всем разрядам. Пятерым
четвертование заменили на повешение.

Приговор привели в исполнение 13 июля 1826 года на
кронверке Петропавловской крепости. У каждого на
груди висела доска с надписью “Цареубийца”.

Осуждённые по первому разряду (Никита Муравьёв,
Сергей Трубецкой, Иван Пущин, Евгений Оболенский,
и др.) были приговорены к каторжным работам. На
разные сроки каторги осудили 111 обвиняемых, 9
офицеров были разжалованы в рядовые.

Будущих каторжан выстроили во дворе крепости.
Лишили дворянство и чинов, сожгли в кострах
сорванные с них мундиры, эполеты и ордена,
сломали над их головами шпаги.

Тяжёлая участь ждала и других осужденных, но
самое бесчеловечное наказание обрекли солдат: 178
человек прогнали через тысячной строй со
шпицрутенами от 1 до 12 раз, многих избили палками
и розгами. Немалое число солдат попали в
действующую армию на Кавказ.

Историческое значение восстания
декабристов.



Учитель: В июле 1826 года осужденных
начали небольшими группами отправлять в Сибирь
навстречу неизвестности, навстречу каторжной
судьбе. Там, за горами и реками лягут они в сырую
землю, там, за туманной расстояний и времён
растают их лица, развеется память о них – таков
был умысел царя. Но большой отклик людей вызвала
печальная судьба декабристов, о которых мы
помним до сих пор.

В результате, ещё многие десятилетия в России
сохранялись дикие средневековые нравы. К
примеру, одно из самых бесчеловечных из них –
крепостное право было отменено лишь в 1861 году –
спустя 26 лет после восстания декабристов.

Так закончилось восстание декабристов, но оно
вдохновило на борьбу следующее поколения борцов
за свободу дворян-разночинцев и народников.

V. Закрепление.



- Итак, ребята, ответьте на вопрос: каковы
причины поражения восстания декабристов?

Примерные ответы учащихся :

1 ) Срыв первоначального плана восстания.

2 ) Оторванность от народа.

3 ) Поведение Трубецкого и Якубовича в момент
восстания.

4 ) Численное превосходство правительственных
войск.

5 ) Недостатки в подготовке восстания.

6) Выжидательная тактика, нерешительность
восставших.

- Сейчас вы будете работать самостоятельно.
Перед вами таблица, которую я попрошу заполнить.


Знаю Узнал на уроке Хочу узнать

- А сейчас поиграем. (Приложение 2. Игра
“Реставрация”.)

… декабря 182? – восстание декабристов на С…
площади.

Дек. Хот. Заст. Сен. Подпис. “Ман к рус. нар”.

Диктатор …. не пришёл на площадь.

Каховский стреляет в … .



Восставших расстреляли из … .

К повешенью приговорили … .

Работа со стихотворениями А.С. Пушкина и
Ф.А.Тютчева. (Приложение 2)

Мнение современников о восстании. Работа с
текстом. Вопросы к тексту.

Вывод: Поговорив с возвратившимися из
ссылки декабристами, государственный деятель
П.А. Вяземский записал: “ У этих людей всегда 14
декабря и никогда не наступит 15”. Молодые,
богатые, образованные – 14 декабря поставили на
карту своё положение и жизнь, и проиграли схватку
с Зимним дворцом, но выиграли нравственное
сражение. Восстание оказало влияние на
формирование и развитие революционного движения
в России.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Обменяйтесь мнениями о том, кто, что узнал на
уроке, и закончите предложения.

  1. Сегодня на уроке мне удалось … .
  2. Самым интересным на уроке для меня было… .
  3. Для России декабристы были … .

VII. Домашнее задание.

§ 9, стр. 53–56. Провести работу с документами.

VIII. Выставление и комментирование оценок.




Следующий: