Урок-рефлексия по литературе

1. Исходная точка зрения

Литература на сегодняшний день – это не только
и не столько учебный гуманитарный предмет. Это
книга жизни. На уроках литературы формируется
личностное отношение к прочитанному. Познание
здесь происходит через переживание и проживание
жизни вместе с литературным героем с учетом
своего личного жизненного опыта. Из одного и того
же художественного образа разные учащиеся
“почерпывают” разные грани, аспекты, стороны.
Ученик занимает позицию соавторства. При
прочтении литературного произведения
первоначально происходит понимание, а затем
познание. Познание позволяет делать собственные
выводы, прежде всего для самого себя. Л. С.
Выготский писал: “Само по себе произведение
никогда не может быть ответственно за те мысли,
которые могут появиться в результате его”.

Здесь в подлинном смысле любить произведение,
литературу означает знать ее.

2. Предмет обсуждения

Понять художественное произведение и
литературу вообще можно через рефлексию
(один из способов создания на уроке условий
проживания, переживания вместе с литературным
героем). Существует несколько понятий рефлексий
разных ученых. Я понимаю ее, как размышление за
другое лицо, способность понять, что думают
другие герои. Результатом этого является
изменение отношений учащихся к своим знаниям,
умениям, к самому себе. Как можно прожить,
переосмыслить то, что он узнал на уроке? Итак, для
этого необходимо создание рефлексивно –
познавательной среды, которая создаст условия
для рефлексивного, зеркального отражения того
или иного произведения.

3. Концептуальные положения

Рефлексивно – познавательная среда на уроке
характеризуется наличием проблемно –
конфликтной ситуации. Проблемной – поскольку
имеющееся у учащихся знания и умения являются
непригодными, и необходимо адекватное
преобразование их для нахождения творческого
решения; и конфликтную – ибо нужны активные
усилия для достижения успеха (конфликт с самим с
собой при решении проблемы). Рефлексивно –
познавательная среда на уроке характеризуется:

  • наличием рефлексивного полилога
  • проблемностью
  • рефлексивностью
  • личностностью.

Процесс обучения и воспитания в рефлексивном
полилоге выступает не как воздействие учителя на
учеников, а как разновидность деятельности,
посредством которой ребенок работает над своим
развитием в благоприятной среде и с помощью
педагога, выступающего в роли консультанта. При
построении полилога очень важную роль на любом
уроке играет постановка проблемы, то есть
создание проблемно – конфликтной ситуации. И
конфликтность ситуации при решении какой – либо
творческой задачи преодолевается благодаря
личностной рефлексии, а проблемность –
благодаря интеллектуальной рефлексии. Таким
образом, представления и образы проблемной
ситуации трансформируется в результате их
переосмысления, интеллектуальной и действенной
реализации при решении творческих задач в рамках
предмета.

Таким образом, равенство в процессе общения на
уроке, его открытость, реализация обратной связи,
воплощение интересов и смыслов, открывают новые
смыслы и создают общее смысловое поле, в
результате чего рождается интенсивный полилог
(полифония голосов, мыслей чувств, эмоций).

Полилог – живая ткань рассуждения.

Очень важным при создании рефлексивно –
познавательной среды на уроке является
организация на уроке пространства и времени с
целью проживания той эпохи, в которой было
создано литературное произведение. При этом
рамки урока как бы раздвигаются.

Все перечисленное выше является составляющим
при создании рефлексивно-познавательной среды,
которая способствует развитию творческого
мышления и воображения учащихся.

4. Мои педагогические находки

Для развития творческих способностей и
воображения учащихся в своей практике я
использую следующие типы уроков:

Нестандартные:

Урок — театр (по творчеству Гоголя, Островского)

Урок — суд (Суд над Пугачевым)

Урок — путешествие в душу (биография и
география)

Ток — шоу (“Акулы пера”)

Школа искусств (конкурс ораторов)

Литературная гостиная (бал литературных
героев)

Урок — композиция (по лирике разных поэтов)

Урок- новелла (рассказ о нескольких эпизодах
жизни героев).

Интегрированные:

Урок – брифинг (пресс – конференция)

Литература, изобразительное искусство, музыка
(“Времена года”)

Урок – бенефис (сольный спектакль)

Урок — проповедь

Ролевые игры

Уроки – проекты (самостоятельность и
творчество детей).

Гоголь “Ревизор” (итоговый урок-инсценировка)

Пушкин “Капитанская дочка”

Игры на уроках литературы.

С точки зрения методологии и творчества это вид
непродуктивной деятельности, который
заключается не в результате, а в процессе. В
истории человеческого общества игра
переплеталась с магией, культовым поведением,
искусством и т.д. Она играет важную роль в
обучении, развитии, воспитании детей, выступает
как средство психологической подготовки к
будущим жизненным ситуациям.

“Играть- манипулировать со случаем”,- говорил
Новаллис

Игра активизирует творческое мышление детей.

Виды игр, используемые мною на уроках
литературы для развития творчества и
воображения детей:

“Бином фантазии”

“Елочка ассоциаций”

“Помидор космоса”

“Метод фокальных объектов”

“Структурный (морфологический) анализ”

Игра “хорошо — плохо”

“А что было бы, если…” (метод гипотез)

Деформация слов

Конструирование загадок

Перевирание сказок

“Помоги литературному герою” и др.

Метод творческого чтения является
также одним из способов создания
рефлексивно-познавательной среды на уроках
литературы (художественное чтение,
комментированние, беседа, постановка проблемы и
творческого задания по жизненным наблюдениям).

Детское сочинение - это своеобразная
форма самовыражения, самосознания ребенка.
Посредством сочинения дети делятся
впечатлениями, переживаниями с учителем,
классом. Ценность детского сочинения
определяется по тому, насколько в нем нашли
отражение чувства, мысли ребенка, свежесть
восприятия им каких- либо явлений.

Взрослые же должны научиться видеть ростки
творчества в детском восприятии окружающего.
Поэтому задача не в разработке методики
написания сочинений, а в поисках условий
организации литературного творчества.

Необходимо дать возможность учащимся
проявлять инициативу, показывать свою
индивидуальность.

Тематика определяет содержание сочинений,
поэтому всякая новая тема- это новое содержание.
Однако, сегодня форма, а не содержание выступает
системообразующим фактором, определяющим
назначение сочинения. В результате все
богатейшие возможности этого вида обучения
ставятся в полную зависимость от правильности
написания текста, что исключает всякую
возможность самостоятельного раздумывания над
поставленной темой. Ведь ясно, что в творческой
работе трудно запланировать количества
предложений. Поэтому и даются ученикам узкие
скучные темы, которые не затрагивают их ум и
эмоции.

Выделяются две основные группы тем:
репродуктивная и творческая.

Темы первой группы предполагают раскрытие
какого-либо отдельного факта, явления,
связанного с опытом детей или отдельным учебным
предметом.

Вторая группа — темы творческие, написание
которых требует от ребенка творческой
переработки всего фонда полученных знаний.

Творческие темы формируют самое главное:
потребность в самовыражении, в сопереживании,
формируют умение переносить и связывать знания
из разных областей, размышлять над разными
фактами и явлениями. Тем самым создаются условия
для раскрытия всех интеллектуальных и духовных
возможностей детей.

Необходимо вызывать у ребят постоянный интерес
к работе. Этот момент очень важен для мотивации
речевого творчества, ведь именно то, как
отреагирует ученик на задание, во многом
определяет его выполнение. Творческие темы
должны отвечать ожидаемому результату:
многоаспектному охвату действительности,
проявлению эмоционально- оценочного суждения,
т.е. затрагивать не только ум ребенка, но и его
чувства.

Темы творческих сочинений могут быть
различными, например, цикл “ Времена года”: “О
чем может рассказать весенняя сосулька”, “ Что
увидел вернувшийся домой жаворонок”, “ Разговор
березки с жаворонком” (ВЕСНА);

“О чем рассказали колосья”, “Приключения
солнечного луча”, “ Первый полет галчат” (ЛЕТО);

“ Осень – художник”, “Разговор падающих
листьев”, “Осинкам холодно” (ОСЕНЬ); “В зимний
лес за сказкой”, “Мелодии зимнего дня”, “Жалобы
воробья” (ЗИМА) и т. д.

Творческие сочинения:

  • формируют личность ребенка в целом (творческое
    мышление, эмоциональное восприятие);
  • обогащают содержание литературного
    образования, выступая средством обучения
    различным учебным предметам, привлекая
    внешкольный опыт детей;
  • могут являться оценкой результативности
    обучения по всем направлениям (образование,
    развитие, воспитание);
  • реализуют преемственность между начальным и
    средним звеном, между средним и старшим в
    организации обучения развитию речи.

5. Результативность

Воображение обеспечивает:

  • построение образа продукта труда;
  • создание программы поведения в неопределенных
    проблемных ситуациях и др.
  • развитие творчества, одним из признаков
    творчества является создание новых полезных
    комбинаций, образов, смыслообразов (авторские
    сочинения, стихи, художественные эссе, сказки –
    миниатюры);
  • повышение положительной мотивации к изучению
    литературы;
  • нахождение новых смыслов в понимании
    литературы: литература – книга жизни;
  • развитие познавательной активности учащихся;
    инициативы.

Цели урока:



Создание рефлексивно — познавательной среды на
уроке для:

  • Осмысления и переосмысления сказочных образов
    и героев;
  • Совместного проживания содержания
    художественного материала;
  • Перехода от стереотипного восприятия
    художественного материала к рефлексивному;
  • Совместной групповой и коллективной работы;
  • Развития воображения и творчества учащихся.

Использование предметных практических приемов
и упражнений для развития воображения учащихся.

Формирование навыков рефлексивного (образного,
ассоциативного) мышления учащихся.

Культивирование “рефлексивного” читателя.

Формирование и развитие в ходе урока новых
ценностей и смыслов — открытие учащимися для себя
“нового” Пушкина; актуальности и жизненность
изречения: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым
молодцам урок”; личностное восприятие учащимися
сказок А.С. Пушкина; сопричастность сказочным
образам и героям.

Задачи урока:

  • Активизировать и актуализировать знания
    учащихся по творчеству А. С. Пушкина с целью их
    подготовки к восприятию нового программного
    материала. Повторить и обобщить известные детям
    понятия по теории литературы и словарной
    лексике.
  • Сформировать у учащихся навыки осмысленного
    чтения и понимания на примере следующих сказок
    поэта “Сказка о мертвой царевне и семи
    богатырях”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.
  • Научить детей образному восприятию
    художественного текста литературного героя.
  • Научить учащихся навыкам первичного (образного
    ассоциативного) рефлексивного мышления.
  • Сформировать навыки совместного группового
    взаимодействия.
  • Научить ребят творчески решать проблемные
    задания.

Оборудование урока:

Доска с высказыванием А.С. Пушкина, стенды с
черновиками по творчеству поэта, стенд с
зеркалом “Свет мой, мой зеркальце скажи…”,
портрет А.С. Пушкина, карточки – тренажеры,
цилиндр, трость, музыкальное сопровождение.

План урока

Вступление.

Поэтическое обращение Пушкина к своим
читателям – потомкам.

Рефлексия.

“Зеркало в нашей жизни”. По сказке А. С. Пушкина
“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Поэтическая разминка:

Работа по теории литературы.

Позиционная дискуссия (так ли бабка
хороша) по “Сказке о рыбаке и рыбке”.

Творческая работа.

“Приносит ли рыбка счастье своими дарами?”

Заключение.

Прощания автора с читателем.

Ход урока

Первый этап.

Учитель входит в класс в образе А.С. Пушкина
(цилиндр, сюртук, брюки, бант, трость). Звучит
музыка П.И. Чайковского. Учащиеся сидят по
заранее сформированным группам (принцип
формирования групп произвольный).

Слова Пушкина:

Мороз и солнце! День чудесный
Стихи не ждут, мой друг прелестный!
Пора, отпрянь от дел, проснись,
Открой навстречу Музе взоры
И здесь, в литературном споре,
Моментом истины явись…
Вернемся к сказкам моим снова,
Ведь сказка – ложь, да в ней намек.
Всмотритесь в зеркало по-новому,
Там современникам урок…
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
В сказках жизни отраженье,
Вдохновенье и прозренье.

Второй этап.

Учитель снимает шляпу и обращается к ученикам
со словами:

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана
Владимировна. Вы сейчас увидели и услышали, как
сквозь глубину веков обратился к вам поэт и
писатель, с творчеством которого вы знакомы с
самого раннего детства. Сказки Пушкина вы
впервые слышите от мамы, затем знакомитесь с ними
в школе, наверное, каждый раз открывая для себя
все новые грани его творчества.

Сегодня на уроке мы попытаемся осмыслить и
переосмыслить некоторые сказочные сюжеты,
сказочных героев, посмотреть на них с другой
точки зрения. Поработаем в группах, вспомнив
средства художественной выразительности,
изученные вами ранее, увидим, как можно работать
над литературной лексикой разными способами.

Возможно, вы откроете для себя сегодня
“нового” Пушкина и надеюсь, что создадите
интересные творческие работы.

- А теперь давайте вспомним, какие сказки
Пушкина вы знаете. Перечислите их. (Учащиеся
называют сказки).

- А в какой сказке Пушкина главная героиня
постоянно обращалась за советом к зеркальцу? С
какой целью она это делала? (“Сказка о мертвой
царевне…”, за советом, поговорить).

- Как, по-вашему, зеркало – это “кто” или
“что”? (“Кто”, так как оно разговаривает).

- А если “кто”, то почему царица разговаривает
именно с зеркалом, а не с человеком? (Не было
друзей). Значит, зеркало было для нее
собеседником.

- А каково, ребята, вообще предназначение
зеркала в жизни человека? (Отражение).
Следовательно, зеркало – это наше отражение.

- А хотели бы вы в своей жизни иметь такое
говорящее зеркало?

- А к кому мы можем обратиться через зеркало? (К
себе, своему “я”).

- Может ли нам зеркало как собственное
отражение, дать ответ, какие мы? Всегда ли нам он
понравиться? (Нет).

- Почему? (У нас есть достоинства и недостатки).

- А как, ребята, в литературе называется этот
художественный прием? (Говорящее зеркало –
олицетворение).

- А какие еще художественные средства (тропы) вы
знаете? (Эпитеты, метафоры, сравнения, антитезы)

Третий этап.

Учитель:

Я предлагаю вам помочь нашим литературным
героям и составить “Подорожные грамоты” (первое
задание).

Первая группа вставляет пропущенные
эпитеты в грамоты для Царства царя Салтана, для
Деревни Рыбацкой, для Тридевятого царства
Дадона.

Вторая группа вставляет в эти же отрывки
метафоры.

Третья группа – сравнения. После
составления грамот учитель просит прочитать
составленные тексты, продемонстрировав всю
поэтичность и выразительность сказочной речи
(прием творческого прочтения)

Второе задание.

А сейчас поработаем со сказочным словом. Из
предложенных отрывков Пушкинских сказок
выберите слова, являющиеся устаревшими и
составьте словарь “Незаслуженно забытые
слова”. Дайте современное толкование этих слов.

Третье задание.

Ребята вы хорошо знаете, что свои сказки поэт писал
ямбом. Сыграем в игру “буриме”, в которую играли
еще в те времена. Слово “буриме” образованно от
двух французских слов, обозначающих
“рифмованный конец”.

Работаем вновь по группам с разными видами этой
игры.

Первая группа:

По готовым рифмам 1-я строчка придумывается
совместно. Листок с написанными на нем рифмами
передается по кругу, и каждый придумывает по
строчке, придерживаясь одного размера стиха.

Вторая группа.

Раздаются листики с написанными на них одними и
теми же рифмами. Учащиеся работают индивидуально
над своим стихотворением, выбирается лучшее и
декламируется.

Третья группа.

Предлагается разновидность буриме – сказочная
чепуха. Учащимся дается столько рифм, сколько
игроков. Игроки сочиняют строчки на свою рифму,
не зная, что пишут другие. Когда стихотворение
собирается, получается веселая чепуха.

По истечении времени учащиеся декламируют
работы.

Четвертый этап:

Учитель опять надевает цилиндр и выступает в
роли Пушкина:

Вы молодцы, мои друзья,
Вполне трудом доволен я.
Оценка высшая у вас,
Вы показали супер – класс!
Есть у меня еще творенье,
Там главные герои — рыбка и рыбак
Ты загляни сегодня в сказку эту,
А все ли там уж просто так?

Учитель снимает цилиндр и обращается с
вопросом:

-А какого еще центрального персонажа “Сказки о
рыбаке и рыбки” нам не назвал Александр
Сергеевич? (Старуха).

-На ваш взгляд, какой это персонаж –
отрицательный или положительный?
(Отрицательный).

-Не кажется ли вам, что в каждом из нас живет
старуха? (Собирательный образ). Что он
подразумевает, этот собирательный образ? (Наши
желания, потребности).

-Да, действительно, это мы с вами, наши желания,
потребности, которые у нас возникают.

Давайте попробуем рассмотреть образ старухи с
разных сторон.

Задание по группам будет следующее.

Позиционная дискуссия:

Первая группа ответит на вопрос:

Наша бабка хороша? Хороша (все лучшее)

Вторая группа:

Наша бабка плоха? Плоха (все худшее).

Третья группа:

Ни плоха, ни хороша,

Что таит ее душа? (Найти компромисс)

Дополнительные задания для групп:

По мере выполнения подберите для старухи
оценочные эпитеты (выступления групп).

Пятый этап.

Учитель продолжает беседу:

-А кто в сказке является исполнителем желаний
старухи? (Рыбак)

-Как вы думаете, приносила ли счастье рыбка
своими дарами?

Ответить на это вопрос вам поможет зеркальце. Я
в роли золотой рыбке задаю вам вопрос:

“Приносила ли я, рыбка, счастье своими золотыми
дарами?” А вы мне ответите, как отраженье в
зеркале от ее же имени:

Первая группа:

В виде сочинения — миниатюры

Вторая группа:

Сочинения — сказки.

Третья группа:

В стихотворной форме.

Учащиеся после составления работ читают свои
ответы через рамку воображаемого зеркала,
проявляя свои литературные и творческие
способности.

Задание на дом будет следующее: Какой вопрос
лично вы могли бы задать зеркалу и какой ответ
могли бы получить. Напишите творческую работу
“Свет мой, зеркальце, скажи…” (в любой форме).

Шестой этап:

Заключение (учитель в образе автора):

Потомок, добрый мой читатель!
Тебя за все благодарю.
Тебе, сказитель мой, мечтатель,
Я лучшие стихи дарю.
Вы сказки заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли -
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили.
Смогли вы различить, ей–ей,
Где, скажем, ямб, а где хорей.
Здесь нет еще и сотой доли
Того, что педагог смог дать.
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать?

Учитель снимает цилиндр, еще раз благодарит
всех за урок.




Следующий: