Урок русского языка в 6-м классе. Повторение изученного по теме Имя прилагательное


Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи.

Знать: морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, правила правописания имен прилагательных.

Уметь: находить прилагательные, определять их роль в тексте, правильно употреблять имена прилагательные в речи.

Оборудование: индивидуальные карточки, этимологический словарь, аудиозапись
А. Вивальди. Концерт для виолончели №2.

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.
Цель: объяснить учащимся цель урока.

Учитель: Прочитайте тему урока. Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Учащиеся: мы должны повторить все, что знаем об имени прилагательном, правила правописания имен прилагательных). Верно, мы повторим морфологические и синтаксические признаки имен прилагательных, выясним роль имен прилагательных в речи. Начинают урок знатоки – они работают у доски по карточкам, а мы с вами побываем на уроке грамматики у Митрофанушки.

2. Сценка «Урок грамматики у Митрофанушки» (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Цель: развитие интереса к урокам русского языка и литературы.



3. Проверка индивидуальной работы учащихся по карточкам.
Цель: формировать навык работы с этимологическим словарем;
развивать умение составлять связный устный рассказ на лингвистическую тему;
отработать умение выполнять морфологический, словообразовательный
разбор имени прилагательного;
формировать умение образовывать имена прилагательные сравнительной,
превосходной степени, определять их синтаксическую роль в предложении.

Учитель: Вот так Митрофанушка определяет, что такое прилагательное. А как вы, ребята, ответите на вопрос, что такое имя прилагательное? (Учащийся рассказывает правило). Почему же Митрофанушка назвал дверь именем прилагательным? Давайте обратимся к этимологии.

1)«Этимологическая страничка».
Прилагательное (лат.) – «нечто прибавленное», «приложенное».
Эпитет (греч.) – «приложение». Художественное, образное определение.
Прилагательное… Уже в самом имени содержится намек на то, что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Давайте заглянем в глубь истории.
Многие грамматические термины имеют корни в латыни. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. И в латыни этот термин звучит похоже, перевод «нечто приложенное, прибавленное». Греческое слово эпитет (образное определение) у нас тоже применяется. Почти каждое прилагательное является эпитетом.

Например:
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет…

Лес, оказывается, может быть не только зеленым, а юным, а дым не только серым. Имена прилагательные описывают предмет, как будто рисуем его красками.

2) — Какой частью речи является слово «яркими» в предложении:
Яркими красками радуют нас по утрам январские морозы.
Докажите.
Яркими – имя прилагательное. Во-первых, обозначает признак предмета: красками (какими?) яркими. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: качественное, употреблено в полной форме; имеет непостоянные морфологические признаки: употреблено в творительном падеже, множественном числе. В-третьих, в предложении является определением.
- Образуйте, если возможно, степени сравнения этого слова. Какую синтаксическую роль они выполняют?
Это качественное прилагательное, оно имеет степени сравнения: ярче (простая сравнительная) – в предложении является сказуемым, более яркий (составная сравнительная) – в предложении может быть определением и сказуемым, ярчайший (простая превосходная), самый яркий (составная превосходная) – в предложении является чаще определением.

3) – Какой частью речи является слово «птичьем» в предложении:
Радость слышится в птичьем пении.
Докажите.
Птичьем – имя прилагательное. Во-первых, обозначает принадлежность: в пении (чьем?) птичьем. Во-вторых, имеет постоянный морфологический признак: притяжательное, употреблено в предложном падеже, единственном числе, среднем роде. В-третьих, в предложении является определением.
- Разберите это слово по составу. Каким способом оно образовано?
Корень птич- (чередование ч//ц), суффикс –й-, окончание –эм. Птичий – образовано от слова птица суффиксальным способом.

4. Работа с текстом (на партах – распечатанный текст стихотворения И.С. Бунина «Оттепель»).
Цель: находить прилагательные, определять их роль в тексте, синтаксические признаки имен прилагательных.



Учитель: Давайте обратимся к стихотворению И.С.Бунина «Оттепель».

Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.

- Понравились строчки?
Задания:
- С помощью каких средств создается эта выразительность? (Эпитеты, олицетворение). Приведите примеры. («Небо смотрит», «слезится снег», «молодеет мир» – олицетворение; «ясным взглядом», «отблеск голубой», «прозрачно-бледный» снег – эпитеты).

- Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, союзное, сложносочиненное, состоит из 3 простых предложений. 1) простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными; 2) простое, двусоставное, распространенное; 3) простое, двусоставное, распространенное.
- Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

- Выпишите из данного текста имена прилагательные.
I вариант: притяжательные (божий);
II вариант: качественные (холоден, сыр, ясным, прозрачно-бледный, голубой);
III вариант: относительные (февральский, недавней).
- Как отличить качественные прилагательные от относительных? (Качественные прилагательные имеют степени сравнения, сочетаются со словом очень, имеют краткую форму).
- Найдите имена прилагательные с нулевым окончанием (холоден, сыр, божий).
- Назовите орфограммы в слове «недавней»?
- Расскажите правило правописания не с прилагательными.

5. Диктант с взаимопроверкой.
Цель: формирование умения различать не- приставку, не- часть корня, не – частицу;
формировать умение видеть ошибку и объяснять правильное написание не
с прилагательным.

 Неряшливый вид, небрежный почерк, негромкая музыка; не большой, а маленький дом; совсем не веселое настроение, небольшая, а интересная книга.

6. Работа по развитию речи.
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением имен прилагательных в речи.

Исправьте грамматические ошибки:

  1. Мой рисунок более красивее Петиного. (Мой рисунок более красивый. Мой рисунок красивее Петиного).
  2. Самую интереснейшую сказку написала Алена. (Самую интересную сказку написала Алена. Интереснейшую сказку написала Алена).
  3. Петин рисунок аккуратен и красивый. (Петин рисунок аккуратный и красивый. Петин рисунок аккуратен и красив).

7. Самостоятельная работа.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Правописание сложных прилагательных»;
развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.

- Подберите к выделенным словам сложные прилагательные. Объясните их написание.
Настали весенние дни. В прошлогодней траве проглядывают свежие стебельки. Ветер разносит аромат разогретой земли. Раскрываются почки на березах.
Слова для справок: (желто)коричневый, (ярко)зеленый, (юго)восточный, (бело)ствольный.

8. Работа с перфокартами.
Цель: проверить уровень усвоения темы «Одна и две буквы н в
суффиксах прилагательных».



 Листве…ый лес, румя…ый малыш, серебря…ая посуда, деревя…ый дом, глиня…ый горшок, стари…ые часы, ветре…ый день, тума…ое утро, торжестве…ое событие.

Ключ для самопроверки: Лиственный лес, румяный малыш, серебряная посуда, деревянный дом, глиняный горшок, старинные часы, ветреный день, туманное утро, торжественное событие.

- Когда в именах прилагательных пишется –нн- ? Почему слова оловянный, деревянный, стеклянный называют исключениями?

9. Творческое задание. Звучит музыка (А. Вивальди. Концерт для виолончели №2).
Цель: отработать умение употреблять имена прилагательные в речи.
- Послушайте. Опишите музыку (какая она?) именами прилагательными.

10. Домашнее задание: сочинить сказку (стихотворение) об имени прилагательном как части речи.
11. Итоги урока.
-Какова роль имени прилагательного в речи?
-Какие навыки мы закрепили сегодня на уроке?




Следующий: