Урок Реакция замещения с учетом УУД


Моменты УУД Этапы урока Действия учителя Действия ученика
Мотивация.(для чего необходимо
знать)

Всё. что происходящие вокруг нас. Определим путь познания
темы

Учитель : нас окружает мир
веществ. Кажется, они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой, и
задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные
знания. Загадка: Она идёт, она пришла, никто не скажет, что пришла. Тема
над которой мы сегодня работаем, будет необходима нам на протяжении всех
лет обучения химии, поможет правильно давать характеристику химической
реакции, осознать явления,
Ученики слушают, делают для
себя вывод: какое значение, смысл имеет для него учение.
Целеполагание(постановка учебной
задачи на основе соотнесения того,что знают и чего не знают.
Целеполагание Обучающие – рассмотреть
новый тип химической реакции – реакции замещения; научить писать
уравнения реакций замещения; формировать умение предсказывать продукты
реакций замещения; дать первоначальные
понятия об электрохимическом ряде напряжений металлов.
Развивающие – развивать умения ставить несложные проблемы,
формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать
умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами. продолжить
формирование умений оформлять результаты учебного эксперимента;
развивать способность к адекватному само– и взаимоконтролю,
систематизация материала, моделирование процесса, выделение главного);
Воспитательные – продолжить формирование научного
мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в
парах «ученик-ученик», «учитель-ученик», а также наблюдательность,
внимание, инициативу.
Оценивание усвоенного содержания Актуализация знаний.

Актуализация изученных способов действий, фиксирование индивидуальных
затруднений в выполнении пробного задания

Учитель. На прошлом уроке
вы познакомились с классификацией химических реакций. По каким признакам
классифицируют реакции?
Ученик. Реакции
классифицируют по количеству вступивших и образовавшихся веществ и по их
составу
Учитель. С реакциями
каких типов вы познакомились?.
Ученик. С реакциями
разложения и соединения
Учитель. Дайте
определение реакции разложения.
Ученик. Реакцией
разложения называется реакция, в результате которой из одного сложного
вещества образуется несколько простых или сложных веществ.
Учитель. Какая реакция
называется реакцией соединения?
Ученик. Реакцией
соединения называется реакция, в результате которой из двух или более
простых или сложных веществ образуется одно сложное вещество
Учитель. Для чего в
схемах химических реакций расставляют коэффициенты?

Учитель


проверяет домашние вопросы отвечающим, выставляются оценки.

Даёт самостоятельную работу(на карточках)

Ученик. Для того чтобы
соблюдался закон сохранения массы веществ
Химическое явление – это процесс,
сопровождаемый ___________________ веществ.

Химические процессы
записываются с помощью _____________________________.

Химическое уравнение состоит из _______________ и
____________________ части.

В ________________ части записываются продукты реакции, а в
_____________ части – исходные вещества.

Масса веществ, вступающих в реакцию, ________________ массе веществ,
образующихся в ходе этой реакции.

Химические реакции, идущие с выделением теплоты, называются
_____________________.

Химические реакции, идущие с поглощением теплоты, называются
________________________.

Признаки, по которым можно судить о прохождении химической реакции:

а) ______________U_________
б) ________________________
в) ________________________
г) ________________________
д) ________________________.

Способность к мобилизации сил и
волевого усилия для выполнения задания
.
Самостоятельная работа (8-10
минут)

Допишите реакции, расставьте коэффициенты и укажите
типы химических реакций.

1 вариант

1) MgO+CO2=
2) NO2+O2=
3) Na 2 O+H 2 O=
4) KClO3=
5) CO+O2=

2

вариант

1) KNO3=
2) SO2+O2=
3) SO3+H 2 O=
4) NO+O2=
5) К 2 О+Н 2 О=



Критерии оценки

Максимально можно набрать 15 баллов (по 1 баллу – за правильно
дописанное уравнение реакции, за правильно указанный тип химической
реакции, за правильно расставленные коэффициенты)

на «5″ – 15-14 баллов
на «4″ – 13-12 баллов
на «3″ – 11-10 баллов

После выполнения заданий учащиеся, сидящие за одной партой,
обмениваются работами. Ученики взаимно проверяют работы с помощью
эталона ответа (на экране высвечиваются верные ответы) им выставляют
отметки по вышеуказанным критериям.

Ставят цель ,выбирают способ
действия, определяется средство
Изучение новой темы. Учитель даёт памятку по
выполнению опыта и его исследования. Организует парную работу.
Памятка

1. Внимательно прочитай свой лабораторный опыт.

2. Какие вещества вступают во взаимодействие в твоей ситуации?

3. Что происходит с этими веществами?

4. К каким явлениям – физическим или химическим – можно отнести твою
ситуацию? Дай обоснованный ответ.

5. Попытайся записать схему данного процесса.

6. Если сможешь, то уравняй схему.



7. Сравни состав исходных и конечных продуктов реакции.

8. Сделай вывод на основе твоих рассуждений.

Л.О.1

.Опустите железный гвоздь в раствор сульфата меди. Что
наблюдаете? Спрогнозируйте, что образовалось ещё?.Запишите уравнение,
укажите признаки, по которым мы определили, что реакция прошла.

Л.О.2

.опустите алюминий в раствор хлорида меди. Что произошло?

Л.О.3

.Опустите медную проволоку в раствор сульфата железа.

Коммуникативные УУД(сотрудничество
в поиске и сборе информации из исследования реакции)
Учитель:

Подводит под понятие,
учитывает разные мнения, разрешает конфликт.

Первоначальное ознакомление с электрохимическим рядом.

Познавательные УУД(Построение
логической цепи рассуждений)
Учитель. Чтобы составить
уравнение химической реакции, надо предположить, какие вещества
образовались в результате этой реакции. (Учитель у доски объясняет
принцип составления уравнений реакций такого типа)
Из уравнения реакции видно, что получился газ водород. Открою вам
маленький секрет: вы сейчас прошли тем же путем, который проделал
английский химик Генри Кавендиш. Именно он предложил такой способ
получения водорода в лаборатории.
Учащиеся самостоятельно
расставляют коэффициенты

Zn+HCl—-
Zn+H 2 SO4———
Al+HCl——
Al+H 2 SO4——
Ca+H 2 O——
Na+H 2 O—-

Но водород еще нужно собрать.
Догадайтесь, как собрать водород в другую пробирку.
Учитель. Что находится в
пустой пробирке?
Ученик. Нужно закрыть
пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опустить в другую
пробиркуник-газ водород.
Первичное закрепление с
проговариванием вслух.

На данном этапе в форме коммуникативного
взаимодействия в парах сравнивают изученную реакцию замещения с другими.

Коррекция

(сличение способа действия с эталоном)

Первичное закрепление. Учитель даёт памятку ,по которой
учащиеся будут сравнивать.

Учител

ь проверяет работу по
сравнению

Памятка “Как проводит сравнение?”

1. Определите объекты сравнения(ответьте на вопрос: что такое?)

2. Сформулируйте цель сравнения.

3. Выделите главный признак сравнения.

4. Сопоставьте сравниваемые объекты по одним и тем же выделенным
признакам.

5. Выясните все признаки сходства и различия объектов.

6. Объясните причины сходства и различия. Сделайте вывод

Сравнить реакцию замещения с другими. Составить алгоритм их различия
с помощью общих буквенных формул.

(А+ВС=АС+В)



По аналогии выбирают нужную реакцию,
выполняют действия по алгоритму
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
.
Учитель контролирует, Из предложенных ниже уравнений
химических реакций выберите те, которые относятся к реакциям замещения:

1 вариант:

а) 2NO + O2 = 2NO
б) PbCl2 + Zn =
Pb + ZnCl2
в) Na2CO3
+2HCl = 2NaCl + CO2 + H2O
г) 2Cu(NO3)2
= 2СuO+4NO2+O2
д) SO3 + H2O
= H2SO4

2 вариант:

a) MgCO3 = MgO + CO2
б) Fe2O3
+ 2Al = Al2O3 + Fe
в) H3PO4
+ 3KOH = K3PO4 +3H2O
г) 2KClO3 =
2KCl + 3O2

д) Mg + O2 =
MgO

2. Из следующих схем выберите те, в которых речь идет о реакциях
замещения:

а) оксид кальция + вода = гидроксид кальция
б) хлорид бария + нитрат серебра = хлорид серебра + нитрат бария
в) оксид меди (II) + углерод = медь + оксид углерода (IV)
г) сульфат железа (III) = оксид железа (III) + оксид серы (VI)

Компетентностно-ориентированное
задание.
Компетентность разрешения проблем (
Включение
в систему знаний и повторение)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
МАТЕРИАЛА
Учитель ещё раз подводит под
понятие реакции замещения. Итак, сегодня вы познакомились еще с одним
типом химических реакций – реакциями замещения. Узнали, что продукты
реакций замещения можно предсказывать, используя электрохимический ряд
напряжений металлов. Теперь для закрепления полученных знаний выполните
упражнения.
На доске предложены схемы реакций замещения. Укажите, какие из этих
реакций можно осуществить, а какие – нет. Дайте развернутый ответ.
(Спрашивать по одному ученику на составление каждого уравнения реакции)
Аспект – Целеполагание и
планирование деятельности
Ученики
: Расставляют коэффициенты в схемах возможных химических
реакции.
Ag+H 2SO4=
Fe+HCl=
AgNO3+Cu=
CuO+H2=
Al+FeSO4=
Fe(NO3)3+Hg=
Al+H 2SO4(р-р)=
На экране высвечиваются эталоны ответов
Рефлексия учебной деятельности.

Организуется самооценка учениками собственной учебной деятельности,
намечаются дальнейшие цели деятельности

Рефлексия Учитель: Как, по вашему мнению,
вы уяснили тему? Чтобы ответить на последний вопрос, заполните “книгу
отзывов и предложений”, которая лежит у вас на столах. Просмотрев ваши
ответы, я вижу, как мы поработали сегодня, что понято сразу, а над чем
ещё предстоит работать на следующих уроках.

Учитель:

По этой
таблице мы проверяем выполненную работу, корректируя ваши знания и
проверяем, что вами усвоено, над чем работать дальше.

Как, по вашему мнению, вы уяснили тему?

Заполнение таблицы

“Что дал тебе урок?”

Ф.И.ученика в группах ти опр.
Тип
Использование степени окисления при составлении химических формул
веществ
Определение исходных веществ в химическом процессе Определение конечных продуктов в химическом процессе Запись схемы химического процесса Уравнивание левой и правой частей схемы химического процесса
Компетентностно-ориентированное
задание.
Коммуникативная компетентность.
Домашнее задание Учитель комментирует домашнее
задание.
Аспект – Публичное выступление
Одному ученику подготовить к следующему уроку сообщение
на тему “Применение различных видов химических реакций в повседневной
жизни”
Определить жанр своего выступления. Подготовить план, уделив особое
внимание логическим связям между отдельными частями выступления.
Отобрать наглядные материалы, которыми будете пользоваться. Выступить
перед классом и ответить на вопросы своих одноклассников.
Остальным учащимся задание по учебнику Н.Новошинской “Химия-8”, параграф
№ 29, пов 28, упр.1-3



Следующий: