Урок – ролевая игра по теме: Выборы в I Государственную думу

Раздел Отечественной истории начала
ХХ в., касающийся образования и деятельности
первых политических партий и истоков
российского парламентаризма традиционно сложен
для усвоения учащимися. Учитывая значительное
количество партий, многообразный спектр
подходов к решению насущных задач развития
русского общества, учащиеся нередко смешивают
положения их программ, методы борьбы, лозунги,
лидеров и т. д. Данный урок помогает
систематизации и отработке материала, вносит
разнообразие в процесс преподавания и, как
правило, положительно воспринимается учащимися.

Цели урока.

Образовательная:

формирование,
углубление и корректировка знаний по теме
“Революция 1905-1907 гг.”.

Развивающая:

формирование умений
анализировать, сравнивать, делать выводы, давать
аргументированную оценку, навыка публичных
выступлений.

Воспитательная:

обогащение
социального опыта обучающихся на примере
программ политических партий.

Тип урока:

Обобщающий, с элементами изучения
нового материала.

Методы:

Проблемный, частично-поисковый,
наглядный.

Формы работы:

Беседа, самостоятельная работа
учащихся, оппонирование программам, дискуссия.

Оборудование урока:

Доска, “избирательные бюллетени”,
“наглядная агитация” политических партий,
мультимедийная техника.

Основные понятия:

Политическая партия, законодательный
орган, ответственное правительство, гражданские
свободы

Подготовительный этап:

Приблизительно за неделю до данного
урока учитель объясняет классу о предстоящей
форме работы и распределяет соответствующие
задания. Пять учеников получают задания
подготовить выступления по политическим
программам “Меньшевиков”, “Конституционных
демократов”, “Союза 17 Октября”, “Союза
Русского народа”, “Трудовой группы”
с тем,
чтобы представить эти программы классу –
“избирателям”. Остальные учащиеся получают
задание самостоятельно составить по 2-3 вопроса
каждой партии на основе знаний по материалу темы.
В классе, подготовленном к подобным формам
работы, возможно определить ведущего
“избирательной кампании”. Заранее определяется
состав “счётной комиссии”.

В последующие дни учитель ведёт
индивидуальную работу с учениками,
представляющими политические партии. Чтобы урок
достиг поставленных целей, особое внимание
уделяется следующему:

1. Содержанию выступлений. Ученики
должны свободно ориентироваться в материале, с
тем, чтобы уметь быстро и по существу ответить на
вопросы класса. Довольно часто следуют вопросы о
механизме реализации “предвыборных обещаний”,
поэтому программы должны быть максимально
приближенными к событиям изучаемой эпохи, а не
строиться по абстрактному принципу.

2. Форме подачи выступления. Учителю
следует заранее прослушать выступления и внести
необходимые коррективы. Следует также настоять,
чтобы дети подготовили наряду с выступлениями
“наглядную агитацию”: листовки, слайды и т. д.
Это внесёт в урок динамизм и оживление.
Определятть жёсткий алгоритм выступлений
нецелесообразно – это может лишить их
индивидуальности.

Время урока:

Спаренный урок (2х40 мин).


Ход урока:

Вводный этап.

В начале урока учитель кратко
характеризует обстановку в стране в конце 1905 –
начале 1906 гг. Путём фронтальной беседы уместно
вспомнить основные положения Манифеста 17
октября 1905 г., смысл терминов “политическая
партия”, “представительный законодательный
орган”, краткое содержание и цели
Избирательного закона декабря 1905 г.

Далее перед классом ставится проблема:
необходимость выбрать законодательный орган
власти. Даются соответствующие пояснения, как
это будет происходить.

Этап “предвыборной агитации”.

Ученики – “представители
политических партий” получают по 8-10 минут на
“предвыборную речь” и столько же – на ответы на
вопросы класса. Порядок выступлений
определяется учителем по собственному
усмотрению.

“Предвыборное собрание” ведёт сам
учитель, или кто-то из учеников – в зависимости
от уровня подготовленности класса. Задавая
собственные вопросы выступающим, учитель
осуществляет корректировку знаний учащихся по
партийным программам и акцентирует внимание на
ключевых проблемах жизни страны начала ХХ в.
Вопросы могут касаться следующей тематики:

  • содержания партийных программ и механизма их
    реализации;
  • возможных политических альянсов данной партии
    с другими во время парламентской деятельности;
  • взаимоотношений с официальным правительством;
  • целей думской деятельности;
  • отношению к конкретным событиям революции,
    определённым классам и сословиям, формам и
    методам решения главных проблем жизни страны и т.
    д.

“Голосование”.

По окончании “предвыборной агитации”
“счётная комиссия” раздаёт “избирательные
бюллетени”, заранее подготовленные учителем.
Осуществляется голосование и подсчёт голосов.
Результаты голосования выписываются на доску.

Подведение итогов.

Учитель делает выводы по работе класса
и предлагает занести в тетради реальные
результаты выборов в I Государственную думу в 1906
году. На данном этапе урока уместно применение
мультимедийного проектора. Через постановку
проблемных вопросов путём фронтальной работы
учитель объясняет позицию большевиков и эсеров в
период выборов, а также механизм появления в Думе
группы “трудовиков”. Тем же способом выясняются
причины складывания подобной расстановки
политических сил в составе Государственной думы
и возможные перспективы её деятельности.
Предлагается сопоставить цели Избирательного
закона с составом Думы. Таким образом учитель
подводит изучаемый материал темы к следующему
уроку о деятельности I Государственной думы.

Литература:

1. Верт Н. История Советского
государства (1900-1991 гг.). М., 1992.

2. Исаев А. История государства и права
России. М., 1994.

3. Пайпс Р. Русская революция. Т. 1. М., 1994.

4. Пушкарёв С. Россия 1801-1917: власть и
общество. М., 2001.

5. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3.
История России. ХХ век. М., Аванта+, 1996.

Следующий: