Урок с использованием ИКТ Олимпийские игры в Древней Греции

Цели урока:

– познакомить учащихся с историей
организации и проведения Олимпийских игр в
Древней Греции;
– сформировать яркое, образное,
эмоционально-окрашенное представление о
знаменитом спортивном празднике, его культурном
значении и вкладе в мировую историю;
– способствовать формированию хронологических,
картографических, образных способностей
школьников, проявлению и развитию их
индивидуальных творческих способностей;
– поощрять интерес к чтению научно-популярной
литературы и самостоятельной поисковой
деятельности.

Оборудование:

интерактивная
доска, Презентация, отрывок
м/ф “Гуффи и его олимпийские игры”, пакеты
раздаточных материалов.

I. Вводная часть

  • Учитель в ходе вводной беседы, подводит
    учащихся к предстоящим событиям олимпийских игр
    2014 г. в Сочи (презентация, слайд 2-4) Через
    предложенный видеоряд ученики самостоятельно
    пытаются сформулировать тему урока “Олимпийские
    игры в Древней Греции”
  • Знакомит учащихся с историей Олимпийских игр
    Просмотр фрагментов мультипликационного фильма
    “Гуффи и его олимпийские игры”
  • Учитель рассказывает о традиции спортивных
    соревнований в Древней Греции, где наряду с
    Олимпийскими играми проводились также Великие и
    Малые Панафинеи, Дионисии и другие состязания,
    имевшие политическое, религиозное и культурное
    значение. (Приложение 1)
  • По карте (интерактивная доска) уточняется
    географическое положение Балканского
    полуострова, греческих колоний (откуда тоже
    могли прибывать участники Олимпийских игр),
    Олимпии (разводятся картографические понятия
    Олимпия и гора Олимп).
  • Один из учеников знакомят класс с
    версиями об основателях Олимпийских игр:

    А) Очистив необычайно грязный скотный
    двор царя Элиды Авгия, Геракл должен был получить
    1/10 часть его стад. Однако царь не сдержал своего
    обещания, и спустя несколько лет Геракл пришел с
    большим войском в долину Алфея, разбил войско
    Авгия и убил его. После битвы герой принес
    благодарственные жертвы своему отцу,
    громовержцу Зевсу, отмерил у подножия высокого
    холма Кроноса в оливковой роще границы
    священного округа и повелел раз в четыре года
    устраивать здесь общегреческие атлетические
    игры.

    Б) Другой миф связывает начало
    Олимпийских соревнований с именем Пелопа,
    победителя коварного Эномая (об их поединке
    ученики прочитают в учебнике А. А. Вигасина и др.
    «История древнего мира.» С. 144-145). Когда Пелоп
    умер, его похоронили неподалеку от Элиды, в
    долине реки Алфей, там, где в неё впадает ручей
    Кладей. В дальнейшем у могилы героя стали
    регулярно устраивать состязания атлетов и
    скачки на колесницах, которые со временем и
    превратились в самый знаменитый праздник
    Древней Эллады.

    Каких древнегреческих богов вы знаете?
    А в честь какого бога, как вы думаете, проводились
    Олимпийские игры? На интерактивной доске с
    помощью функции “прожектор” показываются
    элементы скульптуры Фидия Зевс (слайд 8).

    Учитель напоминает о дате первых
    Олимпийских игр, подчёркивая значимость этого
    события, ставшего эрой, т.е. началом
    летосчисления древнегреческого календаря.
    Ученикам предлагается серия стандартных
    хронологических задач Олимпийской тематики:

    А) Сколько лет назад состоялись первые
    Олимпийские игры?
    Б) Сколько лет прошло между первыми и последними
    Олимпийскими играми?
    В) Сколько игр могло пройти за это время, если бы
    славная традиция не нарушалась?
    Г) Проверьте, проходили ли Олимпийские игры в
    годы реформы Солона? В год законов Дракона? (и т.п.)
    Д) Если с момента основания Олимпийские игры
    регулярно проходили на протяжении 1170 лет, то в
    каком году они прекратились?
    Е) В 708 г. до н. э. в программу Олимпийских игр было
    введено пятиборье. На каких по счёту играх это
    произошло?

    (Аналогичные задания: в 688 г. до н. э.
    введён кулачный бой, в 680 г. до н. э. – состязания
    на колесницах.)

    Учитель рассказывает об основных
    условиях и традициях проведения Олимпийских игр
    в древности, описанием или в эвристической
    беседе вводит основные понятия темы: атлет,
    гимнасий, ипподром, олимпионик, палестра,
    панкратий, пятиборье, стадий, стадион и др.

    Раз в четыре года по всей Греции
    объявлялось священное перемирие. Все войны
    прекращались, и в город Олимпию по всем дорогам
    стекались толпы народа. Начинались Олимпийские
    игры.

    Достоверно установлено, что Первые
    Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э.
    Однако, по мнению греков, в этот год состоялось
    возобновление Игр, а на самом деле самые первые
    Олимпийские игры организовал в глубокой
    древности великий герой Геракл. Просто из-за войн
    их долгое время не проводили.

    На Олимпийских играх в состязаниях
    могли участвовать все свободные греки: бедные и
    богатые, знатные и незнатные. И только женщинам
    входить в Олимпию запрещалось под страхом
    смертной казни.

    Почти за год до начала состязаний все
    участники игр обязаны были приступить к
    тренировкам в своем родном городе. Уже за месяц
    до открытия игр атлеты прибывали в Южную Грецию и
    там поблизости от Олимпии продолжали подготовку.


    II. Работа в группах

    Каждая группа получает пакет
    документов, с которыми работают, распределяя
    задание между собой и выполняет его
    микрогруппами. Все задания однотипны,
    различаются конкретным фактологическим
    материалом, поэтому можно предложить такие
    варианты каждого:

    Задание 1

    : На контурной карте
    “Древняя Греция и греческие колонии” отметьте
    место проведения Олимпийских игр и свой город,
    откуда ваша команда прибыла в Олимпию. Проведите
    на карте маршрут вашего путешествия и словами
    опишите его, сколько времени потребуется для
    достижения Олимпии (варианты: г. Пантикапей, г.
    Массилия, г. Кирена, г. Милет). На интерактивной
    доске представители групп прокладывают маршрут.

    (Презентация, слайд 15)

    Задание 2:

    Выcчитайте, в каких
    Олимпийских играх вы принимаете участие, если
    ваши соревнования проходят в (200 г., 148 г., 100 г., 72 г.)
    по древнегреческому календарю.

    Задание 3

    : Подготовьте рассказ об
    одном из состязаний от имени участника игр.
    (Варианты: состязания в беге и в прыжках в длину;
    состязания в метании копья и диска; панкратий;
    заезды колесниц)

    Задание 4.

    Составить рассказ об одном
    из отличившихся атлетов.

    III. Игра

    Учитель открывает её торжественными
    словами: “Священный мир объявлен по всей Элладе!
    Дороги на суше и на море безопасны. Ступайте же в
    Олимпию!” Праздник в Олимпии занимал пять дней. В
    первый день атлеты приносили жертвы богам,
    давали клятву бороться честно. Потом назначалась
    специальная комиссия. Это были главные судьи
    состязаний. Они следили за тем, чтобы соблюдались
    все правила игр. Запрещалось прибегать к
    незаконным приемам, убивать своего противника,
    спорить с судьями и подкупать их. За это
    наказывали плетью.

    Представление команд-участников
    происходит на основе заданий № 1 и 2. Праздник в
    Олимпии занимал пять дней. (Презентация, слайд
    17-24)

    В первый день атлеты приносили жертвы
    богам, давали клятву бороться честно. Потом
    назначалась специальная комиссия. Это были
    главные судьи состязаний. Они следили за тем,
    чтобы соблюдались все правила игр. Запрещалось
    прибегать к незаконным приемам, убивать своего
    противника, спорить с судьями и подкупать их. За
    это наказывали плетью.

    Следующие три дня были полностью
    посвящены соревнованиям. Олимпийские игры
    включали несколько видов спорта. Основные: бег,
    прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Все
    вместе они назывались пятиборьем.

    Команды рассказывают и, возможно,
    показывают те виды состязаний, к которым
    готовились заранее (задание № 3).

    Пятиборье начиналось с бега. Дистанция
    бега равнялась одному стадию – 191 м (отсюда –
    наше слово “стадион”). Бегуны развивали
    невероятную скорость. Если верить древним
    писателям, один бегун догнал зайца, другой
    обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после
    своей победы в беге смог даже сбегать из Олимпии
    домой, сообщить о своей победе и вернуться в
    Олимпию, чтобы принять участие в соревнованиях
    следующего дня. Всего за несколько часов он
    пробежал около 100 км.

    Следующим видом соревнований были
    прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка
    атлеты пользовались гантелями из камня или
    металла. В момент прыжка руки с гантелями резко
    выбрасывали вперед. Прыжки сопровождались
    музыкой. Музыка вообще была обязательна для
    соревнований. Она помогала атлетам соблюдать
    ритм.

    Метание копья и диска были третьим и
    четвертым видом состязаний в пятиборье. Пятым
    состязанием была борьба.

    В борьбе важно было не просто победить
    противника, но сделать это красиво. Для победы
    следовало заставить противника упасть три раза.
    Удары кулаком запрещались, но разрешалось
    толкать противника, применять подножку,
    прибегать к обманным уловкам.

    Самым прославленным среди борцов был
    Милон. Шесть раз подряд он становился
    победителем Олимпийских игр.

    Неизменный интерес зрителей на
    Олимпийских играх вызывали кулачные бои, которые
    проводились вне обязательных состязаний. В
    кулачном бою греки ценили ловкость и умение, а не
    грубую силу. Кулачный бой был опасным и трудным
    делом. Нередко борцы получали серьезные увечья.

    Захватывающее зрелище представляло
    соревнование колесниц, запряженных четверкой
    лошадей. Это состязание происходило на
    специально устроенном ипподроме. Само слово
    ипподром в переводе означает “лошадиный бег”.
    Победителем считался не наездник, а владелец
    лошадей. Выставить четверку лошадей могли лишь
    самые богатые люди. О лошадях-победителях
    слагались стихи, им ставили памятники. Но не
    меньшей славой пользовались и возницы, которые
    управляли колесницами. Повсюду в Греции
    рассказывали о подвигах Полидама. Этот возница
    одной рукой удерживал за колесо колесницу,
    запряженную четверкой лошадей.

    В последний, пятый день праздника
    раздавали награды. Глашатай (учитель)
    выкрикивает имена олимпиоников, участники и
    зрители приветствуют их словами: “Слава
    победителю!” Глашатaй с годостью сообщает, какие
    почести и привилегии ожидают героев на родине.
    ”Встречать олимпионика выйдет весь город.
    Правители устраивают в его честь пиршество, на
    главной площади поставят мраморную стелу с
    хвалебной надписью. Победители могут быть
    выбраны на высшие государственные должности, им
    будут предоставлены почётные места в театре, их
    освободят от налогов и до конца жизни будет
    кормить за общественный счет. Поэтому Греция
    прославляет атлетов в стихах, а их фигуры высекут
    из мрамора и отольют из бронзы” (слайд 25). Имя
    каждого победителя состязаний на Олимпийских
    играх вместе с именем его отца и названием города
    объявляли на стадионе. Атлета венчали венком из
    листьев дикой оливы, росшей у храма Зевса.
    Победителей в состязаниях колесниц награждали
    пальмовой веткой. Победитель возвращался в
    родной полис в пурпурной одежде и на колеснице.
    Весь город выходил ему навстречу. В его честь
    устраивали праздничный пир. Одну его статую
    ставили на городской площади, а другую – в
    Олимпии. В честь победителя родственники
    заказывали поэтам специальную песню. В ней
    прославлялся его род, полис и сам победитель.
    Потом эту песню исполняли на праздниках. Древние
    греки считали, что атлет победил не только
    благодаря своей силе, но и потому, что его
    выступление больше всего понравилось богам.
    Работа с эпиграфом. (Слайд 26)

    Закрепление: тест (слайд 27) на
    интерактивной доске (функция “шторка”).

    В заключении

    каждая группа
    оформляет коллаж по теме, где красочно, броско и
    лаконично рисуют, клеят, пишут самое
    запомнившееся и впечатлившее на уроке. За каждое
    задание группы получают фишки в виде
    древнегреческих амфор. Подсчитывается их
    количество. Коллажи вывешиваются на доске,
    подводится итог урока, группы получают оценки.

    Сохранить высокий эмоциональный
    настрой поможет творческое домашнее задание:
    сочинить поэму или надпись на стеле в честь
    олимпийского героя.

    Приложения

    Помимо Олимпийских, в Древней Греции
    проходили еще Пифийские игры в городе Дельфы. Эти
    состязания были посвящены богу Аполлону.

    Другим важным праздником для греков
    был праздник в честь богини Афины —
    покровительницы города Афин — Большие
    Панафинеи. Он отмечался раз в четыре года.
    Центральным событием этого праздника было
    шествие горожан. Веселые жители, неся в руках
    факелы, шли по городу к статуе Афины. Они несли
    богатые многочисленные дары любимой богине:
    одежды, произведения искусства, жертвенных
    животных, цветы. Затем проходили соревнования
    музыкантов и атлетические состязания. Праздник
    завершался пиром. Победитель награждался дарами
    Афины — венком из ветвей оливкового дерева и
    замечательной амфорой с оливковым маслом. Как
    известно из древней легенды, именно Афина
    подарила грекам оливковое дерево.

    Древние греки очень любили праздники и
    ценили таланты своих соотечественников.

    Состязания в беге.

    Дорожку делали в
    192 метра в длину, она была глиняной и посыпалась
    песком. Традиционно существовало три основных
    забега – забег в одну длину дорожки, диалос – две
    длины, и долихос — 20 или 24 длины. Бегали
    туда-обратно.

    Занять место нога к ноге – закричал
    глашатый. Бегуны поставили ноги ступая к ступне
    между специальными желобками, сделанными а
    нескольких сантиметрах друг от друга, и замерли.
    Это исходное положение было очень неудобным, но
    олимпийские правила славились своей суровостью.
    «Того, кто стартует слишком рано, надо
    бить»,– гласило одно из них, и значение
    желобков состояло в том, чтобы затруднить
    нарушение правил при старте. Судьи стояли
    наготове, держа в руках солидные рогатины…

    Затаив дыхание, напряженное ждали
    сигнала и участники, и зрители. Пропела труба, и
    бегуны рванулись вперед. Дистанция равнялась
    одной стадии, то есть 183 метрам, но бежать
    приходилось по глубокому песку. Снова поднялся
    многоголосный крик. Кричали, подбадривая себя,
    бегуны, кричали им в ответ зрители, и атлеты
    мчались с непостижимой быстротой.

    Углубление длиной более пятнадцати
    метров, в которое прыгали на олимпийских играх,
    называлось скаммой. На тщательно выровненной,
    мягкой земле ясно отпечатывались, следы ног, и
    если по отпечаткам было видно, что одна нога
    ступила впереди другой, прыжок не засчитывался.

    Прыжки всегда сопровождались музыкой,
    так же как метание диска или копья.

    ‘Запела труба, и атлеты снова на
    стадион. В руках у каждого были каменные или
    металлические гантели, при виде которых Лин
    тихонько вздохнул. Неужели он так и не справится
    с ними? Нет, он должен добиться успеха, как другие.
    А без гантелей прыгать нельзя – ведь они Т0ЧНее
    направляют размах руки, усиливают отталкивание,
    увеличивают длину прыжка, да и на землю легче
    стать твердо – так, чтобы ноги оказались точно
    рядом!

    Борьба

    . В борьбе в стойке побеждал
    тот, кто трижды кидал противника на землю. Борьба
    на земле велась до тех пор, пока один из
    противников не сдавался. Борьба панкратион
    велась до полной победы, пока противник уже не
    мог двигаться. Нельзя было кусать противника и
    выбивать глаза.

    Широко расставив ноги и выдвинув
    правую немного вперед, борцы вытянули руки и
    вобрали голову в плечи так, что спина и затылок
    слегка приподнялись. Такая поза затрудняла для
    противника нападение. Но приступить к борьбе не
    спешили и неподвижно стояли друг против друга.
    Замер и стадион. Самые шумные из зрителей молча,
    напряженно следили за борцами.

    Внезапно статуи ожили. Один из борцов
    молниеносным движением схватил противника
    поперек туловища и перебросил его через голову.
    Однако тот не упал. С такой же быстротой, круто
    повернувшись, он подставил врагу подножку, и
    соперники сразу перешли от неподвижности к
    яростному сражению. Наносить удары правилами
    борьбы было запрещено, но подножки, толчки и
    различные хитрые уловки, обманывающие
    противника, разрешались. Борцы то хватали друг
    друга за ногу, пытаясь повалить, то зажимали
    голову врага между ногами, то мертвой хваткой
    захватывали шею. Густая пыль, поднятая ими, почти
    скрывала их иногда от глаз зрителей. Наконец один
    из них вспрыгнул другому на голову, просунул
    локти ему под подбородок, а ногами охватил тело и
    сковал таким образом свободу движений врага.

    Солнце уже поднялось высоко, и жара
    становилась нестерпимой, но ни один человек не
    покидал своего места. Все с нетерпением ожидали
    следующего состязания – метания диска. Но Лин
    уже так устал, что едва смог смотреть, как
    дискоболы принимали первую исходную позицию,
    перенося центр тяжести на широко расставленные
    ноги, потом, выдвинув правую ногу, выносили диск
    другой рукой вперед. Перехватив диск правой, они
    широкими взмахами раскачивали его вниз и назад,
    поворачивая одновременно голову и тело вправо.
    Это выглядело точь-в-точь как в знаменитой статуе
    Мирона «Дискобол», которую Лин хорошо знал.

    Атлеты медленно обходили стадион. В
    руках у каждого было копье – шест в рост
    человека, толщиной в палец, с закругленной
    шишечкой на конце. Закругление это придавало
    верхушке копья необходимую тяжесть, без которой
    оно не могло бы правильно лететь. Да и безопаснее,
    так как Лин знал об одном трагическом случае,
    когда атлет нечаянно убил мальчика, бежавшего
    через площадь к палестре.

    Наибольшей славой пользовался Милон. С
    детских лет он носил на плечах теленка и повторял
    это упражнение ежедневно. (Какой в нем смысл?
    Почему Милон носил не мешок с песком?) В 540 г. до и.
    э. Милон победил в состязаниях мальчиков-борцов
    на Олимпийских играх, он оставался непобедимым
    борцом на протяжении тридцати лет. (Во
    скольких Олимпийских играх Милон одержал
    победы?)

    Обычно Милон сокрушал противника,
    обрушиваясь па него всей тяжестью своего тела.
    Однажды никто не решился выступить против Милона
    и он получил победу без борьбы. Направляюсь к
    судьям за венком, атлет поскользнулся и упал на
    ровном месте. Зрители потребовали не давать
    венка атлету, который падает на землю без
    противника. Но Милон гордо ответил, что он упал
    только один раз и очень хочет видеть того, кто
    сможет бросить его во второй и третий раз
    (поражение засчитывали при троекратном падении
    борца на землю). Желающих это сделать не нашлось.

    Рассказывали самые удивительные
    истории о силе Милона. Когда он учился в школе, то
    в комнате, где происходили занятия, внезапно
    рухнула колонна. Милон держал па своих руках
    перекрытие до тех пор, пока все не покинули дом, и
    сам выбежал последним. Он часто демонстрировал
    свою силу: намотав на голову воловьи жилы и
    сдержав дыхание, Милон разрывал их напряжением
    мускулов. Когда Милон становился на бронзовый
    метательный диск, политый оливковым маслом,
    никому не удавалось столкнуть его с места. Даже
    смерть Милона была необычной. Будучи глубоким
    стариком, он захотел разорвать руками
    пень, который клиньями не могли разрубим, дровосеки.
    Но пень защемил ему руку, и ночью Милон стал
    добычей волков.

    В V в. до и. э. прославился Феаген.
    Когда ему было девять лет, он поднял на плечо
    поправившуюся ему бронзовую статую, стоявшую на
    рыночной площади, и унес к себе домой. Феагена
    заставили статую отнести на прежнее место, а
    молва о его силе распространилась по всей Элладе.
    За свою жизнь на различных состязаниях он
    получил 1400 победных венков.

    Рассказывали и о подвигах Полидаманта,
    который превосходил ростом всех своих
    современников. У се6я на родине, гуляя по склонам
    горы Олимп, он встретил льва и, безоружный, одолел
    его. Атлет удерживал за колесо колесницу,
    запряженную четверкой лошадей. Однажды
    Полидамант схватил в стаде самого огромного и
    свирепого быка за ногу и, сколько тот ни
    вырывался, не выпускал его. Наконец, бык,
    рванувшись изо всех сил, убежал, но его копыто
    осталось в руке атлета. Друзья Полидаманта как-то
    раз устроили пирушку в пещере. Внезапно потолок
    ее треснул и грозил обрушиться, Полидамаит
    попытался удержать его руками, но это ему не
    удалось, и могучий атлет погиб.

    Знаменитые атлеты отличались крепким
    здоровьем и долго жили. Они участвовали в
    состязаниях восьми, а то и десяти Олимпийских
    игр, были способны нести тяжелую военную службу;
    рассматривали войну как подготовку к гимнастике,
    а гимнастику как подготовку к войне.

    Презентация

    Следующий: