Урок ритмики. 5-й класс. Метроритм


Основная цель предмета ритмики – развитие у учащихся музыкальности, чувства
ритма, творческой активности и фантазии.

Задачи:

  • укрепление общефизического состояния учащихся;
  • развитие двигательных функций, координации
    движений;
  • развитие творческих способностей, фантазии;
  • исправление некоторых физических недостатков
    (плоскостопие, увеличенный прогиб в
    поясничном отделе, сутулость).

Содержание курса ритмика имеет
несколько разделов:

  • Элементы музыкальной грамоты;
  • Упражнения на развития тела «Разминка»;
  • Упражнения на различные виды бега, шага,
    прыжков;
  • Сюжетно-образную драматизацию;
  • Танцевальные элементы. Танец.

В начале курса подобно изучается три первых
раздела на простых движениях, а затем,
возвращаясь к этим же разделам, планируются
более сложные упражнения, в более быстром темпе,
включая элементы из остальных разделов. Все
обучение проходит по спирали. Предложенный урок
совмещает 2 раздела: музыкальная грамота и
упражнения для развития тела «Разминка».
Рассчитан он на средний уровень учащихся. Такой
урок можно проводить на любом году обучения, т.к.
он опирается на некоторые понятия и навыки,
которые учащиеся получили на других уроках в
школе. Такие уроки, как правило, положительно
влияют на память, внимание, слух ребенка,
эмоциональное состояние. Учащиеся осознано
учатся владеть своим телом. Использование
игровой формы на уроке способствует поддержание
интереса к предмету

Тип урока: комплексный урок с
изучением нового материала

Цели:

  • знакомство с понятием «метроритм»
  • осознание ритмической выразительности музыки
  • тренировка чувства ритма

Оборудование: магнитофон.

Музыкальное сопровождение для
«разминки»:
любой музыкальный материал с
размером 2/4

ХОД УРОКА

I. Вводная часть. Организационный
момент.



– Поклон.
– Озвучивание темы урока.



II. Упражнения на выработку и
совершенствование двигательных навыков.
Комплекс «Разминка»
(Приложение
1
)

– Исполнение разминки
– Отработка неточностей в движениях, в положении
рук и ног.
– Повторное исполнение.



III. Знакомство с понятием «метроритм»

Метр – греческое происхождение (означает
«мера»). Метр – непрерывное чередование
сильных и слабых долей. Вслушиваясь в
музыкальное произведение, мы ощущаем
равномерность. Это напоминает, жизненные
процессы в организме человека (сердцебиение,
дыхание).
Ритм – чередование звуков различной
длительности в их последовательности,
образующих ритмический рисунок. Ритм – один из
основных элементов выразительности мелодии.
Любое неточное исполнение ритмического рисунка
приводит к искажению самой мелодии. Метр и ритм
неразрывно взаимосвязаны – понятием метроритм.

Отгадайте загадку:

Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …

Ответ: Размер

Работа с метроритмом начинается с определения
размеров музыкальных произведений.

Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.

Прослушивания музыкальных примеров. В
качестве примеров можно взять небольшие пьески с
ярко выраженным музыкальным размером. (для
размера 2/4.
«Аннушка» – чешская народная песня, «Полька»;
для размера 3/4 спокойный, размеренный вальс.)

Музыкальный размер 2/4характерен
для польки – легкого подвижного танца
.

Имеет одну сильную долю, одну слабую. Образное
объяснение и показ дирижерского жеста: сильная
доля-земля (руки вниз), слабая – небо (руки вверх).
На сильную долю хлопок перед грудью, слабые доли
– палец о палец. Поделить на 2 половины: 1 –
сильные доли, 2 – слабые (использовать хлопки,
притопы, прыжки).

Музыкальный размер 3/4характерен
для вальса – плавный, изящный, элегантный танец
.

Имеет одну сильную долю, две слабых. Образное
объяснение и показ дирижерского жеста: сильная
доля – земля(руки вниз), 1 слабая доля — ровное
поле (руки в сторону), 2 слабая доля – небо (руки
вверх). Хлопки перед грудью на сильную долю, палец
о палец на 2 слабые доли. Поделить на 3 команды: 1
команда – сильные доли, 2 команда – 1 слабая доля,
3 команда – 2 слабая доля. Использовать: хлопки,
притопы, прыжки.
Можно делить: ученики и учитель (сильные, слабые
доли) для 2/4, 3/4.

Перерыв (игра «Баба сеяла горох» – Приложение 2)

Содержание игры: Постараться
«прочесть» в движении. Движения должны быть не
произвольными, а опираться на его ритмическую
основу. Характер движения подсказывается
текстом.

IV. Приемы работы над ритмическими
рисунками

1. Узнавать знакомые песни по ритмическому
рисунку, исполняемому без музыкального
сопровождения.
2. Прохлопать ритмический рисунок в кругу по
очереди (каждому достается какая-то длительность
соответственно последовательности их
чередования в мелодии).
3. Пройти шагами знакомый ритмический рисунок
с частичным выключением музыкального
сопровождения (пропеть мелодию про себя).
4. Применять прием «эхо». Учитель прохлопывает
придуманный ритм, а все вместе или по одному его
повторяют. Можно, например, наиграть мелодию.

5. Прохлопать ритмический рисунок, пройти его
шагами без дирижирования, затем (по-возможности)
с дирижированием.

V. Подведение итога урока

– Что мы узнали нового?
– Что такое метроритм?

Учащиеся самостоятельно выставляют оценки
за свою работу.

Домашние задание: придумать
ритмический рисунок и исполнить его с помощью
различных движений. Для более слабых учеников
можно предложить просто ритмический рисунок,
исполненный хлопками.

Использованная литература:

1. Программа «Ритмика и бальные танцы» для
начальной и средней школы. 1998.
2. И.В.Лифиц «Ритмика» учебное пособие.
Издательски центр «Академия» 1999.
3. Т.А.Затямина. Музыкальная ритмика Москва
«Глобус» 2009.




Следующий: