Урок-резюме Углерод и его соединения

Тип урока: Обобщающий

Форма урока: Комбинированный

Методы работы:

Цели урока:

1. Закрепить знания учащихся по изученной теме
«Углерод и его с оединения» для решения
реальных жизненных задач.

2. Научить переносить имеющиеся знания в
область творческой исследовательской
деятельности.

3. Продолжитьвоспитание коммуникативной
личности.

4. Воспитание у учащихся культуры здоровья.

5. Формирование культуры выполнения
лабораторных опытов.

6. Стимулировать интерес учащихся к предмету.

Оборудование: компьютер с
мультимедийным проектором,
экран,образцы,лабораторное оборудование.

Девиз: «Единственный путь, ведущий к
знанию ,- это деятельность»

План урока

На сегодняшний день сохранение и укрепление
здоровья населения — одна из наиболее актуальных
проблем. Собственное здоровье и способы его
сохранения интересуют всех нас. Имея базу
теоретических знаний по данной теме попробуем
вникнуть в самую глубину проблемы, объяснить
влияние данного вопроса на организм человека и в
итоге найти выход из сложившейся ситуации, а
также разработать меры профилактики.

На столе: ракушки, спил дерева,
карандаш, колба с углекислым газом, комнатное
растение.

Вопрос: Что объединяет эти предметы? И
как они связаны с темой урока?

1.Углерод-химический элемент.(учащиеся после
характеристики углерода как химического
элемента, что углерод в природе существует в виде
аллотропных видоизменений- алмаза и графита,
отмечают причину разных свойств алмаза и
графита.

«Уголь- ценнейшее из полезных ископаемых»

Интересно одно из специфических свойств угля, с
которым мы встречаемся в сказке «Мороз
Иванович»: «Между тем рукодельница воротится,
воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая
затейница: коли вода нечиста, так свернет лист
бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного
насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в
нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да
сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно
хрустальная» Какие методы очистки воды
использует Рукодельница?

Объясняя описанное явление, учащиеся отмечают
здесь два метода очистки воды- фильтрование и
адсорбцию — и дают определение последнего.

Одно из наиболее очевидных свойств угля -
горение. Учащимся предлагается написать
уравнение этой реакции и привести другие примеры
проявления углеродом восстановительных свойств
и записать уравнения реакций.

Творческое задание:

- В большую открытую емкость поместили свечу и
зажгли ее. Свеча горела нормально. Затем в сосуд
поместили вату и подожгли ее. Вата загорелась, и
через несколько секунд свеча погасла. Объясните,
почему погасло пламя свечи.

Демонстрация опыта: К газированному напитку
прилить лакмус

Почему меняется окраска напитка?


Рациональный выбор топлива Интенсификация фотосинтеза Очистка промышленных выбросов от
углекислого газа
1. Замена угля и нефти газом 1. Горение свечи на открытом воздухе 1. Колба с известковой водой к концу
урока помутнела, что доказывало наличие
углекислого газа в атмосфере классной комнаты
2. Широкое использование
альтернативных, экологически чистых источников
энергии, таких, как энергия Солнца, ветер, тепло
земных недр и другие;
2. Горение свечи под банкой. 2. Поглотитель углекислого газа
-гидроксид кальция.
3. Внедрение энергосберегающих
технологий и эффективное энергосбережение.
3. Горение свечи в закрытом сосуде в
присутствии зеленого растения
3. Более рациональный способ
регенерации воздуха- использовать пероксид
натрия.
4. Растения служат своего рода
корректорами изменения концентраций
компонентов воздуха.

Сегодня, согласно подсчетам Всемирной
метеорологической организации, ежегодно в
атмосферу Земли выбрасывается в среднем около 1т
диоксида углерода на душу населения. Снижение
содержания этого вещества в атмосфере не
представляет опасности для здоровья, повышение
же концентрации небезразлично для организма. При
содержании в воздухе 3-4% углекислого газа

человек ощущает головную боль, шум в ушах, пульс
замедляется, а при концентрации 10% могут
наступить потеря сознания и смерть. Именно по
содержанию углекислого газа оценивают чистоту
воздуха в помещениях.В жилых помещениях оно не
должно превышать 0,1%.

Класс разбили на три группы. Группам предложили
рассмотреть один из возможных вариантов решения
этой проблемы.

Изменение содержания углекислого газа в
атмосфере, его влияние на здоровье.

Участники каждой группы отмечали, что
перенасыщенность воздуха углекислым газом
отрицательно сказывается на состоянии и
дыхательной системы человека, и кровеносной
системы.

После выступлений групп мы предложили учащимся
класса выбрать оптимальный подход к решению
проблемы и обосновать свой выбор, а также
рекомендовать мероприятия, которые уже сегодня
можно провести в районе местожительства (посадка
деревьев, особенно хвойных. вырубка старых
насаждений, облагораживание улиц, дворов,
ликвидация свалок)

Вывод: При отсутствии интенсивного
загрязнения атмосфера может самоочищаться.
Проблемы же возникают, когда человек своим
вмешательством нарушает природные системы.

Экспериментальные задания прикладного
характера:

- Точный состав напитков держится в секрете. Но
на этикетках все же указаны составные части;
газированная вода, сахар, краситель,
ароматические вещества, кофеин. Как
экспериментально определить наличие в лимонаде
диоксида углерода. Кислоты, присутствие
красителя?

Выполнение лабораторного опыта:

1.Анализ на углекислый газ.

2.Адсорбция красителя.

3.Анализ на кислоту.

Вопросы и задания для обсуждения

  • Как можно удалить углекислый газ из напитка?
    (Вспомните о зависимости растворимости газов в
    воде от различных условий.)
  • Почему гидрокарбонат натрия реагирует с
    напитком быстрее, чем карбонат кальция?

Вывод урока.

Итог урока.

Домашнее задание: решить задачу При
спокойном дыхании (16 вдохов в минуту) в течение
одного вдоха в легкие поступает около 400 мл
воздуха. Определите объем (н. у.) и массу кислорода
и углекислого газа, содержащихся в том объеме
воздуха, который проходит через легкие человека
за час. В воздухе 21% кислорода и 0,03% углекислого
газа по объему.( Ответ: 81 л, или 115 г кислорода;
0,1 л, или 0,2 г углекислого газа ).

Приложение 1.

Видеофрагмент 1.

Видеофрагмент 2.

Следующий: