Урок русского языка Употребление в речи имен прилагательных

Цель: отрабатывать практические умения и
навыки в нахождении, произношении, употреблении
и написании имен прилагательных.

Задачи:

  • закрепить знания учащихся об имени
    прилагательном;
  • сообщить исторический, научный, познавательный
    материал о березе, традициях на Руси;
  • обогащать словарный запас учащихся новыми
    словами, выражениями;
  • развивать устную и письменную речь, творческие
    и познавательные способности, смекалку,
    воображение;
  • создавать на уроке благоприятную атмосферу,
    ситуацию успеха, сотрудничества;
  • воспитывать бережное отношение к историческим
    ценностям и традициям русского народа, к природе;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за
    свою страну, за свой край.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Диск с презентацией
  • Экран
  • Магнитофон
  • Аудиозапись
  • Индивидуальные сборники (книжки-самоделки) — 20
    штук
  • Карточки (10×30):

СЛУШАТЬ

ПОЗНАВАТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

ОТВЕЧАТЬ

РАЗГАДЫВАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СОЗДАВАТЬ

ЧЕРНЫЕ

ВЕЛИКИЙ

НЕБЕСНАЯ

ВЕЛИКАЯ

НЕБЕСНОЙ

СВЯТОЕ

СВЯЩЕННОЕ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЧАСТЬ РЕЧИ

ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ВОПРОСЫ

КАКОЙ?

КАКАЯ?

КАКОЕ?

КАКИЕ?

Предварительная подготовка учащихся к уроку.

Задачи: учить детей самостоятельно добывать
необходимую информацию с использованием
различных источников; работать в группах;
готовить презентацию для сопровождения
собственного доклада; анализировать и оценивать
собственные творческие способности и
возможности.

  1. Программа “Познаем мир”.
  2. Стихотворение.

Оформление доски:

(до начала урока), (по ходу
урока).

ПРЕДСКАЗАНИЯ.

СЮРПРИЗ
УЧИТЕЛЯ.

ПОЛУЧИТЕ ПИСЬМО.

МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ.

МЫ УЧИТЕЛЯ.

ПОИГРАЕМ.

УРОКИ ЖИЗНИ.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

ПРОГРАММА “ПОЗНАЕМ МИР”.

МЫ СОАВТОРЫ.

9 апреляСЛУШАТЬ

ПОЗНАВАТЬ

РАССКАЗЫВАТЬ

ОТВЕЧАТЬ

РАЗГАДЫВАТЬ

СОЧИНЯТЬ

СОЗДАВАТЬ

ЧЕРНЫЕ

ВЕЛИКИЙ

НЕБЕСНАЯ

ВЕЛИКАЯ

НЕБЕСНОЙ

СВЯТОЕ

СВЯЩЕННОЕ

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Личностно ориентированная
основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Андрюхова Л.Л. Уроки развития речи в начальной
школе. Ростов-на-Дону, 2003.

3. Русский народ. Обычаи, обряды, предания,
суеверия и поэзия /Собр. М.Забылиным. – М.:
Автор,1992.

I. Организационный момент.

(2-3 мин.)

Ученики стоят около своих парт.

Учитель:

В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!

Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу!

Ученики желают друг другу добра.


Нашим гостям.
Чтобы гости захотели
К нам на урок прийти опять.

Ученики приветствуют учителей.


Мне нужна ваша поддержка.
Я верю в вас!
Улыбнитесь Уроку улыбкою радости познания.
А что вы ждете от сегодняшнего урока?

Ученики высказывают мнения.

(Выслушать ответы всех учеников.)

Учитель: Пусть ваши желания исполнятся.

После проведенных минут общения вы обязательно
поделитесь с нами и с Уроком своими мыслями и
чувствами.

Садитесь.

Учитель: Я предлагаю вам следующее построение
урока.

(Зачитать план с доски.)

  1. Предсказания.
  2. Сюрприз учителя.
  3. Получите письмо.
  4. Мы вдумчивые слушатели.
  5. Мы учителя.
  6. Поиграем.
  7. Уроки жизни.
  8. Творческое задание.
  9. Программа “Познаем мир”
  10. Мы соавторы.

Учитель: Согласны ли вы с таким планом урока?

Ученики соглашаются.


II. Постановка темы, задач урока.

(1 мин.)

1. ПРЕДСКАЗАНИЯ

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим
путешествие к тайнам русского языка, окружающего
мира, традициям и обычаям Руси, и познанию себя.

Каждый из вас на уроке будет (карточки со
словами помещаются на доску) слушать, познавать
новое, рассказывать, отвечать на вопросы,
разгадывать, сочинять, создавать новое.

Постарайтесь свою речь делать точной,
красочной, выразительной, полной, правильно
употреблять в речи имена прилагательные.
Уважительно относитесь к словам. Слово – печать
мысли.

III. Введение в тему урока.

(1 мин.)

2. СЮРПРИЗ УЧИТЕЛЯ

Я предлагаю вам, ребята, сегодня стать
соавторами очередного сборника.

А вот и первая страница.

Посмотрите внимательно и постарайтесь
сформулировать задание.

Ученики: Найти правильный вариант ответа на
предложенный вопрос.

Узнать закодированное слово.

IV. Проверка домашнего задания. (2 мин.)

Ученики выполняют работу.

Учитель: Назовите слово и докажите свой вариант
ответа.

Ученики: Береза.

Доказывают, формулируют правила об имени
прилагательном.

Учитель: Я очень довольна тем, что вы
добросовестно выполнили домашнее задание –
повторили весь изученный материал об имени
прилагательном.

Сегодня Урок мы посвятим Березе – Символу
России.

Стихотворение “ХОРОША РОССИЯ” (компьютер,
слайды).

V. Упражнения в нахождении, произношении,
употреблении и написании имен прилагательных в
речи. (18–20 мин.)

3. ПОЛУЧИТЕЛ ПИСЬМО.

Учитель:

Возьмите листочки с заданием под № 2.

Прочитайте первую часть письма.

Люди добрые, русские, здравствуйте!
От меня вам поклон земной.
Вас, на вашем уроке русского языка
Я приветствую всей душой!

С какими словами к вам обратилась березка?

Ученики отвечают.

Прочитайте вторую часть про себя, все ли вам
понятно?

Я б…реза — ____ д…рево с ____ ____ веточками,

с ____ ____ к…рой, покрытой ____ п…лосками. Свое
название получила по цвету к…ры.

Ученики высказывают мнения.

Сформулируйте задание.

Ученики: Вставить пропущенные буквы и
подходящие по смыслу слова.

Учитель: А что нужно знать, чтобы вставить
пропущенные буквы?

Ученики объясняют.

Правописание безударной гласной.

Цепочкой выходят к доске и делают
соответствующие записи доказывают правописание
безударной гласной.

А теперь дополните текст подходящими по смыслу
именами прилагательными.

Вспомните материал уроков по окружающему миру.

Можно работать в парах.

Когда рядом друг вы становитесь сильнее и
мудрее. Прислушивайтесь друг к другу.

Ученики работают в парах постоянного состава,
предлагают свои варианты учителю.

(Предложить учащимся, угадавшим слова, оформить
запись на доске.)

Учитель: Прочитайте запись на доске.

Ученики читают хором.

Учитель: Изменился текст? Как? Впишите имена
прилагательные в текст. Как их выделите?

Ученики записывают слова

в тексте сборника, подчеркивают.

Учитель: Что вы можете сказать о словах,
которыми дополнили письмо?

Ученики: Это слова – имена прилагательные,
потому что они отвечают какой?, какими? и
обозначают признаки предметов.

Учитель: А для чего нужны имена прилагательные?

Ученики: Без имен прилагательных наша речь была
бы непонятной и бедной, а имена прилагательные –
делают ее яркой и понятной.

(Поместить информацию на магнитную доску
“ПОВТОРИ”.)

Учитель: В будущем кто-то из вас обязательно
станет писателем.

Определите у имен прилагательных род и число.

Ученики выполняют.

Делают выводы.

Запишите однокоренные слова с корнем – берез и
разберите их по составу.

Ученики выполняют работу.

Зачитайте слова, прокомментируйте разбор слова
по составу.

Ученики: береза, березка, березовый, березняк
березонька, подберезовик.

4. МЫ ВДУМЧИВЫЕ СЛУШАТЕЛИ

Учитель: А сейчас я предлагаю вам послушать
легенду о небесной девушке. Опустите головы.
Закройте глаза. Позовите на помощь воображение.

Послушайте легенду. Постарайтесь услышать
имена прилагательные.

(Включить аудиозапись)

Давно это было. Забыли люди о доброте. Завидуют
и обманывают друг друга. Черные чувства в их
сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой лжи
покрывается. Земля стонет. Коркой зависти
покрывается. Великий стон до небес дошел.
Посмотрела дочь неба на Землю. Черные мысли людей
душат. Умирает она. Содрогнулась небесная
девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее
сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось, кусочки по
Земле развеялись. В человека попадут – человек
очищается. В дерево попадут – дерево белеет. Так
и появились на нашей Земле березы. Говорят, это
небесной жизни кусочек. Святое дерево. Священное
дерево.

Учитель: Назовите имена прилагательные. Как вы
определили? Найдите карточку с этим словом.
Поместите карточку на доску, рядом укажите число
и род.

(Вызывает к доске учащихся по желанию.)

Ученики выполняют задание.

На местах учащиеся проверяют работу детей у
доски, сигналами указывают на правильные и
неправильные ответы.

Учитель: Запишите словосочетания,
характеризующие березу.

Ученики записывают.

О чем заставляет задуматься эта легенда?

Ученики отвечают.

Учитель: Вы очень внимательные слушатели.

5. МЫ УЧИТЕЛЯ

Возьмите листок с заданием №3.

№1

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая…

№2

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками,
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…

№3

Стоит Алена,
У нее платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Прочитайте тексты. Поставьте рядом со словом
цифру-вариант правильного ответа.

Докажите, что под №3 загадка.

Кто автор строк под №2?

Ученики выполняют.

Из предложенных текстов найти и выписать
словосочетания к схемам:

1 вариант: сущ. Какой? Прил.

2 вариант: сущ. Какую? Прил.

Ученики выполняют.

Взаимопроверка по предложенному учителем
образцу.

6. ПОИГРАЕМ.

Поэты, писатели, композиторы, художники сумели
в своих произведениях передать красоту березы. А
найдутся ли у вас слова… (предложить картины
известных художников)

Наши красавицы просят вас вспомнить и записать
имена прилагательные на листочках, которые
характеризуют ее. Какая она? Работайте в группах.
Время на оформление -1 минута.

Ученики работают в группах.

Зачитайте слова. Все внимательно слушают и
оценивают работу ребят.

А какими словами, из предложенных вами можно
охарактеризовать человека?

Ученики…

7. УРОК ЖИЗНИ

Березе человек придает свои человеческие
качества, а какую боль может принести человек
этому красивому и ценному дереву?

Ученики.

Помните об этом и относитесь бережно ко всему,
что вас окружает.

8. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: