Урок русского языка Правописание неопределенных местоимений-существительных. 5-й класс

Цель урока

– развитие навыков слитного,
раздельного и дефисного правописания
неопределенных местоимений-существительных.

Задачи:

Обучающая

– научить правильно писать
неопределенные местоимения-существительные

Развивающая

– развитие правописных навыков
и орфографических умений, связанных с изучением
данного правила

Воспитательная

– воспитание бережного
отношения к языку

Оборудование

: учебник “Русский
язык”, 5 класс (Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,
Комисарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык.
Учебник для 5-го класса основной школы. В 2-х
книгах. Под научной редакцией академика РАО А.А.
Леонтьева. – М.: БАЛАСС, 2005); презентация Power Point,
дидактические материалы к урокам русского языка
в 5 классе.

Тип урока

– урок закрепления изученного.

Технологии

: ИКТ, проблемного обучения

Ход урока

1. Реализация домашнего задания.

У доски 1 учащийся выписывает из
домашнего упражнения все местоимения с
указанием их разряда (упр.143, Комисарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику
“Русский язык” Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В.,
Комисаровой Л.Ю., Текучёвой И.В. Пособие для
учащихся. – М.: Баласс, 2009)

Тестирование по теме “Разряды
местоимений-существительных” (карточки для
индивидуальной работы)

Языковая разминка. Презентация.
Слайд 1.


2. Опрос учащихся. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос. Презентация.
Слайд 2. Что мы знаем о неопределенных
местоимениях-существительных?

  1. Неопределенные местоимения-существительные
    называются так потому, что указывают на ….
  2. Не изменяются по родам, числам и падежам
    неопределенные местоимения-существительные…..
  3. Неопределенные местоимения-существительные
    образуются от…………… способом.


3. Формулирование темы и целей урока

.

– Проанализируйте записи. Презентация.
Слайд 3.



Что объединяет эти слова?

Почему они разделены на три группы?


НЕКТО
НЕЧТО

КТО-ТО
ЧТО-ЛИБО
КОЕ-ЧТО
ЧТО-НИБУДЬ

КОЕ У КОГО
КОЕ О ЧЕМ
КОЕ С КЕМ

– Сформулируйте тему и цели урока.


4. Постановка проблемных вопросов.

  • Когда неопределенные
    местоимения-существительные пишутся слитно?
  • Когда через дефис?
  • А когда раздельно?
  • От чего это зависит?

  • 5. Решение проблемы. Изучение нового
    материала.

  • Работа с правилом на стр.85.
  • Ответы на вопросы.
  • Наблюдения.

  • 6. Развитие орфографических умений

    .

    • Упр.490, коллективно. Составить словосочетания с
      полученными местоимениями.
    • Объяснительный диктант по упр.492

    Спросишь у кого-нибудь, посоветуйся с
    кем-нибудь, поговори кое с кем, догадался кое о
    чем, беседовать о чем-либо, сомневаться в чем-то,
    разбираться кое в чем.

  • Тестирование. Презентация.
  • Найдите лишнее слово в каждом ряду
  • :

    Кое (с) кем, кое (у) кого, кого (то)
    Не(кто), не (что), не (кого)
    С кем (то), как (то), о чем (то)

    • Запишите по памяти:

    Жалобу кому(то)
    Ветер шлет на что (то)
    И бушует люто:
    Не услышал кто (то).

    7. Подведение итогов. Задание на дом.

    Назовите ключевые слова темы.

    Расскажите о правописании
    неопределенных местоимений-существительных

    На дом: стр.84-85, упр.494. Творческое
    домашнее задание: создайте небольшую
    презентацию с контрольными тестами по теме (5-6
    тестовых заданий). Придумайте грамматическую
    сказку по теме урока.




    Следующий: